Неопозитивистская социология
Современный позитивизм, или неопозитивизм, продолжает традиции эмпиризма, восходящие еще к философии Беркли и Юма, но акцентирует внимание на логико-лингвистическом и логико-семантическом анализе языка науки. С 50-х гг. XX в. он вытесняется аналитической философией, что связано в основном с неудачами реализации программы неопозитивизма, вызванными его стремлением упразднить классическую философскую проблематику, дать всеохватывающий анализ языка науки на основе принципов верификации и конвенциализма. Однако по сути аналитическая философия не выходит за рамки неопозитивизма и речь скорее идет лишь о терминологической замене. Такая “живучесть” позитивизма объясняется прежде всего состоянием производства и науки, слабым использованием фундаментальных теорий в общественной жизни, ее разобщенностью. Только в 50-е гг. появляется более глубокий интерес к фундаментальным исследованиям, внедрению их в производство, росту наукоемкости труда. Это и привело к кризису основной идеи позитивизма — отрицания философии как науки, ее мировоззренческой функции.
Позитивистская социология на всех этапах развития (позитивизм, махизм, неопозитивизм, аналитическая философия) эволюционировала в направлении роста многообразия специальных исследований и эмпирических обобщений, подменяя философские проблемы конкретно-научными. Ее задача заключалась в описании и понимании действительности, но не в объяснении ее, ибо первое достигается с помощью методов чувственного познания (наблюдения, вживания), а второе требует аргументации и обоснования. Обращение к специально-научной проблематике (анализ интересов различных слоев и групп, конфликтных ситуаций, хозяйственной жизни, способов создания рациональной организации производства и т.д.) придало позитивистской философии своеобразный “практический характер”, сблизило ее по способности решать практические задачи с конкретными науками. Однако, как считает швейцарский философ Э. Агацци, философии есть что сказать даже в тех областях, в каких наука достигла наиболее впечатляющих успехов. Так, ни теория относительности, ни квантовая теория не дали окончательных решений, не “устранили такие классические проблемы философии природы, как проблемы времени, пространства, причины и детерминации; напротив, развитие этих теорий сообщило этим проблемам еще более острый характер”66. В отличие от знаний, получаемых в естествознании непосредственным наблюдением, или в математике посредством рассуждений, философия вводит третий тип знания — знание, получаемое путем рефлексии. Последняя возможна при исследовании не отдельного, ограниченного фрагмента, а глобальной ситуации67. Позитивистская попытка сведения философских проблем к конкретно-научным является поэтому не обоснованной. Человека, например, можно изучать комплексом физико-химико-биологических наук, но это не раскроет специфику человека как человека68.
В последние десятилетия в аналитической философии произошел поворот к мировоззренческой проблематике, к связи философии с частными науками, возрос интерес к социальной философии. Общество стали рассматривать как ценность саму по себе и как инструмент для воплощения интересов и потребностей индивидов. В круг аналитической философии все больше вовлекаются нетрадиционные проблемы: индвидуальности человека, насилия в современном мире и другие, свидетельствующие о поиске путей многомерного понимания человеческой жизни, возрастает стремление к единому философскому видению мира. Аналитики стали проявлять позитивный интерес к марксизму, а также к феноменологической философии Э. Гуссерля, которая основывается на понимании феномена как “предмета, непосредственно данного” сознанию. Согласно Гуссерлю, предметное бытие имманентно присуще сознанию; оно обретает “объективный смысл” благодаря отнесенности к сознанию. Предметное бытие и сознание коррелятивны, соотносительны. Сознание есть двуединство, включающее ноэзис, или предметную направленность мыслящего сознания, и ноэму, т.е. предметное содержание, которое по существу является значением. Обращение феноменологии к “самим предметам”, связанное с отказом от признания абсолютной противоположности бытия и сознания, означает нетождественность субъекта и объекта познания как в науках о природе, так и в науках об обществе. Антипозитивистская позиция феноменологии, а также экзистенциализма и герменевтики была использована вторым поколением франкфуртской школы, в частности Ю. Хабермасом, для своеобразного объединения антипозитавистских направлений на почве неомарксизма. Тем ядром, которое объединяет различные направления философской мысли, становится “философия действия”, вытеснившая лидирующую до последнего времени в позитивистской социологии “философию сознания”, а также “организмическую модель” человека и общества (проецирование на общественную жизнь дарвиновских принципов естественного отбора и борьбы за существование). Таким образом, под давлением фактов и потребности общественного развития, приобретающей все более общечеловеческий характер, позитивизм начал переходить от решения частных проблем к решению фундаментальных проблем с позиций, сближающих его фактически с марксизмом.
Дата добавления: 2021-04-21; просмотров: 334;