ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ


Цивилизация является формой существования и развития общества. Ее истоки просматриваются уже в первобытном обществе, когда возникают зачатки и отдельные элементы материальной и духовной культуры, происходит постепенное становление цивилизационных основ жизнедеятельности людей. Собственно началом цивилизации является тот период истории, когда общество дикости и варварства сменяется обществом с культурой, развивающейся на профессиональной основе во всем многообразии ее форм.

В зависимости от степени технической оснащенности в сфере общественного производства, свободы личности в социальной и духовной сферах, типа культуры опреде­ляются и качественно различные типы цивилизаций, че­рез которые исторически проходило человечество в своем развитии:

- космогенная (охватывающая Древнее общество и эпоху Средневековья);

- техногенная или индустриальная (соответствующая капиталистической и социалисти­ческой общественно-экономическим формациям);

- форми­рующаяся в настоящее время антропогенная цивилизация (информационное общество).

Космогенная цивилизация как исторически первый ее тип основывалась на орудийной технике и ручной техно­логии и характеризовалась большой зависимостью обще­ства от природных сил, когда мировой космос определял смысл жизнедеятельности, диктовал законы, устанавли­вал жесткие формы общественной организации, связи ин­дивидов с социальными институтами.

Основой следующего – техногенного типа цивилиза­ции явились: машинная техника, широкое развитие на­уки и постепенное превращение ее в непосредственную производительную силу, наёмный труд, рыночные отно­шения, высокий уровень профессиональной культуры во всех ее формах. Несмотря на глубокие антагонистические противоречия в развитии индустриальной цивилизации, люди на этом этапе овладевают возможностями модифи­кации общества на основе его реформирования, в том чис­ле и в ходе буржуазно-демократических и социалисти­ческих революций. Развитие техногенной цивилизации в XX веке как противоборство капиталистической и социа­листической социально-политических систем определило необходимость ее замены более совершенным обществом.

К концу 70-х гг. XX века индустриальная технология и основанный на ней техногенный тип цивилизации исчер­пали возможности дальнейшего развития общества, опре­делили его кризисное состояние (возникновение глобаль­ных проблем, потеря духовных идеалов значительным числом граждан, переход к прагматическому и утилитар­ному способу существования людей и др.). Как свидетель­ствует практика современного цивилизационного процес­са, преодоление кризисного состояния, затронувшего в различной степени и многообразных формах все страны и регионы мирового сообщества, может быть обеспечено лишь на путях перехода к новому, более высокому, эффек­тивному и менее расточительному способу воспроизводства самого общества.

Материальная основа для этого начала формировать­ся с середины 50-х гг. XX века в связи с развитием инфор­мационной технологии. Именно она составляет содержа­ние процесса становления цивилизации нового типа – антропогенной, именуемой в научной литературе инфор­мационно-технологическим или постиндустриальным об­ществом.

Определяя основные тенденции развития обще­ства, связанные с использованием информационной тех­нологии, российские и зарубежные ученые отмечают, что она коренным образом изменяет техническую основу ма­териального и духовного производства, определяет новые организационные формы общественной жизни, приводит к кардинальным изменениям в социальной структуре, пре­вращая значительную часть рабочей силы в новый сред­ний класс, требует постоянного повышения духовной культуры личности и общества. Последнее является осо­бенно важным, поскольку уровень и качество интеллек­туального потенциала общества становятся решающим условием возможности его воспроизводства на информа­ционной основе. В границах конкретных видов деятельно­сти они превращаются в исходный и определяющий фак­тор развития всей социальной системы.

Источником прогресса все в большей степени становят­ся не внешние условия жизнедеятельности человека, а он сам. Особое значение при этом приобретают научно-инфор­мационные ресурсы, уровень социально-политического сознания, нравственные критерии, духовно-культурные установки и другие элементы духовной жизни, которые в своей совокупности определяют технологию воспроизвод­ства всего общества и характер общественного прогресса.

