ФИЛОСОФИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЕГО РАЗВИТИИ
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА
Философские учения об обществе появляются уже в Древнем мире. С тех пор философское изучение общества прошло длительный путь развития. Сформировалась особая философская дисциплина, направленная на изучение общества. Её принято называть социальной философией. Она существенно отличается от других дисциплин, входящих в систему современного обществознания.
Социальная философия отличается, прежде всего, от истории. История – это наука, изучающая прошлое социальной жизни человечества во всей его конкретности и многообразии. Она исследует события и процессы на основе самых разнообразных исторических источников, в которых сохраняется память о прошлом. Социальная же философия рассматривает развитие общества в теоретическом плане, применяя преимущественно логический метод.
Социальная философия обладает довольно явной спецификой в сравнении с социологией. Социология по отношению к социальной философии – более конкретная наука, включающая в себя частные и эмпирические исследования. Она сосредоточивает своё главное внимание на особой социальной сфере, абстрагируясь от других сфер общественной жизни: экономической, политической, духовной. Социальная философия ставит перед собой иную цель. Она изучает общество как целое в широком философском контексте.
Социальная философия отличается от целого комплекса специальных общественных наук. К их числу относятся: экономическая наука, политология, правоведение, культурология, науковедение, искусствоведение, религиоведение и другие. Если эти частные научные дисциплины сосредоточивают своё внимание на какой-то одной сфере или области общественной жизни, то социальная философия изучает общество как целостную систему.
Социальная философия, вырабатывая самые общие теоретические представления об обществе, оказывает большое мировоззренческое и методологическое влияние на многочисленные общественные науки. В то же время она опирается на эмпирические и частнотеоретические достижения этих наук.
ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА
Современная социальная философия опирается в своём понимании общества, прежде всего, на тезис о том, что общество есть часть мира, неразрывно связанная с природой. Этот тезис аргументируется в частности следующими фактами:
1) человек, а также общество происходят из природы;
2) человек – существо не только социальное, но и биологическое, подчиняющееся законам природы;
3) человек является высшей ступенью в развитии живой природы;
4) общество не может функционировать и развиваться вне природы, в отрыве от неё;
5) и природа, и общество подчиняются в своём развитии некоторым общим фундаментальным законам.
Однако на основании всего ранее изложенного нельзя чрезмерно отождествлять общество с природой. Общество – это такая часть мира, которая обособилась от природы, приобрела новые качества. Известно, что человек – это не только биологическое существо, но и качественно новое явление с присущими только ему социальными свойствами, вырастающими из взаимодействия людей друг с другом; а жизнь общества – это качественно своеобразная жизнь, которая несводима к биологической жизни, где действуют особи, не обладающие социальным сознанием. Человеческое общество выступает в качестве создателя культуры. Создавая культуру, общество, как бы, творит новую, искусственную среду своей жизни. Следовательно, общество и природа – это две, качественно различные формы проявления единого мира. Им в едином человеческом знании соответствуют две основные области – обществознание и естествознание.
Общество и природа находятся во взаимодействии, влияют друг на друга.
Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живёт в природе. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, всё более отдаляющие её от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду её свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать: человек настолько переделал мир планеты, что этот процесс уже необратим.
Но и природа оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история – наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества. Если на Крайнем Севере человек добывает средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках щедрость расточительной природы облегчает жизнь человеку. Географическая среда как условие хозяйственной деятельности общества может оказывать определённое влияние на хозяйственную специализацию стран и регионов.
Известно, что человеческая деятельность является тем каналом, по которому осуществляется постоянный «обмен веществ» между человеком и природой. Любые изменения в характере, направленности и масштабах человеческой деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы. С развитием практической, преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи географической среды.
В прошлом использование человеком сил природы и её ресурсов носило преимущественно стихийный характер: человек брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой – с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия сложившейся системы, а в связи с этим и необходимостью бережного к ней отношения.
Нельзя забывать, что мы живём в мире, где царствует закон энтропии, где запасы полезных для нас ресурсов «рассеиваются» или, иначе говоря, исчерпываются невозвратимо. Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный (безответственный) характер, то новым условиям должен соответствовать и новый тип – отношение глобального, научно обоснованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только её сохранения, но и воспроизводства.
Теперь стало ясно, что воздействие человека на природу должно происходить не вопреки её законам, а на основе их познания. Видимое господство над природой, приобретаемое за счёт нарушения её законов, может иметь только временный успех, оборачиваясь в результате непоправимым ущербом и для самой природы, и для человека: не стоит слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она нам мстит.
Человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его собственному существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Таким образом, человек в результате собственной же деятельности вступил в опасное противоречие с условиями своего обитания.
Мы часто воюем с природой, а нам необходимо мирно сосуществовать с ней. Мы призваны не властвовать над природой (и, безусловно, не покорять её), а, наоборот, должны оберегать её от необдуманных действий и заботиться о ней.
Дата добавления: 2021-04-21; просмотров: 365;