ПРАКТИКА, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ. СТРУКТУРА ПРАКТИКИ
Важнейшими чертами практики являются целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразование материальных систем.
Практика – это деятельность, активное взаимодействие человека с материальными системами. Деятельность свойственна и роботам, ее результатом выступают измененные материальные системы. Однако здесь нет целеполагания, а есть лишь целеисполнение; роботы не продуцируют цели, планы, проекты, поэтому их деятельность практикой назвать нельзя. В то же время для инженеров, создающих этот вид технических устройств и их совершенствующих, соответствующая деятельность, неотрывная от выдвижения идей и их материализации, есть практика. Нет практики и в животном мире, хотя животные взаимодействуют с материальными системами, уничтожая, создавая или изменяя их. Практика неотрывна от человека, его целеполагающей, целенаправленной деятельности, от формирования идеальных моделей и стремления их осуществить.
Вторая черта практики – предметно-чувственный характер. По этому признаку она выделяется уже не из материальных взаимодействий вообще, а из совокупной человеческой деятельности, отграничиваясь от деятельности познавательной и оценочно-ориентационной. В отличие от мыслительной, духовной деятельности, непосредственно не сталкивающейся с материальным сопротивлением объекта (здесь «сопротивление» иного рода, связанное с отражением внешних и внутренних свойств объекта), практическое взаимодействие человека с объектом представляет собой именно преодоление сопротивления материального предмета. При этом человек функционирует физиологически, расходуя силу, энергию подобно взаимодействующей природной системе.
Третий признак практики – преобразование материальных систем. Не любые перестановки элементов системы, как и не любые предметно-чувственные акции человека, будут практикой, а только такие, которые изменяют качества подсистем и системы в целом, ведут к ликвидации, разрушению системы или, наоборот, к ее развитию, совершенствованию или созданию новой материальной системы. Здесь большое значение имеют возможности предметных систем, умение человека их «нащупать», познать, оценить и использовать; столь же важно создание новых возможностей.
Иногда полагают, что практика есть специфически человеческий способ превращения некоторого предмета из возможности в действительность; но такое определение, пожалуй, было бы неполным, ибо то, что дает практике собственно человеческий характер, есть, прежде всего, создание новых возможностей. На основе познания свойств и законов природы человек открывает новые возможности и ставит новые цели, в соответствии с которыми создаются новые предметы, не существующие в природе.
Человек способен изменять состав элементов и структуру материальных (природных и социальных) систем, поскольку он стремится действовать в соответствии с объективными законами (иначе его деятельность будет бесплодной). Конечный результат практики, находящийся в предметно-объектной сфере, оказывается материализованной целью. Только все три вместе взятых признака – целенаправленность, предметно-чувственный характер и преобразование материальных систем – образуют практику как явление.
Итак, практика – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем.
Во взаимоотношении субъективного и объективного в структуре практики определяющим является объективное. Наличие идеального, субъективного в практике не колеблет того положения, что в своей основе практика есть материальный процесс.
Имеются следующие основные формы практики: общественно-производственная (промышленное и сельскохозяйственное производство; изготовление продуктов потребления и средств производства), социально-политическая (создание государств, классовая борьба, формирование партий, преобразование социальных структур, органов управления, революционные движения, забастовки, войны, акции, направленные на ликвидацию атомного и химического оружия и т.п.); научно-экспериментаторская, связанная с намеренным изменением объекта исследования (физический, химический, генетический, социальный и другие виды эксперимента); врачебная, или медицинская (хирургическая, терапевтическая, стоматологическая и т.п.); семейно-бытовая (строительство и ремонт жилья, садоводство, огородничество, приготовление пищи и т.д.). Эти формы практики являются основными постольку, поскольку охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности человека. Помимо них имеются и другие. К ним относятся, например, детская игровая практика (связанная с «преобразованием» предметов) и спортивная практика (ведущая к физическим изменениям людей).
Различные виды практической деятельности неравноценны не только в плане форм жизнедеятельности, но и по отношению к прогрессу; практика может быть либо созидательной (конструктивной), либо разрушительной (деструктивной) по своим результатам (даже вандалистской).