Формирование и развитие информационной цивилизации с конца XX века превратилось в глобальный мировой про­цесс. По своей сущности формирующаяся ныне общечелове­ческая цивилизация на основе информационной техноло­гии, по мнению многих российских и зарубежных ученых (Н. Моисеев, Р. Дарендорф, М. Бунге и др.), определяется как общество социальной справедливости, которому в на­стоящее время нет альтернативы. Социальная справедливость – один из универсальных общесоциологических и этических принципов организа­ции общественной жизни.

Современная философия рассматривает социальную справедливость как сущность идущего на смену индуст­риальной цивилизации информационного общества, вы­деляя её следующие общезначимые аспекты:

1) наличие многоукладной экономики и регулируемого рынка при ведущей роли государственного сектора;

2) трудовую ос­нову, вознаграждение работников в соответствии с коли­чеством и качеством труда, сильную социальную защиту тех слоев общества, которые по каким-либо причинам не могут трудиться;

3) демократические формы организации во всех сферах общественной жизни;

4) государственное управление всеми социально значимыми процессами;

5) высокий уровень науки и культуры, особенно правовой и нравственной.

Таким образом, общество социальной справедливости – это тип гражданского общества, опре­деляющий положение индивида в зависимости от количе­ства и качества труда. Оно характеризуется более высоки­ми показателями в социально-экономической, политичес­кой и духовной сферах, по сравнению с капитализмом и социализмом, и имеет идентичную направленность с ходом современного общественного развития.

Смена цивилизаций – это не прекращение жизни, а продолжение ее в новых социокультурных условиях. Каж­дый тип цивилизации устанавливает более высокий уро­вень дифференциации социального бытия и деятельности, усложняет связи между материальными и духовными эле­ментами общественной жизни. В ходе эволюции социо­культурных факторов жизнедеятельности (производства, социальных и политических институтов и учреждений, духовных, идеологических отношений и т.д.) цивилиза­ция как целостная и самая широкая по своему содержа­нию общность обеспечивает не только непрерывность общественного процесса, но и его преемственность.

Важ­ным признаком цивилизации является наличие духовных традиций, определяющих непрерывность и устойчивость процесса общественного воспроизводства. Цивилизация в процессе своего развития формирует механизм поддер­жания преемственности между прошлым, настоящим и будущим. Качество механизма воспроизводства и жизне­способность цивилизации определяются теми главными исходными идеями, на основе которых обеспечивается единство цивилизационного процесса.

5.14. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
В современНом мире

Понятие цивилизации как социокультурной общности предполагает определяющую роль в ее развитии духовно-культурного фактора, который формировался и развивался в специфических национально-этнических формах. Каждому историческому типу цивилизации соответствовали и определенные типы национально-этнических общностей: космогенной – народности, техногенной – нации. На этапе становления информационной цивилизации хотя и происходит формирование общей для мирового сообщества технико-технологической базы, но ее развитие также осуществляется в многообразных формах, структуру которых составляют национально-этнические особенности, специфические для каждого народа исторические традиции и обычаи, религиозные ве­рования, национальный язык, уровень духовной культуры в целом.

Это относится и к информационной цивилизации, которая также идентифицирует себя в значительной степе­ни в связи с указанными признаками. Однако ее отличие от предшествующей техногенной цивилизации состоит в том, что идентификация осуществляется уже не в национальных границах (хотя они сохраняют свое значение), а на уровне межнациональных образований – суперэтносов (объединения народов в одном государстве) и мегаэтносов (межгосударственные образования). Они представляют собой не просто этнические или национальные общности, а региональные сообщества народов и наций. К общечеловеческой цивилизации современное общество идет через консолидационные процессы народов в рамках отдельных региональных объединений.

Так, на сегодняшний день вполне правомерно говорить о российском народе как одной из форм суперэтноса, состоящего из целого ряда далеко не близких по своим этническим характеристикам народов, но, вместе с тем, глубоко осознающих свою причастность к многообразным формам единства в системе сотрудничества с другими народами. В научный оборот входят такие понятия, как «латиноамериканский народ», «арабский народ» и т.д., что свидетельствует о выходе за национальные рамки современных социальных процессов, о наднациональных формах их цивилизационного развития.

