Неопозитивизм в российской социологии


§ 1. Общая характеристика

Неокантианская критика позитивизма, стремление представителей послед­него модифицировать свои взгляды в сторону большей адаптированности к уровню достижений социального знания, с одной стороны, и развитие эво­люционизма и функционализма, синтез многих идей и направлений субъек­тивистского и объективистского характера, с другой, привели к появлению неопозитивизма в российской социологии. Этому способствовало активное внедрение в отечественную социологическую науку различных западных теорий (махизма, американского бихевиоризма и прагматизма и др.). Про­исходило завершение формирования социологии как науки. Для решения социологических проблем искались и находились строго научные социоло­гические средства.

В содержательном плане неопозитивизм характеризуется переносом акцептов с изучения индивидов на исследование социальных действий, ■взаимодействий, социальных связей и отношений, социального поведе­ния. Е.В. де Роберти, провозгласивший переход к неопозитивизму, за­явил, что последний поднимает знание на высоту точной теории, рацио­нализирует различные технологии, которые управляют практической деятельностью человека и его поведением (в области экономической, нравственной, политической). Неопозитивизм в российской социальной науке связывают с модернизацией социологической теории, отказом от различных форм редукционизма (в том числе и психологического). Вме­сте с тем получение точных данных в социологии начинают соотносить с проведением эмпирических исследований, использованием математики, статистики для обработки полученных результатов.

Методологическая программа неопозитивизма требовала замены априо­ризма наблюдением и строгим описанием полученных результатов, ценност­ного подхода (наследство неокантианства) — индукцией, метафизики — сци­ентизмом (признанием в качестве главного инструмента исследования методов естественных наук), эволюционного объяснения — функциональным.

В теориях российского неопозитивизма за счет отказа от сравнительно-исторических методов и переноса акцентов на эмпирические усилилась опи-



Часть I Классический этап


сательпая сторона социологических работ, зато слабее оказался представлен-'; пым теоретический анализ. Внимание к внешним сторонам социального по­ведения оказалось доминирующим, что выразилось как раз в подчеркивании возросшей роли его описания. Отказ от обращения к изучению внутренних факторов личностной деятельности (метод интроспекции) привел к исполь­зованию в социологии основной схемы бихевиоризма «стимул — реакция», Под стимулом российские социологи понимали условия поведения, под ре­акцией — его содержание (связи, взаимодействия, отношения).

Одна из основных задач нового направления в социологии России со­стояла в том, чтобы как можно более эффективно использовать се воз­можности в практической жизни и преодолеть негативное отношение власти к этой пауке. Решить поставленную задачу в полной мерс не уда­лось, нормальные условия для развития отечественной социологии гак и не были созданы в начале XX в.

Представителями неопозитивизма в российской социологии, идеи ко­торого оказались выраженными наиболее рельефно в их творчестве, ста­ли Л.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин.

§ 2. Социологические взгляды А.С. Звоницкой

А.С. Звоницкая (1897 -1942), первая женщина-социолог в России, родилась в Киеве, училась в Гейдель,берге. В 17 лет (!) опубликовала первый том заду­манной ею четырехтомной работы «Опыт теоретической социологии» (1914). Написанные ею еще два тома, а также ряд других работ не были опубликова­ны. С 1918 г. работала в различных научных учреждениях Петрограда.

.Центральное понятие социологии для псе - социальные связи, учение о них составляет предмет теоретической социологии. В процессе общения меж­ду индивидами возникают специфические связи и отношения, которые вы­ступают в виде «общности сознания и деятельности». Такое общение Звониц­кая определяет как передачу содержания одного сознания другому сознанию. По существу, это подражание по Г. Тарду, на работы которого она активно ссылается. Так что категория общения у нее весьма близка по содержанию к категории подражания. Важно, что и то и другое — общение и подражание — выступают естественной предпосылкой социальных связей.

