Программа организации научного знания)


Ф. Бэкон также стоит у истоков новой науки. Именно он четко формулирует ее цели – польза и величие или могущество человека. Никогда до этого наука не носила практического характера и тем более не ставила себе задачу покорения природы. В принадлежащем ему известном афоризме «Знание – сила» он отождествляет науку (знание) и могущество (силу) человека. Но для осуществления своего могущества все науки должны быть совершенно преобразованы. Этому посвящен его труд «Великое восстановление наук».

Преобразованию, в первую очередь, подлежит метод изучения природы, ибо прежний – схоластический – метод явно не был способен задачу, поставленную Бэконом.

Поэтому Ф. Бэкон отказывается от господствовавшего прежде реализма и развивает идеи номинализма. Он критикует прежнюю философию за то, что она пыталась искать не в самих вещах. Он считает, что изучение природы должно начинаться с непредвзятого наблюдения; затем надо пытаться отделить существенное от несущественного. Это, по его мнению, позволит получать знание из самих вещей.

Вообще Бэкон больше критикует предшествующую философию, как бы очищая сознание людей от старых идей. И это удается ему наилучшим способом. Он так умел высказать свое убеждение, что большинству его читателей показалось, что у них повязки упали с глаз, что им открылся новый мир, что они навсегда покончили со старыми заблуждениями.

А вот с позитивной программой так не получилось. И. Гёте в своем «Истории учения о цвете» дает довольно точную образную характеристику представлений Бэкона: «Бэкон похож на человека, который довольно хорошо подметил непорядки, недостатки и ветхость одного старого здания и сумел объяснить это его обитателям. Он советует им покинуть его, с презрением отвергнуть фундамент, землю, материалы и все принадлежности, искать для строительства другое место и воздвигать новое здание. Он превосходный оратор и спорщик; он рушит стены, они падают, и жители вынуждены частично покинуть их. Он указывает новое место; начинает выравнивать его, и все же там повсюду тесно. Он предлагает новые чертежи: они непонятны и непривлекательны. Однако главным образом он говорит о новых неизвестных материалах, и тем самым оказывает миру услугу. Толпа рассеивается по всем сторонам света и приносит назад бесконечные подробности, между тем как дома граждан занимают, поглощая внимание, новые планы, новые занятия и поселения». В следующем абзаце он сравнивает Бэкона с Галилеем: «Если из-за (индуктивного) метода разложения Бэкона Веруламского естествознание кажется навечно раздробленным, то благодаря Галилею оно тотчас же снова обрело единство; он вновь вернул естествознание в человека и уже в юности, развив на примере качающейся лампады учение о маятнике и о падении тел, показал, что для гения один случай равен тысяче. В науке все сводится к тому, что называют смекалкой при обнаружении того, что, в сущности, лежит в основе явления. Такое обнаружение до бесконечности плодотворно».

Итак, Ф. Бэкон предлагает освободить знание от устаревших авторитетов (Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского и т.п.), а также свести к нулю зависимость знания от теорий, полученных умозрительным, т.е. не опытным путем. Отныне опыт и только опыт должен стать, по его мнению, единственным источником истины.

В качестве нового метода познания природы Бэкон предлагает опираться на наблюдение и эксперимент.

Метод(от греч. metodos – путь исследования) – путь к чему-либо; это определенная последовательность действий исследователя при получении ответа на интересующие его вопросы.

Наблюдение – целенаправленное пассивное изучение объектов. Пассивность здесь состоит в том, чтобы не вмешиваться в жизнедеятельность изучаемого объекта.

Эксперимент – целенаправленное активное изучение природы. Под активностью здесь понимается вмешательство в жизнедеятельность изучаемого объекта прежде всего с целью проверки гипотезы. При этом не следует воспринимать эксперимент как что-то безобидное. Сами основоположники науки, основанной на широком использовании этого метода, называли его «пыткой природы», в ходе которой она должна была поделиться с людьми своими тайнами и законами. И это было легко сделать после того, как природа стала пониматься как механизм.

Учение о том, что изучение природы должно опираться на опыт (наблюдение и эксперимент), называется эмпиризмом.

Далее следовало определиться с тем, что делать с данными, полученными опытным путем. Решая эту проблему, он выделяет три пути познания: путь паука, путь муравья и путь пчелы.