Рассматривая многообразие форм современного цивилизационного процесса, ученые часто употребляют понятие множественности цивилизаций, имея в виду национально-этнические особенности народов. Так, например, американский социолог. С. Хантингтон, выделяя в настоящее время в зависимости от культурно-этнической самоидентификации народов 7 – 8 мировых цивилизаций (западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую и африканскую), определяет нынешнее состояние и прогно­зирует будущее человечества не как взаимодействие социально-экономических систем, наций, отдельных стран и народов, а как результат взаимоотношений между эти­ми глобальными цивилизациями. Не отрицая технико-технологический аспект при характеристике современ­ного общества, он отдает примат (первенство) духовной культуре, рассматривая цивилизацию «как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культур­ной идентичности людей, шире которой лишь само человечество».

Процесс модернизации современного общества происходит не одинаково в странах и регионах с различными национально-культурными особенностями. В русле этой глобальной тенденции находится и Россия, которая в настоящее время должна ответить на вызов истории, определив свои возможности постиндустриального развития. Россия является носителем особой специфической цивилизационной модели развития и ей необходима собственная идентичность, определяющая возможности органического взаимодействия современных социальных процессов со специфическими структурами ее социокультурной жизни, менталитетом и традициями российского народа.

ТЕСТ

1. Наиболее общее учение о сущности и развитии человеческого общества – это ...

а) социология;

б) макроэкономика;

в) философская теория культуры;

г) социальная философия.

 

2. Суждения из нижеприведённых, являющиеся приемлемыми:

а) общество есть часть мира, неразрывно связанная с природой;

б) общество – это такая часть мира, которая обособилась от природы, приобрела новые качества;

в) общество и природа – это две, качественно различные формы проявления единого мира;

г) общество и природа находятся во взаимодействии, влияют друг на друга.

 

3. Если лишить современную географическую среду её свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.

а) да;

б) нет.

 

4. Современное состояние взаимодействия общества и природы является вполне гармоничным.

а) да;

б) нет.

 

5. Нижеприведенные утверждения, с которыми следует согласиться:

а) мы призваны покорять природу;

б) мы часто воюем с природой, а нам необходимо мирно сосуществовать с ней;

в) мы призваны властвовать над природой;

г) мы должны оберегать природную среду от необдуманных действий и заботиться о ней.

 

6. Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, т.е. принципа …

а) эволюции;

б) коэволюции;

в) кооперативности;

г) детерминизма.

 

7. Понятие «общество», определяемое как самодостаточное объединение людей применимо для обозначения не всех, а только некоторых субъектов исторического процесса. К ним относится:

а) семья;

б) население того или иного населённого пункта;

в) российское общество;

г) общество садоводов и огородников.

 

8. Общество – это система. Оно включает в себя многочисленные подсистемы. Из нижеследующего перечня таких систем нужно выделить основные. К ним относятся:

а) банковская;

б) религиозно-конфессиональная;

в) экономическая;

г) духовная.

 

9. Социальные явления и соответствующие им социальные процессы в материально-производственной, духовной, политико-правовой и социальной (в узком смысле слова) жизни принято называть …

а) сферами общественной жизни;

б) областями общественной жизни;

в) тенденциями общественной жизни;

г) функциями общественной жизни.

 

10. Общество как целостный организм характеризуется следующими свойствами: самодеятельностью, самоорганизацией, саморазвитием, самодостаточностью. Три из этих свойств присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени и составляющим общество частям. Одно свойство из четырёх, характерное только для общества в целом, – это …

а) самодеятельность;

б) самоорганизация;

в) саморазвитие;

г) самодостаточность.

 

11. Определение гражданского общества, с которым можно согласиться:

а) гражданское общество – это общество, в котором нет членов общества, не имеющих гражданства;

б) гражданское общество – это общество, в котором все его члены – не подданные, а граждане;

в) гражданское общество – это та часть общества, те сферы его жизнедеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан ограждены законами от прямого вмешательства органов государственной власти;

г) гражданское общество – это общество, подчинённое государству и поставленное на службу его интересам.

 

12. Связи, которые преобладают в гражданском обществе в отличие от государственных структур:

а) подчинения;

б) конкуренции;

в) солидарности;

г) подотчётности.

