Философия Нового времени: общая характеристика, периодизация и основные представители
Философия Нового времени приходит на смену философии Возрождения, открывая принципиально новую эпохи в истории западной цивилизации. Справедливо считается, что идеи, заложенные творцами Нового времени, продолжают влиять на умы большинства современных людей (это можно сравнить с зависимостью большинства пользователей от операционной системы Windows), и что почти всё, что существует в современной цивилизации является реализацией этих идей, включая культуру, политику, науку, ценностные системы.
И изучение этого периода становится особенно актуальным, когда цивилизация, построенная на основании идей философии Нового времени, находится в глубоком кризисе. Об этом открыто и давно говорят не только ее противники, но и ее трезвые сторонники. И сейчас в полную силу идет скрытая от посторонних глаз идейная борьба вокруг того, каким будет мир после окончательного и бесповоротного краха нынешней западной цивилизации. Об этом говорят некоторые российские ученые (А.И. Фурсов, М.И. Делягин и др.), а также на художественном уровне такие отечественные писатели, как Олег Маркеев (1962-2009) в ряде произведений, прежде всего. В «Неучтенном факторе» (2008), или Вадим Панов в цикле романов «Аркада» (2019), в которых он прямо прогнозирует использование массового вирусного заражения и тотального цифрового контроля для перехода к новому обществу.
В этой связи часто сегодня многие аналитики указывают на неслучайность коронавирусного кризиса, после которого мы будем жить в другом мире. К сожалению, это большая и серьезная тема, о которой можно было бы
Вернемся к истокам Нового времени. Если представители философии Возрождения стремились оживить идеи античной философии и во многом находились под остаточным влиянием идей средневековой философии, то философы Нового времени объявили идеи предшествующих этапов философского знания устаревшими. Более того, они поставили амбициозную задачу построить новую философию и новую науку, начав с нахождения идей, полностью противоположных идеям античной и средневековой философии.
Некоторые из идейных основателей Нового времени были весьма необычными людьми, в частности Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт.
Фрэнсис Бэкон не без оснований подозревается в том, что им написаны, по крайней мере, некоторые пьесы Шекспира. Как считают исследователи, он обладал для этого необходимыми знаниями; в некоторых пьесах есть скрытые намеки на его авторство. Нет аутентичного, т.е. без сомнений принадлежащего данному лицу, портрета Шекспира, а наиболее известный его портрет напоминает Бэкона. Он обладал огромными интеллектуальными способностями, о чем говорит тот факт, что король Яков доверил ему сверить рукопись перевода Библии короля Якова. Бэкон был и композитором, и лингвистом, и юристом, а также состоял в тайном обществе. Но и это еще не всё.
В своем завещании он просил похоронить его в неизвестном месте. И даже существует версия, что он инсценировал свою смерть, а сам переехал в Германию, где жил под чужими именем. В общем, он был весьма непростой и загадочной личностью.
Такой же во многом загадочной личностью был и Рене Декарт, как, впрочем, и сэр Исаак Ньютон, который долго и тщательно скрывал свои неортодоксальные взгляды на Бога, не разделяя каноническое понимание Его как Троицы. Несмотря на то, что был основоположником новой – научной – картины мира, в которой оставалось мало места для сверхъестественных явлений, он много и досконально изучал алхимические рукописи, а также книги Ветхого Завета, т.е. всего того, что было бесконечно далеко от науки, в создании которой он принял самое активное участие.
Критерием перехода к новому этапу философствования являются изменения в понимании базовых элементов философского мировоззрения, т.е. понимании человека, Бога, мира, процесса познания и др.
Безусловно, что понимание вышеперечисленных элементов в средневековой философии отличается от того, как это было в философии античной. Однако у этих взглядов было и много общего. Это и разделение мира на мир идей и мир вещей в античности, и Божественный мир и материальный мир в средние века. При этом ни в первом, ни во втором случае человек не противопоставлял себя Богу или природе. Да и сама природа представлялась целостным живым организмом. Еще в XIII в. у Фомы Аквинского было учение о том, что каждая планета имеет своего ангела. Да, были взгляды, которые вступали в противоречие со взглядами, принадлежащими к мейнстриму, т.е. с преобладающей точкой зрения. Такие взгляды обычно называют маргинальными, т.е. принадлежащими незначительной части населения.
Но в случае с философией и в целом эпохой Нового времени мы сталкиваемся с почти полной противоположностью (и античности, и средним векам) взглядов на человека, Бога, природу, процесс познания.
Отвергая старые, негодные с их точки зрения, «кирпичики» мировоззрения, касающиеся человека, Бога и мира, философы Нового времени ищут и находят нужные им «кирпичики» в рамках прежних философий. Главное в этих «кирпичиках» должно быть то, что они были маргинальными идеями, входящими в непримиримое противоречие со взглядами мейнстрима. Если в античной философии мейнстрим – это философские учения Платона и Аристотеля, а в средневековой – Августин и Фома Аквинский, которые в определенной мере продолжали развивать учения Платона и Аристотеля соответственно, то из имевшихся мыслителей выбираются те, которые придерживались противоположных позиций.