По своему содержанию и назначению практика бывает стандартизированной (стереотипно-механической), сопряженной с многократным воспроизведением одного и того же результата, без непосредственного выхода на познавательную деятельность (хотя она также включает в себя цель), и поисковой, нацеленной на достижение прироста познавательной информации. Стандартизированную предметную деятельность тоже следует считать практикой, ибо она не только создает материальные предпосылки для научных исследований, но и таит в себе возможности для своего совершенствования, т.е. для перехода в творчески-поисковую форму.
В зависимости от субъекта деятельности практика подразделяется на такие виды как индивидуальная, микрогрупповая, социального слоя, класса, нации (народности), государства, общества. Знакомство с основными формами и видами практики показывает, что любая практика имеет общественный, социальный характер. В практике человек действует, конечно, как природная сила. Но эта сила наделена, кроме всего прочего, еще и общественной силой, воплощаемой, прежде всего, в духовном, идеальном компоненте практики. Выдвижение цели, идеи сопровождается ориентацией на определенные нормы и ценности общества, группы.
Практика выступает как общественный процесс изменения, преобразования материального мира в мир социальной предметности, культуры, в очеловеченный мир. В практике человек имеет средство для преобразования природы в своих интересах, в интересах человеческой цивилизации. Если исключить деструктивный, вандалистский тип практики, то последняя выступит в качестве антиэнтропийного процесса, способного упорядочивать не только общественную жизнь, но и более масштабные природные структуры.
В системно-структурном (а не процессуальном) плане любая практика складывается из следующих элементов: субъекта практики, объекта практики, цели (идеальная модель), средств, предметной деятельности субъекта, результата этой деятельности. Все эти элементы проникают друг в друга так, что их представление в «чистом» виде затруднено. Они образуют целостную систему. Импульс каждому циклу практики задает духовный ее компонент, субъективность, базирующаяся на объективности. Взаимодействие сторон практики, субъективного и объективного ее моментов, обеспечивает развитие практики.
ТЕСТ
1. Определение понятия «человек», являющееся наиболее приемлемым:
а) человек – это индивид с присущей ему генетической программой;
б) человек – это животное, способное изготавливать орудия труда;
в) человек – это субъект познания, трудовой деятельности, общения, управления;
г) человек – это биосоциальное существо, способное мыслить, говорить и трудиться.
2. Свойства человека, характеризующие его как представителя вида «Homo sapiens»:
а) чувствительность;
б) разумность;
в) раздражимость;
г) прямохождение;
д) возбудимость;
е) членораздельная речь;
ж) социальная активность;
з) овладение культурой;
и) совершенство руки;
к) специфика анализаторов;
л) темперамент;
м) орудийная предметная деятельность;
н) рефлективность;
о) свободное поведение;
п) универсальность;
р) целостность;
с) способность создавать орудия труда;
т) интуиция;
у) господство над природой;
ф) способность отличать ценностное от целесообразного, полезного, приятного.
3. Индивид – это …
а) единичный представитель человеческого рода;
б) любой из тех, кто принадлежит к человеческому роду, обладает всеобщими для всех людей чертами;
в) субъект сознательной деятельности, обладающий набором социально значимых черт, качеств, которые формируются и проявляются в процессе общественной жизни;
г) уникальность, неповторимость, формируемая под влиянием социально-культурной среды.
4. Суждение, в котором личность раскрывается как функциональная характеристика человека:
а) личность – это общественно развитый человек, который обладает самосознанием;
б) личность характеризует свобода выбора и свободный выбор;
в) личность характеризуется осознанием ответственности;
г) личность – это совокупность социальных ролей и их усвоение.
5. Наиболее приемлемое определение понятия «личность», сформулированное в сущностном плане:
а) личность – это зрелый человек;
б) личность – это человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, познания и общения;
в) личность – это сознательный исторический деятель;
г) личность – это индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и иных социальных норм, в том числе и юридических.
6. Личностью является …
а) любой человек;
б) человек, достигший совершеннолетия;
в) человек, обладающий всеми правами и свободами;
г) выдающийся человек.
7. «Разнообразие человеческих индивидуальностей – это существенное условие и форма проявления успешного развития общества» – суждение …
а) истинное;
б) неистинное.