 

13. Гражданское общество совместимо с …

а) авторитаризмом;

б) тоталитаризмом;

в) демократией;

г) охлократией.

 

14. Гражданское общество в нашей стране …

а) существует в полной мере;

б) существует отчасти;

в) не существует

г) существует в полной мере только в экономике.

 

15. В условиях нашей страны необходимо стремиться к созданию зрелого гражданского общества.

а) да;

б) нет.

 

16. Слово «культура» в переводе с______________означает возделывание, обработку земли.

а) греческого;

б) латинского;

в) английского;

г) китайского.

 

17. Определение культуры, являющееся наиболее удачным:

а) культура – это совокупность материальных достижений человеческого общества;

б) культура – это духовные достижения человека и общества;

в) культура – это все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства;

г) культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

 

18. Суждения о значении культуры в жизни человека и общества, которые являются приемлемыми:

а) культура организует общественную жизнь, рождает чувство единства членов общества или группы людей, принадлежащих к одному обществу;

б) культура по существу выполняет в жизни общества в значительной мере ту же роль, какую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

в) культура есть мера человеческого в человеке.

г) культура не стоит того, чтобы её осваивать.

 

19. «О вкусах не спорят» – суждение …

а) соответствующее действительности;

б) не соответствующее действительности.

 

20. Так называемая массовая культура не нужна современному обществу.

а) да;

б) нет.

 

21. Суждение, с которым следует согласиться:

а) массовая культура в условиях демократизации общественной жизни заменяет собой так называемую высокую культуру;

б) массовая культура призвана дополнить высокую культуру с целью приобщения к культурным ценностям как можно более широких масс народа.

 

22. Суждения о науке, соответствующие действительности:

а) наука является важнейшим видом духовного производства;

б) наука – это определённая система знаний;

в) наука в настоящее время может рассматриваться как особый социальный институт;

г) наука есть систематизированное познание действительности, воспроизводящее её существенные стороны в абстрактно-логической форме понятий, суждений, теорий и т.д.

 

23. Оформление науки в устойчивый социальный институт начинается в …

а) XVII веке;

б) В XVIII веке;

в) В XIX веке;

г) На рубеже XIX и XX веков.

 

24. По непосредственному отношению к практике принято выделять науки …

а) естественные и общественные;

б) гуманитарные и технические;

в) фундаментальные и прикладные;

г) теоретические и эмпирические.

 

25. Основу эмпирического исследования составляют испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях, то есть …

а) наблюдения;

б) измерения;

в) эксперименты;

г) приборы.

 

26. Теория как система научных принципов, гипотез, понятий, суждений и законов выполняет две основные функции: объяснения и …

а) описания;

б) предсказания;

в) обучения;

г) воспитания.

 

27. С середины XX века на первый план выходит такая функция науки, как …

а) культурно-мировоззренческая;

б) непосредственной производительной силы;

в) социальной силы;

г) воспитательная.

 

28. Техника появилась вместе с Homo sapiens, продолжительное время существовала и развивалась независимо от …

а) ремесла;

б) земледелия;

в) науки;

г) практики.

29. Суждение «Техника – детище науки» соответствует эпохе …

а) Античности;

б) Возрождения;

в) Нового времени;

г) Новейшего времени.

 

30. Исследование феномена техники в целом является задачей …

а) технических наук;

б) философии техники;

в) естественных наук;

г) психологии техники.

 

31. Термин «Философия техники» был предложен немецким философом …

а) Э. Каппом;

б) Ф. Дессауэром;

в) К. Ясперсом;

г) Х. Ленком.

 

32. Срастание науки с техникой в единую систему, радикально изменившую жизнь человека, общества, называют_________________революцией.

а) научной;

б) технической;

в) научно-технической;

г) компьютерной.

 

33. Конечным продуктом инженерно-технического творчества является …

а) открытие;

б) изобретение;

в) теория;

г) доктрина.

 

34. Предметом эстетического чувства может быть …

а) природные стихии;

б) сами люди;

в) душевные страсти;

г) всё, что угодно.