Значение общения состоит в том, что в его процессе формируется и раз­вивается личность. Развитие личности включает в себя три главных момен­та: а) «проективный момент», т.е. приобретение личностью сведений об ок-,; ружающей психологической среде; б) «субъективный момент», т.е.) самосознание, выступающее в форме обобщения и типологизации полу-' чепиых сведений; в) «эективпый момент», т.е. систему социальных ожида-1; ний, означающую предположение о наличии сходных обобщений у других^ личностей и согласование совместной деятельности. Первый и третий мо-1


Глава 18. Неопозитивизм в российской социологии



менты составляют два полюса самосознания, между которыми происходит движение «я». В этом движении и состоит основной закон развития лично­сти. Конкретизируя его, Звоницкая объясняет: на проективном полюсе ин­дивид воспринимает свойства других личностей и приспосабливается к ок­ружающей психологической среде, приобретая свойства иного «я»; стало быть, критерием для «я» служит «он». На эективном полюсе все наоборот, поскольку свое «я» является для данной личности критерием для других личностей, т.е. всякая другая личность должна иметь свойства моего «я».

Таким образом, центральное понятие социологии Звопицкой — эекти-вация (ожидание). Эективация как раз и составляет основу общения и при­роду социальной связи. Наиболее распространенной формой эективации является подражание, которое позволяет понять внутреннюю структуру общества. Дело в том, что социолог рассматривает формы социального об­щения как «линии социальности», как устойчивые типы эективаций, кото­рые выражают разные направления деятельности людей и ведут к образо­ванию различных групп. Эти группы и образуют структуру общества.

Когда ожидания (лсктивации) людей подтверждаются, общество раз­вивается в рамках нормативности. Стоит только не подтвердиться ожида­нию, создается конфликт между личностью и обществом. Если же источ­ником конфликта оказывается не индивид, а целая группа людей, в обществе возникает кризис, который обязательно затрагивает культуру, духовный мир и свидетельствует о недоверии к нормам социальной жиз­ни у значительной части членов общества.

Кризис завершается социальной бурей, вслед за пей происходит распад общестеа, который затем сменяется процессом его медленного выздоровле­ния и восстановления нормативной системы. Значительная роль в этом процессе принадлежит симпатии, которую Звоницкая характеризует как сходное отношение к себе и другим. Социальная связь не может быть уста­новлена вне симпатии. В ходе кризиса сфера симпатии людей друг к другу резко сужается, создастся гнетущая социально-психологическая атмосфе­ра. Но затем симпатия вновь появляется в процессе выхода из кризиса.'

В концепции Звопицкой достаточно много неустоявшихся положений с запутанной логикой и неясными социальными связями. Но это был лишь начальный этап складывания теоретической позиции социолога, чем, соб­ственно говоря,-многое объясняется. Остается сожалеть, что социология в России не получила продолжения интересного теоретического начинания.

§ 3. Социологические воззрения К.М. Ташрева

К.М. Тахтарев (1871—1925), известный российский социолог и историк, учился в Воепно-медиципской академии, участвовал в революционном дви­жении, увлекался теорией марксизма. Был одним из создателей Петербург-



Часть I. Классический этап


ской организации «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за уча­стие в его работе подвергался аресту. Социологией увлекся под влиянием Е.В. де Роберти и М.М. Ковалевского. Считал себя учеником последнего и разделял идеи эволюционного плюрализма. Главная социологическая рабо­та Тахтарсва — «Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотноше­ниях и закономерности. Опыт изучения общественной жизни и построения социологии» (1919). Научные интересы Тахтарева были связаны с общей теорией социологии, ее историей, соотношением с другими (прежде всего естественными) науками, исследованием структуры общества и др.

Под социологией российский социолог понимал науку, которая изу­чает общественную жизнь, ее явления и закономерности. Среди явлений социальной жизни основными и простейшими были, с его точки зрения, сожитие и общение. Изучение этих явлений и составляет первую задачу социологии [Тахтарев. 1997. Вып. 2. С. 841. Под сожитием ученый пони­мает жизнь людей сообща. Оно есть содержание общественной жизни, а формой ее выступает общение.