8. Тело человека само по себе не имеет самодостаточной силы жизни: оно «получает» её животворящей силой души. Но в то же время, бесспорно, что душа находится в теле, она осуществляется в теле, и тело есть предел её осуществления. Без души вообще не существовало бы никакого организованного тела: когда организм лишается души, он оказывается не живым, а мёртвым; он, разлагаясь, теряет свою живую организованность; следовательно, душа является животворящим началом. Наличие у нас души есть, таким образом, абсолютное условие нашего бытия, сам неотъемлемый принцип нашей жизни.
а) да;
б) нет.
9. Сознание есть нечто надфизическое, лежащее поверх мозга или в его «порах», подобно туману над поверхностью земли или мёду в сотах. Сознание есть некое активное существо, пользующееся мозгом как орудием для реализации своих целей – полагали сторонники …
а) диалектического материализма;
б) вульгарного материализма;
в) концепции психофизиологического параллелизма;
г) бихевиоризма.
10. Мысль находится примерно в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени – утверждали в XIX веке представители …
а) диалектического материализма;
б) вульгарного материализма;
в) антропологического материализма;
г) трансцендентального идеализма.
11. Мысль о предмете и предмет мысли – не одно и то же. «Вещь» в голове – это образ, а реальная вещь – это её прообраз. Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным отражением, то никакое познание не было бы возможным – это рассуждение с позиций …
а) диалектического материализма;
б) вульгарного материализма;
в) концепции психофизиологического параллелизма;
г) бихевиоризма.
12. Понятие, являющееся наиболее широким по своему объёму:
а) «душа»;
б) «сознание»;
в) «самосознание»;
г) «самопознание».
13. Определение понятия «сознание», являющееся наиболее удачным:
а) сознание – это свойство мозга отражать объективную реальность;
б) сознание – это свойство человеческого мозга отражать объективную реальность в чувственных или логических образах;
в) сознание – это свойство человеческого мозга целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах;
г) сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, обобщённом и оценочном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
14. Присущая человеку способность целенаправленно и обобщённо воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием …
а) ощущение;
б) сознание;
в) рассудок;
г) интроспекция.
15. С позиций_______________сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность.
а) идеализма;
б) материализма;
в) фрейдизма;
г) дуализма.
16. Как мышление не зависит от бытия, так и бытие не зависит от мышления, – утверждает …
а) материализм;
б) идеализм;
в) пантеизм;
г) дуализм.
17. Представление об абсолютной противоположности между духом и материей, душой и телом, человеком и природой …
а) естественно;
б) противоестественно;
в) научно;
г) диалектично.
18. Психика, сознание, мышление, самосознание различаются в философии и науке …
а) Новейшего времени;
б) Нового времени;
в) Просвещения;
г) Античности.
19. В______веке было установлено, что левое полушарие человеческого мозга «отвечает» за логику, правое – за чувства. Доминирование одного из них делит людей на «художников» и «мыслителей».
а) XVIII;
б) XIX;
в) XX;
г) XXI.
20. Размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни, – это ...
а) сознание;
б) самосознание;
в) рефлексия;
г) эгоизм.
21. Неосознанные и неконтролируемые сознанием человека психические процессы и явления получили название …
а) Эрос;
б) Танатос;
в) эмоции;
г) бессознательное.
22. Наиболее приемлемое определение понятия «бессознательное»:
а) бессознательное – это всё, что не осознаётся человеком;
б) бессознательное – это явления, состояния и процессы, оказывающие влияние на поведение человека, но не осознаваемые им;
в) бессознательное – это уровень психики, на котором отсутствует осознание;
г) бессознательное – это рефлекторные действия.
23. Утверждение: «Разум далеко не всегда господствует над остальными силами человеческой души» – …
а) истинное;
б) неистинное.
24. Высшая ступень логического понимания, теоретическое, рефлектирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины, – это ...
а) рассудок;
б) разум;
в) мудрость;
г) талант.
25. Под высоким уровнем развития способностей к какой-либо деятельности понимают …
а) интеллект;
б) гениальность;
в) талант;
г) темперамент.
26. Сова Минервы, осуществляющая свой полёт в сумерках, символизирует собой ...
а) рассудок;
б) разум;
в) мудрость;
г) многознание.
27. Незаурядный ум, нравственно санкционированный – это ...