 

35. Эстетические переживания способны возникать в любом виде человеческой деятельности. Однако в большинстве из них эстетическая сторона является подчинённой, второстепенной. Эстетическое начало приобретает основное и самостоятельное значение только в …

а) труде;

б) науке;

в) спорте;

г) искусстве.

 

36. Крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность – это …

а) возвышенное;

б) трагическое;

в) комическое;

г) низменное.

 

37. Графика относится к виду искусства, которое называется …

а) изобразительным;

б) «синтетическим»;

в) «техническим»;

г) декоративно-прикладным.

 

38. Балет относится к …

а) изобразительному искусству;

б) музыкальному искусству;

в) «синтетическому» искусству;

г) «техническому» искусству.

 

39. Парикмахерское мастерство причисляют к …

а) изобразительному искусству;

б) «синтетическому» искусству;

в) «техническому» искусству;

г) декоративно-прикладному искусству.

 

40. Искусство выполняет множество практически полезных социальных функций. Из них основной, главной является …

а) познавательная;

б) ценностная;

в) эстетическая;

г) воспитательная.

 

41. Признание «возможности невозможного», т.е. чуда, необъяснимых естественным путём событий, составляет необходимый компонент мировоззрения, которое называется …

а) научным;

б) философским;

в) художественным;

г) религиозным.

 

42. Религиозный культ из нижеследующего включает в себя …

а) обряды;

б) молитвы;

в) храмы;

г) религиозное одеяние.

 

43. Главной из социальных функций религии является …

а) иллюзорно-компенсаторская;

б) мировоззренческая;

в) воспитательная;

г) регулятивная.

 

44. Современные религии, имеющие статус мировых:

а) индуизм;

б) христианство;

в) ислам;

г) даосизм.

 

 

45. Характерные особенности мировых религий – ...

а) упрощённый культ;

б) космополитизм;

в) идея равенства всех верующих перед Богом независимо от их социального положения;

г) богатые традиции.

 

46. Буддизм возник первоначально в …

а) Китае;

б) Таиланде;

в) Индии;

г) Японии.

 

47. Основные положения вероучения буддизма изложены ...

а) в сборнике преданий – Сунне;

б) в Ветхом Завете;

в) в каноническом сборнике «Типитака»;

г) в сборнике «Ригведа».

 

48. Раскол между Православной и Римско-католической церковью в христианстве произошёл в …

а) V веке;

б) X веке;

в) XI веке;

г) XVI веке.

 

49. Суннизм и шиизм являются основными направлениями ...

а) в буддизме;

б) в индуизме;

в) в даосизме;

г) в исламе.

 

50. Мировые религии, получившие распространение в России:

а) христианство;

б) ислам;

в) буддизм;

г) индуизм.

 

51. Суждения о морали, с которыми следует согласиться:

а) мораль – это система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов;

б) в морали выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент;

в) мораль – это такая регулятивная система, которая возникает и получает развитие только в сложных обществах, для которых характерно наличие государства;

г) мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.

 

52. Моральное сознание оперирует понятиями …

а) добро, зло;

б) справедливое, несправедливое;

в) законное, незаконное;

г) правомерное, неправомерное.

 

53. Нравственное требование «Поступай по отношению к другому так, как он поступает по отношению к тебе» является …

а) приемлемым;

б) не приемлемым.

 

54. Древнейший принцип «Не делай того другим, чего не желаешь себе» называется золотым правилом …

а) механики;

б) бизнеса;

в) нравственности;

г) политики.

 

55. В современных условиях политическая система не может нормально функционировать без разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

а) да;

б) нет.

 

56. Форма правления, предусматривающая избрание президента или главы государства независимо от парламента путём всеобщего голосования, сильная президентская власть, ответственность правительства перед парламентом, – это:

а) президентская республика;

б) парламентская республика;

в) полупарламентская республика;

г) полупрезидентская республика.

 

57. Форма правления, существующая в Великобритании, Японии, Швеции, Норвегии, – это ...

а) парламентская республика;

б) абсолютная монархия;

в) конституционная парламентская монархия;

г) полупарламентская республика.

 

58. Территориально-политическая организация государства, определяющая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов, – это ...

