Классическая социология XIX в.
1. О. Конт и Г. Спенсер – основатели социологии.
В истории социальной мысли О. Конт (1798-1857) известен как «отец-основатель» социологии. Социология или социальная физика как он ее первоначально называл, согласно Конту, опирается на методологию естественных наук, опытные данные, наблюдение и эксперимент. Конт полагал, что социология должна быть отделена от философии и от других наук, не базирующихся на опытном знании. Идейной основой социологической концепции О. Конта явился «закон трех стадий», согласно которому каждое общество в своем развитии проходит три этапа: 1) теологический, когда в обществе господствуют религиозные представления; 2) метафизический, ведущую роль в духовном развитии начинает играть философия; 3) позитивный, главная роль отводится научным знаниям. Значительное внимание О. Конт уделял методам социологического исследования и пытался их систематизировать. Он выделил 4 метода: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод.
Вторым основателем социологии явился английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903) . Он известен как основатель «органической школы» в социологии, сторонник идей универсальной эволюции. Г. Спенсер пытался методологически обосновать социальный организм, т.е. такой подход к анализу общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом. По мнению Г. Спенсера существует ряд фундаментальных черт, позволяющих уподоблять общество биологическому организму. Во-первых, общество и организм в отличие от неорганической материи растут и развиваются. Во-вторых, процессы роста общества и организма сопровождаются увеличением сложности их органов и частей. Третье, как в обществе, так и в организме в ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур. Четвертое, в случае расстройства жизнедеятельности общества или организма отдельные их части могут продолжать существовать. Аналогия общества с организмом, которую развивал Спенсер, имеет познавательное значение. Спенсер явился предшественником системного подхода в социологии. Спенсер ввел в научный оборот такие понятия как социальная система, социальный институт. Он выделял 6 типов социальных институтов: родства, образования, политические, церковные, профессиональные и промышленные. В своих социологических работах он исследовал эволюцию этих социальных институтов.
2. Социологические идеи К. Маркса (1818-1883). Несмотря на философскую и идеологическую ориентацию марксовой теории общества, она содержит немало ценных идей, обогативших общественную науку 19 века. Если кратко суммировать наиболее существенные идеи социологической теории Маркса, то они заключаются в следующем:
1) В объяснении законов общественного развития и изменения Маркс отводил решающую роль экономической сфере (способ производства, производственные отношения).
2) Развитие общества представлялось в виде смены формаций с присущим им способом производства. Эта концепция сыграла важную роль в анализе генезиса капитализма.
3) Маркс создал одну из первых теорий социальной стратификации. Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, он представил социальную структуру общества как отношения между экономическими классами.
4) Детерминистский подход к анализу общества позволил Марксу высказать идею о необходимости изучения личности как носителя общественных отношений, заложив тем самым основы ее социологического анализа. Социальная теория Маркса оказала значительное влияние на мышление ученых 19 и 20 вв. Творчество выдающихся социологов - Э. Дюркгейма, М. Вебера и др.- впитало в себя многие ценные идеи К. Маркса, оставляя в стороне его политический и идеологический радикализм.
3. Социология Э. Дюркгейма (1858-1917). Э. Дюркгейм много внимания уделял вопросам изучения методологии социологического познания, полагая вслед за О. Контом, что она должна ориентироваться на методы естественных наук. По его мнению, предметом изучения социологии выступают «социальные факты», которые следует «изучать как вещи». К социальным фактам он относил прежде всего различные явления моральной жизни – традиции, обряды, обычаи, правила поведения человека. Эти явления общественной жизни существуют объективно и независимо от индивида, они воздействуют на него, заставляя его вести себя определенным образом. Объективность существования социальных фактов и позволяет изучать их как «вещи», т.е. методами, аналогичными методам естественных наук - через наблюдение, сравнение, опытную проверку гипотез и др.
Ядро социологической теории Дюркгейма образует теория «социальной солидарности». Он считал, что главной задачей социологии является определение природы социальных связей и механизмов, обеспечивающих социальную интеграцию. Анализируя эволюцию общества, Дюркгейм выделяет два основных типа социальных связей, которым соответствует общество с «механической солидарностью» и общество с «органической солидарностью». Первое – это архаическое общество. Оно стремиться полностью подчинить себе индивида, общественная солидарность обеспечивается религиозными верованиями, обычаями, традициями, регулирующими поведение индивида. В современном обществе с органической солидарностью социальная сплоченность обеспечивается общественным разделением труда и экономическими взаимосвязями индивидов. Религиозные верования не играют прежней роли. В этом обществе индивид существует в значительной мере независимо от общества, что обеспечивает ему свободу и автономию. В то же время современное общество менее стабильно, оно находится в состоянии аномии. Под аномией Дюркгейм понимал состояние, которое характеризуется ослаблением моральной регуляции поведения, неэффективной деятельностью основных социальных институтов, социальными конфликтами.
4. Социология М. Вебера (1864-1920). Социология по Веберу должна быть ценностно-нейтральной наукой, а ее главная задача заключается в том, чтобы понять смысл и значение человеческих действий, и с учетом их раскрывать причинные законы развития общества. Поскольку Вебер уделял большое внимание методу понимания, интерпретации человеческих действий, его социологию называют понимающей. М. Вебер разработал концепцию социального действия и выделил 4 типа социальных действий: 1) целерациональное, 2) ценностно-рациональное, 3) аффективное, 4) традиционное. Вебер считал, что в процессе развития европейской цивилизации имеет место усиление рационалистических начал в жизни общества, особенно в таких областях, как экономика, политика. Изучение рациональности как ведущей тенденции западно-европейского капитализма явилось главной темой его знаменитой работы «Протестантская этика и дух капитализма». М. Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации. Большой вклад он внес в развитие социологии религии и политической социологии.
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 395;