а) рассудок;
б) разум;
в) мудрость.
г) талант.
28. Сознание и язык образуют единство: в своём существовании они предполагают друг друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает её и выражает в мысли. Но в этом единстве определяющей стороной является язык.
а) да;
б) нет.
29. Наиболее приемлемое определение понятия «язык»:
а) язык – это средство общения;
б) язык – это знаковая система, являющаяся средством мышления, познания;
в) язык – это знаковая система, служащая для обозначения предметов объективного мира;
г) язык – это знаковая система, служащая для фиксации, хранения, обработки, использования и передачи информации.
30. Озвученный язык в ситуации диалога, общения людей можно назвать …
а) информацией;
б) речью;
в) сигнализацией;
г) иероглифом.
31. Язык, создаваемый людьми для каких-либо целей (азбука Морзе, языки логики, языки программирования и т.п.) – это ...
а) естественный язык;
б) искусственный язык.
32. Всё, содержащееся в душе человека, может быть выражено с помощью языка.
а) да;
б) нет.
33. Строение и функционирование знаковых систем изучает ...
а) логика;
б) семиотика;
в) семантика;
г) прагматика.
34. Искусственные знаковые системы, в том числе языки-посредники, используемые в технике, могут существовать без естественных языков.
а) да;
б) нет.
35. Раздел философии, в задачи которого входит изучение природы человеческого познания, форм и закономерностей перехода от поверхностных знаний о мире к знанию сущностному, глубинному, путей достижения истинного знания, а также его критериев, называется ...
а) аксиологией;
б) гносеологией;
в) логикой;
г) праксиологией.
36. Постижение сознанием новых сторон и связей бытия представляет собой …
а) познание;
б) явление;
в) узнавание;
г) объект.
37. В гносеологии источником познавательной активности является ...
а) субъект познания;
б) объект познания;
в) приём познания;
г) метод познания.
38. Результативная сторона познания – это …
а) сознание;
б) знание;
в) восприятие;
г) умонастроение.
39. Знание, соединённое с верой в него, есть …
а) рассуждение;
б) волнение;
в) заблуждение;
г) убеждение.
40. Универсальную познавательную процедуру постижения для себя смысла и значения поступающей информации именуют …
а) пониманием;
б) суждением;
в) объяснением;
г) умозаключением.
41. Способность субъекта передать своё понимание объекта другим, отвечая на вопрос «Почему?» – это …
а) внимание;
б) понимание;
в) объяснение;
г) воспитание.
42. Формы чувственного познания – это …
а) ощущение;
б) отображение;
в) раздражимость;
г) представление.
43. Отображение в сознании отдельных свойств каких-либо объектов, действующих в данный момент на органы чувств, в философии и психологии именуют …
а) ощущениями;
б) восприятиями;
в) представлениями;
г) воображениями.
44. Образы предметов, событий, процессов, их взаимодействий и связей, возникающие и удерживаемые в сознании вне непосредственной чувственной поддержки, характеризуют …
а) ощущениями;
б) восприятиями;
в) представлениями;
г) эмоциями.
45. Процесс построения в сознании человека целостных образов предметов, явлений, действующих в данный момент на его органы чувств, называют …
а) ощущениями;
б) восприятиями;
в) представлениями;
г) мышлением.
46. Формы рационального познания – это …
а) рефлекс;
б) понятие;
в) суждение;
г) интуиция.
47. Мысль, отображающую общие и существенные признаки некоторого класса явлений, определяют как …
а) интеллект;
б) умозаключение;
в) узнавание;
г) понятие.
48. Сфера и ступень сознания, связанная с целенаправленным, опосредованным и обобщённым отражением человеком существенных связей вещей и явлений, – это …
а) мышление;
б) восприятие;
в) представление;
г) ощущение.
49. Мышление связано с языком. Однако существует и авербальное (т.е. без знаков) мышление.
а) да;
б) нет.
50. Учение в гносеологии, возвышающее чувственную познавательную способность и абсолютизирующее её в ущерб рассудку и разуму, принято называть …
а) сенсуализмом;
б) рационализмом;
в) иррационализмом;
г) скептицизмом.
