и основные представители
Выделение эпохи Просвещения связано с тем, что в ней более ярко и жестко заострялись некоторые идеи Нового времени.
Просвещение – особое идейное и культурное течение, оформившееся в Западной Европе в конце XVII – начале XVIII вв. (Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Д. Дидро, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, И. Гердер, Т. Лессинг и др.). В России идеи Просвещения разделяли прежде всего М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев и Л.Н. Толстой.
Название эпохи связано с ее главной идеей – решение общественных проблем состоит в просвещении народа. Радикальное средство совершенствования общества и человека виделось в распространении знаний, науки, в просвещении и правильном воспитании человека.
Эпоху Просвещения называют еще эпохой Разума, что объясняется культом человеческого разума и прежде всего культом научного разума – уверенности в безграничных возможностях науки, в которой разум не имеет никаких ограничений; при этом существует проблема достоверности знания.
Девиз Просвещения: «Имей мужество пользоваться собственным умом!» При этом считается, что разум у всех людей одинаков.
Критика традиционной религии и особенно Церкви и замена ее религией Разума. И вообще критическое отношение к предшествующим эпохам.
Повышается критичность ко всему, не прошедшему проверку на разумность.
Мир видится гармоничным целым (идея Лейбница), доверие Богу и человеку. А все проблемы связаны с искажением человеком божественных законов.
Вера в переустройство мира на разумных основаниях.
В раннем Просвещение господствовало представление о том, человек от природы добр (что противоречило не только представлениям средних веков, но и раннего Нового времени), а порок – следствие несовершенства общества, неблагоприятного воздействия общественной среды, недостаточного воспитания. Это одно из положений социоцентризма – мировоззрения, согласно которому человек является податливым слепком окружающих его общественных условий. Т.е. то, каким станет человек, зависит не от генов, а от того, кто его воспитывает и обучает.
Однако поздние просветители, постепенно убеждаясь в том, что общество – «народ» – плохо поддается просветительскому и воспитательному воздействию, допускали применение насилие в целях улучшения общественной жизни.
Пожалуй, единственной новой идеей этой эпохи является идея прогресса, критерием которого называлось постепенное накопление знаний, постепенное восхождение человека, познание божественных законов. Эти достижения реализуются в исторической деятельности человечества, преобразуя мир в лучшую сторону. Позднее в число критериев прогресса были добавлены такие признаки, как рационализация различных сфер общественной жизни, индустриализация, урбанизация.
Дополнительная литература
Дугин А.Г. Философия Нового времени // https://www.youtube.com/watch?v=d6F6xqs8yd8&list=PL6fVHt5qOpOYALlyz6yJBRQl6yPpmvOqW.
Панычик А.В. и др. Сакральность познания: дескрипторы научного мышления // https://doi.org/10.1051/shsconf /20197204011.
Дата добавления: 2021-04-21; просмотров: 350;