«В связи с явлениями сожития и общения, — пишет Тахтарев, — должен быть выяснен и сам человек как живой и деятельный участник обществен­ной жизни и самых различных видов общения. Человек должен быть выяс­нен как неизбежный член общества, как общественный человек, как сооб-щественник. Но окончательное выяснение человека как общественного существа, как сообществеиника требует понимания того, что представляет собою то общество, неизбежным членом которого является каждая челове­ческая личность» [Там же]. Следовательно, Тахтарев выделяет три фунда­ментальные особенности общественной жизни, к которым должна обра­щаться социология: сожитие, общение и человек.

Такова логика рассуждений социолога, приводящая его к необходимо­сти трактовки общества и пересмотра уже имеющихся учений о нем. Дей­ствительной основой общества, считает российский социолог, «служит самая широкая и всеобъемлющая форма самодостаточного сожития и об­щения людей и, главным образом, общения трудового, т.е. общественное сотрудничество. ...Но общественное сотрудничество всегда оказывается усложненным разделением и расслоением общественного труда. И выяс­нение этого явления и его социологического значения есть новая задача социологии» [Там же. С. 85]. Общество, следовательно, самодостаточно по своей природе, существует само по себе, в отличие от человека, кото­рый становится таковым только в сожитии и общении.

Такое понимание строя общества и общественного уклада позволяет Тахтареву сформулировать еще одну задачу социологии, связанную с анализом его структуры, расслоения, делением общества на различные группы, известные под названием сословий, каст, общественных классов и т.д. Социально-групповое учение приводит его к формулированию тео­рии общественных сил как необходимого дополнения этого учения.


Глава 18 Неопозитивизм в российской социологии



Еще одна задача социологии состоит в установлении социальных законов, которое предполагает «выяснение и установление необходимых соотноше­ний различных явлений, а равно и изменение этих соотношений в общем хо­де общественной жизни. Это и составляет главное дело социологии как осо­бой науки о закономерности общественной жизни. Эго и является ее конечной научной целью» [Там же. С. 91 ]. Только в таком случае социология превратится в должным образом организованную и стройную отрасль знания.

Фундаментом рассматриваемой науки, но мнению российского ученого, должны быть генетическая (эволюционная) социология и сравнительная статистика. Он считал, что общественные явления должны численно изме­ряться. Для этого необходима тесная связь социологии с естественно-науч­ным знанием и его методами. Статистико-социологический метод, полагал исследователь, позволяет выразить изучаемые соотношения различных яв­лений общественной жизни точным языком чисел. По его мнению, это должно быть мечтой каждого социолога, стремящегося сделать свою пауку действительно точной и строгой. В связи с отмеченным обстоятельством Тахтарев утверждал, что социология должна быть пропитана духом естест­вознания и научного реализма, а общественная жизнь — изучаться такой, какая она есть на самом деле.

Для дальнейшего развития социологии важное значение имела кате­гория, которую автор использовал для объяснения многих явлений обще­ственной жизни, — образ жизни. Он характеризовал его как удовлетворе­ние человеческих потребностей с помощью определенных способов и средств существования. Это понятие употреблялось социологом не для анализа повседневного способа поведения людей, а для характеристики с его помощью основных ступеней общественно-исторического развития.

На основании изменений в образе жизни людей были выделены пять сту­пеней общественного развития: 1) примитивное общество (наиболее ранняя ступень), опирающееся на охотничий образ жизни; 2) родовое общество, по­явившееся из кочевого образа жизни; 3) общество, связанное с переходом к оседлому образу жизни на основе сельской общины; 4) феодальное общест­во, опирающееся на натуральное хозяйство и соответствующий ему образ жизни; 5) общество, формирующееся на основе городского образа жизни.

Тахтарев выступал против марксистского понимания классовой борь­бы, считая, что будущее — за политическим сотрудническом и солидар­ностью самых различных общественных групп и соглашением между ни­ми, «совластием», как он определял одним словом эгот процесс. Окончательным же победителем в социальной борьбе будет творческий и действительно обобществленный труд, который создаст новый общест­венный строй и взамен насилия осуществит верховное право народа быть господином собственного бытия. Цель нового общества и нового государ­ства состоит в том, чтобы обеспечить всем полную и совершенную чело­веческую жизнь, равные права и возможности.