51. Источником познания с позиций рационализма является …
а) интуиция;
б) опыт;
в) априорные категории рассудка;
г) разум.
52. Философы Парменид, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель были в области гносеологии представителями ...
а) сенсуализма;
б) рационализма;
в) иррационализма.
г) агностицизма.
53. Первая посылка сенсуализма состоит в том, что единственный источник наших знаний – …
а) воображение;
б) фантазия;
в) ощущения;
г) представления.
54. Философы Протагор, Эпикур, Локк, Юм, Ламетри, Фейербах в области гносеологии являются представителями ...
а) сенсуализма;
б) рационализма;
в) иррационализма;
г) агностицизма.
55. Иррационалисты утверждают, что для познания действительности недостаточно ни опыта, ни разума; для этого необходима особая форма познания – …
а) интеллект;
б) интроспекция;
в) интродукция;
г) интуиция.
56. Определение истины, считающееся классическим:
а) истина – это то, что ясно и очевидно;
б) истина – это соответствие знания действительности;
в) истина – это знание, экономно и просто описывающее опыт;
г) истина – это результат конвенции, соглашения.
57. Несоответствие знаний объективной реальности именуют …
а) мнением;
б) истиной;
в) заблуждением;
г) понятием.
58. Преднамеренное искажение действительности называется …
а) мнением;
б) заблуждением;
в) ложью;
г) относительной истиной.
59. Объективное знание следует отличать от мнения, которое не обязательно бывает …
а) истинным;
б) экономическим;
в) политическим;
г) нравственным.
60. Главный, ведущий критерий истины, позволяющий отличать её от заблуждения, – это …
а) чувственная наглядность;
б) соответствие наших знаний законам логики;
в) практика;
г) эстетический критерий.
61. «Объективной истины быть не может» – такова позиция …
а) материализма;
б) агностицизма;
в) эмпиризма;
г) рационализма.
62. «Эврика» – слово, выражающее радость при решении какой-либо проблемы, при появлении удачной мысли, идеи, при «озарении». Это слово, означающее «я нашёл!» приписывается одному из древнегреческих мыслителей, которое он, якобы, произнёс при неожиданном открытии важного закона. Этим мыслителем был …
а) Пифагор;
б) Демокрит;
в) Гераклит;
г) Архимед.
63. Способность человека находить удачное решение каких-либо задач без осознания путей и условий своего решения, называют …
а) талантом;
б) интуицией;
в) сенсорикой;
г) узнаванием.
64. Концепция, согласно которой историю делают творческие индивиды или творческие меньшинства, получила наименование теории …
а) индивидуализма;
б) элиты;
в) либерализма;
г) радикализма.
65. Творческое мышление требует свободы, раскрепощённости, устранения всяких внешних торможений.
а) да;
б) нет.
66. Стимулировать творчество …
а) не следует;
б) следует;
в) следует в технической сфере;
г) следует только в искусстве.
67. Действия роботов нельзя называть практикой.
а) да;
б) нет.
68. Животные взаимодействуют с материальными системами, уничтожая или изменяя их. Поэтому их активность можно считать практикой.
а) да;
б) нет.
69. Признаки, являющиеся необходимыми и достаточными для определения практики, – …
а) идеальность;
б) целенаправленность;
в) предметно-чувственный характер;
г) преобразование материальных систем.
70. Во взаимоотношении субъективного и объективного в структуре практики определяющим является ...
а) субъективное;
б) объективное.
71. Деятельность театрального артиста, писателя, идеолога, создателя военных теорий, политических доктрин и программ является практикой.
а) да;
б) нет.
72. Любая практика является прогрессивной.
а) да;
б) нет.
73. Любая практика имеет общественный, социальный характер.
а) да;
б) нет.
74. Утверждение: «Если исключить деструктивный, вандалистский вид практики, то она выступает в качестве антиэнтропийного процесса, способного упорядочивать не только общественную жизнь, но и более масштабные природные структуры» можно считать …
а) истинным;
б) неистинным.
75. Целесообразную деятельность людей, направленную на освоение, преобразование и использование природы и общества в целях удовлетворения исторически сложившихся потребностей, именуют …
а) работой;
б) трудом;
в) энтропией;
г) энергией.
Дата добавления: 2021-04-21; просмотров: 723;