а) форма правления;

б) форма государственного устройства;

в) политический режим;

г) демократия.

 

59. Союз юридически относительно самостоятельных государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов, – это ...

а) унитарное государство;

б) федерация;

в) конфедерация;

г) республика.

 

60. Виды политического режима – это …

а) монархия;

б) республика;

в) демократия;

г) тоталитаризм.

 

61. Политический режим, характеризующийся отсутствием разделения властей, монополизацией власти, значительным ограничением гражданского общества, применением репрессий и террора, контролем всех сфер социума, наличием единой идеологии и строгой однопартийности, системы полицейского контроля, – это ...

а) авторитарный режим;

б) тоталитарный режим;

в) абсолютная монархия;

г) ограниченная монархия.

 

62. Политический режим, обеспечивающий более широкий выход энергии и социального творчества личности по сравнению с другими политическими режимами, – это …

а) демократический;

б) авторитарный;

в) тоталитарный;

г) анархический.

 

63. Суждения по отношению к праву, являющиеся верными:

а) право – это такая регулятивная система, которая существовала во всех типах общества, начиная с первобытно-общинного;

б) правовые нормы поддерживаются в обществе всей силой общественного мнения;

в) право – это система общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством и регулирующих действия, поведение и отношения людей, их групп, государственных и общественных органов, организаций и учреждений;

г) право возникает и получает развитие только в сложных обществах, для которых характерно наличие государства.

 

64. Виды права, специально регламентирующие формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления, – это …

а) гражданское право;

б) процессуальное право;

в) конституционное право;

г) административное право.

 

65. Неотъемлемые условия для утверждения правового государства:

а) гуманизация права;

б) демократизация права;

в) строгое, неуклонное и действенное применение норм права;

г) признание приоритета закона в любой сфере общественной деятельности.

 

66. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, прежде всего Конституцией, подчинённое воле суверенного народа и призванное охранять индивидуальную свободу и другие основополагающие права личности.

а) да;

б) нет.

 

67. Цивилизационный анализ представляет собой одно из средств изучения социальной системы наряду с формационным и другими подходами. Понятие, раскрывающее сущность цивилизационного подхода к обществу, – это …

а) базис;

б) классы;

в) культура;

г) надстройка.

 

68. Ступень всемирной истории, пришедшая на смену дикости и варварства, стала обозначаться термином …

а) цивилизация;

б) формация;

в) культура;

г) общество.

 

69. Формационная концепция мирового исторического процесса была предложена и разработана …

а) Е. Дюрингом;

б) К. Марксом;

в) Н.Я. Данилевским;

г) А. Тойнби.

 

70. Конкретный тип общества, находящийся на определённой ступени прогрессивного исторического развития, основу которого составляет способ материального производства, получил название …

а) формация;

б) цивилизация;

в) образ жизни;

г) сфера общества.

 

71. Определение, наиболее полно раскрывающее содержание понятия «цивилизация»:

а) цивилизация – это сообщество государств и народов;

б) цивилизация – это мера развития материальной культуры;

в) цивилизация – это целостность материальной и духовной жизни общества в определённых пространственных и временных границах;

г) цивилизация – социокультурная общность, и её основными критериями являются уровень развития техники, социально-политических институтов и духовной культуры в их системном образовании. Обобщённым показателем выступает технология воспроизводства общественных процессов в единстве их материальных и духовных аспектов, способ реализации законов общественной жизни.

 

72. Тип цивилизации, получивший распространение в Новое время, а также на протяжении первых двух третей XX века – это …

а) космогенная цивилизация;

б) техногенная или индустриальная цивилизация;

в) антропогенная цивилизация;

г) информационно-технологическая цивилизация.

 

73. К общечеловеческой цивилизации современное общество идёт через консолидационные процессы народов в рамках отдельных региональных объединений.

а) да;

б) нет.

 

74. Рассматривая многообразие форм современного цивилизационного процесса, учёные часто употребляют понятие множественности цивилизаций, имея в виду национально-этнические особенности народов. Так, например, американский исследователь С. Хантингтон выделяет в зависимости от культурно-этнической самоидентификации народов целый ряд современных мировых цивилизаций. Выберите ответ на вопрос о конкретном количестве этих цивилизаций:

а) 5;

б) 7 – 8;

в) 13;

г) 21.