300 Часть I. Классический этап

§ 4. Творчество П.А. Сорокина: российский период Вехи жизни в России

Иитирим Александрович Сорокин (1889—1968), выдающийся отечест-венный социолог, до 1922 г. жил и работал в России. С 1922 i. оказался з;\ рубежом (после высылки в числе 161 выдающихся представителей рос­сийской интеллигенции) — сначала в Германии и Чехословакии, а затем (с осени 1923 г.) в США. Поэтому в творчестве Сорокина выделяются (( определенной мерой условности, ведь оно — неразрывный процесс) два периода — российский и американский. В этой главе предметом нашего анализа будет только первый период. Американский период жизни и творчества будет специально рассмотрен во второй части учебника.

Свою жизнь Сорокин подробно описывает в автобиографическом ро­мане «Дальняя дорога» (переведен на русский язык и издан сначала и 1991 г. в Сыктывкаре, а затем в Москве в 1992 г.). Он родился в селе Ту­рья, па территории нынешней Республики Коми. Там прошли детство и юность социолога. Его отец был русским по национальное!и, занимался ремесленными рабо1ами по металлу и малярным делом, магь была крес­тьянкой, по национальности коми. Она рано умерла, отец с юря запил, и юноше приходилось искать и зарабатывать средства к существованию. Образование он получил в двухклассной школе, а затем в учительской семинарии. Жажда знаний привела его в 1907 г. к решению покину п> род­ные места, после чего он отправился в Петербург.

Поступив в Психоневрологический институт па единственную км да в стране кафедру социологии, которую возглавляли сначала М.М. Ковалев­ский, затем Е.В. де Роберти, П.А. Сорокин многому у них научился и все­гда с теплотой и признательностью вспоминал своих норныхпедагогов. Затем он специализировался в области права у еще одного своего люби­мого преподавателя — Л.И. Петражицкого в Петербургском университе­те, где и начал преподавать с 1915 г., став приват-доцентом в 1917 г.

После Февральской революции сотрудничал с Временным правительст­вом, работал личным секретарем у А.Ф. Керенского, был депутатом Учреди­тельного собрания. По совету Сорокина Керенский вводит преподавание со­циологии в качестве обязательной дисциплины во всех российских университетах. В 1920 г. социолог становится деканом организованного им факультета общественных паук в Петроградском университете. В 1922 г., в апреле, ученый совет проголосовал за присуждение ему степени доктора со­циологии. Он стал, таким образом, первым доктором социологии в истории отечественной науки. А в конце 1922 г., как уже говорилось выше, его выдво­рили, вместе с группой деятелей науки и культуры, ил России за границу. 11е-безынтересен тот факт, что после Октябрьской революции Сорокин трижды арестовывался, а однажды ему грозила даже смертная казнь. Связано это бы­ло с его членством и активной работой в рядах партии эсеров.


Глава 18. Неопозитивизм в российской социологии 301

Покидая Россию, социолог увез с собой около десятка своих рукописей общим обьемом почт в 2000 страниц. Это позволило ему, оказавшись в США, довольно быстро и активно заявить о себе серьезными публикация­ми, по существу продолжившими многие основные положения работ рос­сийского периода. К моменту защиты докторской диссертации в 1922 г. им было написано около 130 научных трудов. Главные среди них: «Преступле­ние и кара, подвиг и награда» (1913), «Границы и предмет социологии» (1914), «Проблема социального равенства» (1917), «Общедоступный учеб-кик социологии» (1920), «Система социологии» (1921).

Наиболее крупной и фундаментальной была «Система социологии», заду­манная как восьмитомное сочинение. Однако замысел не был реализован — ни в России, ни в США. Опубликовано было лишь два тома. Как он писал впоследствии в своем автобиографическом романе, ог дальнейшей работы над «Системой социологии» его отвлекла тема голода как реального по­вседневного явления (голодали очень многие, в том числе и он сам, от голода умерли многие знакомые и коллеги Сорокина, о чем он также писал в этом ро­мане). Moi 101 рафия о голоде была уже напечатана, но весь тираж уничтожи­ли. Читатель кишу так и не увидел. Молодая советская власть очень быстро поняла опасность для нового общества резкой критики ее действий. Однако тема голода волновала Сорокина и после его депортации, в США, где он пи­сал о нем как об одной из главных бед человечества, наряду с войной.