В XX в. социологи объяснили процесс появления нового. Новое зачастую создается маргиналами и с помощью маргинальных в свое время идей. А спустя какое-то время диспозиция меняется: маргинальное становится новым мейнстримом, а бывший мейнстрим становится маргинальным. И если вспомнить известное выражение: «Рукописи не горят», то по аналогии можно сказать: «Идеи не исчезают». Когда-то высказанные идеи могут долго дожидаться своего звездного часа. Так, в прошлой лекции можно уже было видеть пример такой ситуации, когда Николай Коперник в XVI в. выскажет гелиоцентрические идеи, которые впервые были сформулированы еще в III в. до н.э. Аристархом Самосским, т.е. спустя 18 (!) столетий. Это аналогично тому, как некоторые вещи дожидаются либо сезона, либо того, когда мы вырастем физически или морально.
И рубеж XVI-XVII веков как раз и стал тем временем, когда некоторые маргинальные идеи легли в основу действительно новой философии – философии Нового время. Наступило иное – Новое – время, когда настал звездный час других, ранее непризнанных взглядов и концепций. А затем к бывшим маргинальным идеям подтянутся и действительное новые идеи – идей, которых не было ни в античности, ни в средние века.
Что касается философии Возрождения, то она, стремясь возродить некоторые античные представления, вместе с тем во многом оставалась в плену средневековых взглядов. Именно поэтому ее не считают в качестве самостоятельного, а только переходного этапа в развитии философии.
Процессы, которые начались еще в эпоху Возрождения, набрали силу и принесли определенные результаты. Это и рост городов с большей свободой взглядов, и рост числа образованных людей, и создание новых механизмов (в частности, механические часы), углубление процесса секуляризации и др.
Главным результатом этих процессов стало новое мироощущение человека, которое начинали сковывать прежние, как говорят современные психологии, ограничивающие убеждения, мешавшие развитию человека и общества.
Если в эпоху Возрождения человек стал чувствовать себя равным Богу, но не отрицал существования последнего, то в Новое время начинается медленный процесс отказа от самой идеи Бога. Но вначале это выразилось в виде деизма – учения, согласно которому Бог является лишь творцом мира. Это новая идея – идея, которой не было прежде. Это означает, что человек начинает себя чувствовать все раскованнее, ведь Бог уже не вмешивается в дела мира.
Круто меняется и представление о мире на место целостного живого организма заступает мир как механизм (маргинальная идея Николая Кузанского), представляющего собой совокупность движущихся без цели атомов (маргинальное учение атомизма античной философии Левкиппа, Демокрита). Побеждает идея гелиоцентризма, придя на смену геоцентризму.
И, наконец, прекрасно вписывается в эту структуру маргинальная в средневековой философии идея номинализма.
Итак, основные идеи философии Нового времени – это:
· антропоцентризм;
· индивидуализм;
· деизм;
· атомизм;
· механицизм (мир как механизм);
· гелиоцентризм;
· номинализм.
Хронологические рамки философии Нового времени – конец XVI – вторая половина XIX в. В ней выделяют следующие периоды:
–философия раннего Нового времени (конец XVI – XVII вв.),
– философия Просвещения (XVIII в.);
– немецкая классическая философия (вторая половина XVIII – вторая половина XIX в.);
– марксистская философия (вторая половина XIX в. по настоящее время);
Основные представители философии раннего Нового времени:
Галилео Галилей (1564-1642);
Фрэнсис Бэкон (1561-1626);
Томас Гоббс (1588-1679);
Рене Декарт (1596-1650);
Исаак Ньютон (1643-1727);
Блез Паскаль (1623-1677);
Бенедикт Спиноза (1632-1677);
Джон Локк (1632-1704);
Готфрид Лейбниц (1646-1746).
У истоков Нового времени стоят два мыслителя, которых иногда относят к мыслителям Эпохи Возрождения. Можно сказать, что они завершают один и открывают другой этап философствования. Это Галилео Галилей и Фрэнсис Бэкон.
1. Философское значение научной деятельности Галилея
Г. Галилей начинает развивать гелиоцентрические идеи Коперника. Однако, справедливости ради, надо сказать, что он не приводил научные доказательства справедливости этого учения. Для этого следовало не математическим, а опытным путем доказать, во-первых, что Земля вращается вокруг Солнца; во-вторых, что Земля вращается вокруг собственной оси. И Церковь, которая благоволила к нему, требовала от него именно доказательств, которых он предоставить не мог. В результате скверного характера Галилея возник известный процесс осуждения еретических взглядов Галилея, окончившийся, вроде бы, его словами: «И все равно она (имеется в виду Земля) вертится». С этой идеей он соединяет идею механицизма, которая естественным образом отказывается от целевых причин (ответ на вопрос: «Зачем?»), что полный разрыв с античными и средневековыми представлениями. В результате пространство Вселенной приобретает изотропный характер, означая, что Земля больше не является ни центром Вселенной, ни выделенной точкой в бесконечном море Млечного пути. В этой Вселенной отсутствует иерархия, верх и низ, право и лево получают одинаковое значение. Ниже я коснусь того, как ужаснулся в свое время Блез Паскаль, которому открылся смысл нового взгляда на Вселенную и место в ней человека.
Галилея также можно считать первым представителем новой науки о природе, пришедшей на смену натурфилософии, – научного естествознания, которое возникло в результате соединения экспериментальных и математических методов. Именно Галилей первым сумел соединить в своей научной деятельности эти методы. Замечу, что до эпохи Нового времени экспериментальный метод был маргинальным, так как существовал запрет на вмешательство в природные процессы и явления. А математика, которую начнет использовать наука Нового времени, называемая также классической наукой, является принципиально другой математикой, основанной на количественном, а не качественном понимании числа.
Т.е. куда ни кинь взгляд, везде всё новое – и противоположное прежним представлениям.
Дата добавления: 2021-04-21; просмотров: 437;