 

75. Место, занимаемое Россией в развитии мировой цивилизации:

а) Россия ближе к западной цивилизации;

б) Россия ближе к восточным цивилизациям;

в) Россия – это составная часть общеславянской цивилизации;

г) Россия принадлежит к евразийскому типу цивилизации.


ЛИТЕРАТУРа

УЧЕБНИКИ. УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

 

1) Аблеев С.Р. История мировой философии: Учебник. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002. – 416 с.

2) Алексеев П.В. История философии: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005. – 240 с.

3) Алексеев П.В. Социальная философия: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004. – 256 с.

4) Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 608 с.

5) Бессонов Б.Н. Философия: Курс лекций. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2004. – 317 с.

6) Введение в философию: Учеб. пособие для вузов /Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. – 623 с.

7) Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с.

8) Евлампиев И.И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 2002. – 584 с.

9) Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для техн. вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – 406 с.

10) Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебник. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2005. – 781 с.

11) Ивин А.А. Основы социальной философии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 2005. – 440 с.

12) История философии: Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 576 с.

13) Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2000. – 344 с.

14) Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: Учебник для вузов.- 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 560 с.

15) Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006. – 519 с.

16) Основы современной философии: Учебник для высших учебных заведений. – 4-е изд., доп. – СПб.: Изд-во «Лань», 2002. – 384 с.

17) Основы философии: Учебник / Под ред. А.Н.Ерыгина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. – 448 с.

18) Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2003. – 272 с.

19) Разин А.В. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2006. – 459 с.

20) Рассел Б. История западной философии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 992 с.

21) Родчанин Е.Г., Колесников В.И. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 432 с.

22) Романов Ю.И., Сандулов Ю.А. Краткая история философской мысли. – 2-е изд. – СПб: Изд-во «Лань», 2002. – 224 с.

23) Русские мыслители. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 352 с.

24) Скирбекк Г., Гилье Н. История философия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 800 с.

25) Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с.

26) Стрюковский В.И. Курс философии в схемах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 192 с.

27) Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие /Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004. – 336 с.

28) Философия: Учебник /Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТОН – Остожье, 2002. – 704 с.

29) Философия: Учебник /Под ред. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр, и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 520 с.

30) Философия: Учеб. пособие для высших учебных заведений /Отв. ред. В.П. Кохановский. – Изд. 13-е – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 576 с.

СБОРНИКИ ФИЛОСОФСКИХ ТЕКСТОВ

 

1) Антология античной философии. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 415 с.

2) Антология западной философии XVIII – XX веков. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 460 с.

3) Антология мировой философии: Древний Восток. – Мн.: Харвест; М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. – 992 с.

4) Антология русской философии XI – XVII веков. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 435 с.

5) Антология русской философии XVIII – XX веков. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 463 с.

6) Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 448 с.

7) Древнекитайская философия: Антология /Сост. ЯН ХИН-ШУН. В 2 т. Т. 1. – М.: ПринТ, 1994. – 363 с.

8) Древнекитайская философия: Антология /Сост. ЯН ХИН-ШУН. В 2 т. Т. 2. – М.: ПринТ, 1994. – 384 с.

9) Путь в философию: Антология. – М.: ПЕР СЭ; СПБ.: Университетская книга, 2001. – 445 с.

10) Философия истории: Антология: Учеб. пособие для студентов гуманит. вузов /Сост., ред. и вступ. ст. Ю.А. Кимелёва. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 351 с.

11) Русские философы (конец XIX – середина XX веков): Антология. Вып. 2. – М.: Изд-во «Кн. Палата», 1994. – 424 с.

12) Хрестоматия по истории философии (От Лао-Цзы до Фейербаха): Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 1. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 448 с.

13) Хрестоматия по истории философии (Современная философия): Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 2. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 550 с.

14) Хрестоматия по истории философии (Русская философия): Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 3. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 672 с.

15) Хрестоматия по философии: Учеб. пособие /Под ред. А



Дата добавления: 2021-04-21; просмотров: 471;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.149 сек.