Предмет, структура и метод социологии

В названных выше работах российского ученого оказалось много теорети­ческих проблем, которые волновали Сорокина на протяжении всей сто «дальней дороги» по социологии. В первую очередь это касается «Систе­мы социологии», в которой четко была поставлена проблема интегральной социологии — сквозная для всего творчества ученого. В книге оказались сформулированными темы, которые в разное время привлекали его иссле­довательское внимание: формы межличностного взаимодействия людей, биопсихосоциальные различия между ними, механизмы социального кон-цюля, классовая, групповая, территориальная, языковая, культурная, про­фессиональная, возрастная и иные структуры общества и многие другие аспекты анализа социальной жизни и социальных процессов.

Сорокин исходил из положения о том, что общество является частью природы, а человеческий разум — наиболее совершенная форма космичес­кой энергии. Отсюда следовало понимание того, что в обществе действуют законы, общие для всей Вселенной. Задача социологии состоит в выявле­нии и анализе отношений и функциональных связей и зависимостей, обес­печивающих существование общества в его многообразных конкретных формах. В «Системе социологии» наиболее ярко отразился неопозитивизм раннего Сорокина, особенно в основном постулате, сформулированном им в афористичной форме: «Пора бы покончить с поэзией в социологии: от нее



Часть I. Классический этап


страдает и поэзия, и социология». Он выступил против монизма, господст­ва прежней философии истории, научного анархизма, критиковал поверх­ностность и наивность многих социологических теорий.

Уже в первой главе «Системы социологии» ученый определяет предмет этой дисциплины и ее отношение к другим наукам: «Социология изучает яв­ления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, воз­никающие из этого процесса взаимодействия, с другой» [Сорокин. 1991. Ч. 1. С. 4]. Он доказывает, что имеются все необходимые основания для существо­вания социологии как автономной, независимой науки, обладающей значи­тельной практической и теоретической важностью. Вместе с тем он показы­вает и обосновывает тесную связь социологии с биологией, экологией, коллективной и индивидуальной психологией и другими пауками.

Анализируя архитектонику социологии, ее структуру, Сорокин выде­ляет прежде всего теоретическую и практическую социологию. В теоре­тической социологии он рассматривает социальную аналитику, социаль­ную механику и социальную генетику. Предмет социальной аналитики — изучение строения (структуры) социального явления и его основных форм. При этом речь идет о явлениях, взятых в их статическом состоянии и рассматриваемых только в пространстве, а не во времени и только с точ­ки зрения их строения, а не функционирования.

Сорокиным рассматриваются два «подотдела» социальной аналити­ки: первый, в котором изучается строение простейшего социального явле­ния (при этом он специально выделяет этапы этого изучения: определе­ние такого явления, разложение его на элементы, систематику основных форм), и второй, в котором анализируется строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших со­циальных явлений (и здесь выделяются этапы анализа: определение та­ких единств, разложение их на простейшие социальные явления, класси­фикация основных видов сложных социальных изменений).

Предметом социальной механики является изучение процессов взаимо­действия людей, их поведения и тех сил, которыми оно вызывается и опре­деляется. Пользуясь данными социальной аналитики, социальная механика занимается изучением социальных функций или эффектов, которые вызы­ваются факторами человеческого поведения. Первая ее задача состоит в гом, чтобы дать классификацию «раздражителей» поведения людей. Вторая за­дача заключается в изучении влияния каждого раздражителя («фактора») на поведение людей и через последнее — на общественные явления.

Что касается социальной генетики, или генетической социологии, то она главной своей задачей ставит определение исторических тенденций на основе изучения основных постоянных линий развития социальной жизни, данные во времени, а не в пространстве. Социальная генетика должна также дать объяснение различным отклонениям и отступлениям от этих тенденций, поскольку они имеют место в ту или иную эпоху, в той


Глава 18 Неопозитивизм в российской социологии 303

пли иной сфере общественного взаимодействия. По-другому социальную i снстику можно назвать теорией социальной эволюции, считал социолог |Тамже. С. 36-40].

Говоря о практической социологии, Сорокин имеет в виду изучение по политической деятельности людей. Поэтому данный раздел социоло-i ии должен быть прикладным по своему характеру. Он связан с ролью со­циологии в осуществлении рациональных социальных реформ, в борьбе с социальными болезнями. Практическая социология должна, опираясь на (аконы, сформулированные теоретической социологией, дать человечест-ну возможность управлять социальными силами, утилизировать их сооб­разно поставленным целям. Сорокин говорил, что практическая социоло­гия должна быть реализацией афоризма О. Конта: знать — чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы мочь.

Поставив в центр социологии взаимодействие людей, ученый рассма-i ривает его как на уровне их психического переживания, так и внешних актов поведения. Согласно Сорокину, «...когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается пережива­ниями и внешними актами друт ого (других), когда между теми и другими существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют» [Там же. С. 43—44].

Рассматривая социологию как науку, он предлагает исходить из следую­щих принципов. Во-первых, она должна строиться и развиваться по типу ес­тественных наук. Во-вторых, должна изучать только те явления, которые поддаются наблюдению, проверке и измерению. В-третьих, она должна опи­раться только па факты и в этом смысле отказаться от всякого философство­вания. В-четвертых, идею монизма следует заменить и признать необходи­мость плюрализма в социологии. В-пятых, социология должна отказаться от какого-либо нормативизма в социальном познании. Нетрудно обнаружить, что все эти принципы были направлены против неокантианства в социоло­гии и знаменовали собой утверждение основных идей неопозитивизма.

Столь же значимой в теоретическом плане, что и вопрос о принципах, была проблема метода социологии. Ее толкование также оказалось на­правленным против неокантианства. Сорокин выступал против сведения социологии к науке о должном, нормативном, поскольку, если принять такую позицию, основными аргументами в этой сфере знаний окажутся ге, что связаны с верой, а не с фактическими доказательствами.

Субъективный метод в социологии, по мнению Сорокина, является лишь вспомогательным. Основным же должен быть объективный метод, связанный с выявлением обьективно данных фактов и функциональных связей между ними. Рассматривая соотношение объективизма и субъек­тивизма в социологии, он делает следующий вывод: «...исходным и основ­ным методом изучения явлений взаимодействия людей может и должен быть метод объективный, изучающий внешне-данные факты функцио-


 

304 Часть I. Классический этап


нальпои зависимости поведения одних людей от еущегпкжания и пове­дения других» |Сорокин. 1991. Ч. 1. С. 67).

Исследуя в разделе «Социальная аналитика» взаимодействие, социоло: подчеркивал наличие трех его элементов: индивидов, актов (действий), проводников. Говоря о первых, он выявлял наличие у них физиологичес­ких и морфологических предпосылок для приспособления к среде. Источ­ником социального поведения индивидов он считал потребности, которые довольно детально рассматривал, выделяя среди них: удовлетворение голо-, да и жажды, половые, физиологические, потребности индивидуальной и групповой самозащиты, движения, дыхания, сна, пот ребноп и волевой дея­тельности, интеллектуальной деятельности, общения с себе подобными, ' чувственно-эмоциональных переживаний (всего 10 ipyiin потребностей).

Второй из названных выше элементов — акты (действия). Они, с од- ; пой стороны, выступают в качестве внутренней реализации собственной психической жизни, с другой — это ешмул, раздражитель, вызывающий ту или иную реакцию у других лиц. Следовательно, акты являются выра­жением внутренних переживаний одних индивидов и одновременно сти­мулом для переживаний и актов других. Сорокин рассматривает жизнь людей как сплошной поток акций и реакций на них.

Проводники (третий элемент) — это средства, обеспечивающие пере­дачу раздражений от одного индивида к другому. Сорокин выделял зву­ковые, световые, механические, химические, электрические, веществен­но-предметные и другие проводники. Существуют цепи проводников, контактными звеньями которых выступают люди. Проводники - это, по сути, материальная культура взаимодействий.

Благодаря проводникам люди могут взаимодействовать и через прост­ранство, и через время. Сорокин приводит пример использования такого1 проводника. Он пишет, что получил письмо от друга, живущего в Амсри^ ке. Само письмо, выступившее в виде раздражителя, привело к необходи­мости выполнить ряд актов: написать ответ, пойти в магазин и купить для друга нужную книгу, затем побывать на почте, чтобы ее отправить. Кроме ' того, полученное письмо очень обрадовало Сорокина. Таким образом, друг из Америки своим письмом обусловил определенные переживания и поступки, что составило явление взаимодействия.

Структура общества и населения

Одной из важных социологических проблем, рассматриваемых исследо­вателем в «Социальной аналитике», является структура общества, говоря его терминами, «населения». Он сравнивал общество с куском слюды, ко­торый расслаивается па отдельные слои. Так же как в слюде слои часто непрочно соединены друг с другом, в обществе может быть много групп и структур, не связанных между собой, в отличие от конкретного слоя, где существует взаимное тяготение индивидов. Отсюда Сорокин делает вы-


Глава 18. Неопозитивизм в российской социологии 305

под, что единого общества быть не может, а есть совокупность конкрет­ных обществ, проживающих на одной территории.

Весьма значимые для социологии проблемы поставлены в «Социальной механике». Среди них доминирующее место занимает анализ социального поведения индивидов в условиях социальных перегруппировок населения (потом Сорокин введет для обозначения этого процесса термин «социальная мобильность»). Социолог говорит о трех типах перегруппировок. Он пишет о перемещениях индивидов из одних групп в другие, о появлении одних — ишогенпых (однородных) групп и исчезновении других, об исчезновении целого агрегата и замене его новой группировкой. Т1о существу, это раннее изложение концепции социальной мобильности, окончательно сформулиро­ванной им в 1927 г. в книге «Социальная мобильность». Социолог приходит к важному выводу, что никакого социального равенства достичь не удастся в исторически обозримом будущем, поскольку его обеспечение требует унич­тожения всех видов социального расслоения, а это невозможно.

Рассуждения социолога о социальных перегруппировках базируются па его различных классификациях строения (структуры) населения. Один из вариантов выглядит так. Существуют: а) элементарное, или простое, коллек­тивное единство (элементарная социальная группа); б) кумулятивное кол­лективное единство (кумулятивная социальная группа); в) сложный соци-альный агрегат (население в целом). В одном случае группа образуется на -основе одного признака (профессионального, религиозного, полового, возра­стного, партийного и др.). В другом — возникают более сложные образования па основе двух и более признаков (класс, сословие, нация и т.д.).

Еще одна классификация, предложенная социологом, включает выде­ление закрытых, открытых и промежуточных групп. Сорокин называет «закрытыми» группы, членство в которых от человека не зависит, по­скольку он рождается и живет с соответствующими признаками (раса, пол, возраст). Далее он выделяет открытые группы, членство в которых определяется волей и желанием человека (партия, ассоциация и др.). На­конец, могут иметь место промежуточные группы, в которых сочетаются свойства закрытых и открытых групп (класс, сословие, вторая семья).

В связи с анализом проблемы типологии социальных групп вызывает интерес трактовка Сорокиным национальности и нации. Он считает, что ее неправомерно рассматривать как элементарную группу, поскольку она характеризуется несколькими признаками сразу. Чаще всего имеется в виду кумуляция трех признаков: языка, территории, государственности. Иногда 1С ним социолог добавляет религию. Исходя из этого, он считает, что национальности как единого социального элемента нет, стало быть, пет и особого национального вопроса. Реальной же проблемой, но его мнению, является социальное неравенство.

Немаловажное значение для социологии представляет предложенная Сорокиным социально-групповая структура населения «культурно разви-



Часть 1 Классический этап


тых» стран, включающая в себя 13 видов: расовую, половую, возрастную семейную, государственную, языковую, профессиональную, имуществен ную, правовую, территориальную, религиозную, партийную, идеологичеч кую. Этот подход Сорокина к социальному структурированию общеспы лег затем в основу его концепции социальной стратификации и был шире ко и позишвно воспринят во всем мировом сообществе социолоюв. Кета ти, следует специально оiметить, что термины «социальная страгифика ция» и «социальная мобильность» предложил для использования и социологии и ввел в широкий научный оборот именно российский ученый

Проблемы социального поведения

Предпосылки теории социального поведения были сформулированы Со рокипым еще в кпше «Преступление и кара, подвиг и награда». Они свя заны с проблемами социальной мотивации. Было доказано, что кары и на грады (а они рассматриваются как санкции) становятся решающим фактором поведения людей и его трансформации. Одна и та же кара или награда тем сильнее влияет на человека, чем ближе момент ее осущестк ления, чем больше человек нуждается в награде и страдает от отнимаемо го у него карой. В упомянутой книге Сорокин рассматривает большое ко личество явлений, которые регулируются в обществе с помощью кар и наград. Эти явления систематизируются социологом в виде трех типов действий: дозволенных, запрещенных, рекомендуемых.

Дозволенные (дозволенно-должные) действия — это поступки, связан­ные с осуществлением прав и обязанностей, соответствующие, таким обра­зом, представлениям о должном. Запрещенные (недозволенные) действия -л о поступки, противоречащие представлениям о должном поведении. Реко­мендуемые действия — .-это поступки, не только не противоречащие представ­лениям о должном, но и превышающие необходимый минимум «доброго» поведения. Кроме i ого, эги действия всегда желательны и но своей природе добровольны.

Трем названным типам действий соответствуют три формы реагировали на них. Дозволенные действия воспринимаются как соответствующие норме! отсюда — должная реакция на них. Запрещенные действия (преступления) воспринимаются с чувством вражды, ненависти, желания наказать, ото­мстить, отсюда в качестве реакции выступает наказание, кара. Рекомендуемые действия (подвиг) воспринимаются с благодарностью, отсюда реакцией вы­ступает награда. Больше всего внимания в книге уделено двум последним действиям и реакциям на них, поскольку именно они определяют динамику социального поведения с учетом принятых в обществе социальных норм.

В российский период творчества Сорокиным разрабатывались проблемы социальной генетики, причем под сильным влиянием идей М.М. Ковалевско­го и Л.И. Петражицкого. Одна из центральных проблем этого раздела систе­мы социологии — проблема прогресса. Общую тенденцию прогрессивной эво-


Глава 18. Неопозитивизм в российской социолоти 307

in ищи социолог видит в понижении стимулирующей роли внешних санкций и усилении влияния внутреннего регулирования поведения личности па ос­нове осознания сю своего долга. Прогрессивным ученый считает общество, в кшором возрастает роль знания, усиливается личная ответственность, повы­шается заинтересованность человека в общем деле, смягчаются внешние с .шкции и растет социальная солидарность. Идеалом является создание об­щества, в котором не будет преступлений, кар и наград.

Вначале Сорокин верил в возможность быстрого достижения успеха на ном поле деятельности. Молодой социолог полон оптимизма, навеянного Февральской революцией 1917 г., отменившей все сословные, националь­ные и вероисповедные ограничения, свергнувшей царизм, провозгласив­шей свободу слова и печати. Ему казалось, что до решения проблемы соци-.1 чыюго равенства «рукой подать». Основой его он считал равенство людей и груде, базирующееся на свободном выборе формы деятельности в этой (фере каждым человеком. Большое внимание он уделял проблемам новой педагогики, которая сумеет, по его мнению, правильно поставить дело обу­чения и воспитания, благодаря чему будет достигнуто интеллектуальное равенство людей. В этой связи он утверждал, что идеальной является та си-с сема воспитания, при которой нет кар и наград.

Однако такой оптимизм, связанный с реальной возможностью ут-иерждения подобного общества, постепенно покидает ученого. Довольно скоро он начинает понимать, что в основе ожидаемого общества должно ||сжать социальное равенство, однако в обозримом будущем о нем не мо­жет быть и речи при наличии многих линий социального расслоения и неравенства между группами. Само социальное равенство Сорокин трак-|ует уже по-другому — как пропорциональность социальных благ в соот­ветствии с заслугами людей. От достижения т<



Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 3212;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.035 сек.