1. «Путь паука» – попытка выведения истин из чистого сознания умозрительно силлогистический метод, использовавшийся схоластикой, т.е. дедуктивным способом; необоснованное воспарение от фактов к «наиболее общим аксиомам», а от них к знанию, носящего уже менее общий характер, чем эти «аксиомы». В итоге, как он считает, получается: а) предвосхищение фактов; б) полное пренебрежение к реальным фактам и в) спекулятивный рационализм и антиэмпирический образ мышления вообще. Проще говоря, это опора не на факты, полученные в ходе наблюдения и эксперимента, а субъективные представления исследователя.

2. «Путь муравья» – старый эмпиризм. Собирание любых, но разрозненных фактов, неумение их обобщать. Это чем-то напоминает Плюшкина и- «Мертвых душ» Гоголя, который тащит всё подряд в свою кладовку. По сравнению с «путем паука» (дедукции) это уже шаг в правильном направлении.

3. «Путь пчелы» – новый эмпиризм, который соединяет достоинства первых двух путей, освобождаясь от их недостатков. Подъем от ощущений к наиболее общим аксиомам, от эмпирии к теории совершается здесь «непрерывно и постепенно». Боязнь этого подъема ведет к «пути муравья», поспешность – к «пути паука».

Таким образом, Бэкон предлагает после получения опытного знания подвергать его индукции.

Индукция (с лат. «приведение к выводу») – метод движения познания от отдельных фактов к их обобщениям. Признаками индукции можно считать наличие в суждениях таких слов, как: обычно, всегда, как правило, традиционно, редко, иногда, часто, нередко, никогда, как исключение и т.п. Например, «Все дети любят мороженое»; «Все кошки любят валерьянку»; «Студенты редко готовятся ко всем семинарам».

Истинная индукция, дающая максимально достоверные и притом новые выводы, может быть получена не только и даже не столько в результате наблюдения фактов, подтверждающих выводы, сколько на основании изучения случаев и явлений, противоречащих доказываемому положению. Их учет требует точного установления фактов, не полагающегося ни на веру, ни на чувства. Такое установление фактов – уже не простое пассивное их наблюдение, а эксперимент. Он предполагает активное вмешательство в наблюдаемый процесс, устранение одних и создание других условий, помогающих установить ту или другую объективную истину относительно изучаемого явления. Ее индуктивное обобщение устраняет недостатки, присущие разуму человека, то эксперимент делает то же самое в отношении чувств.

Индуктивный метод Бэкона предусматривает «рассечение и анатомирование мира», без и вне которых невозможно установить конкретные истины.

Важное место в его философии занимает учение об идолах (заблуждения, препятствиях, предрассудках) познания.

1. Идолы племени (рода) – заблуждения, присущие каждому человеку как представителю человеческого рода, поскольку его ум и органы чувств несовершенны. Ум человека, как плохое зеркало, отражает мир в неправильном виде.

2. Идолы площади (рынка») – заблуждения, вызванные неточностью, условностью, образностью обыденного словоупотребления, т.е. неряшливым оформлением мыслей в слова.

3. Идолы пещеры– заблуждения, которые, в отличие от идолов племени, связанных с родовой ограниченностью, порождены индивидуальной ограниченностью человека, т.е. особенностью каждого человека. Например, один человек склонен к широким обобщениям, другой – напротив, к выделению различий между вещами.

4. Идолы театра– заблуждения, возникающие из-за слепого доверия авторитетам.

Как справедливо отмечают историки философии, предлагаемый Бэконом путь познания природы представляют собой перечень тщательных, до мелочных подробностей правил осмотрительности при научных исследованиях. В нем выделяются следующие слабые стороны: 1) непрактичность из-за своей сложности и мелочности; 2) низкая оценка математики, без которой уже при его жизни были сделаны все великие открытия (Галилея, Кеплера и др.); 3) крайне негативное отношение к дедукции.

Ф. Бэкону принадлежит незаконченное произведение «Новая Атлантида», принадлежавшая к уже известному нам жанру утопии. От утопий Мора и Кампанеллы она отличается, во-первых, тем, что справедливое общество возникает не в отдаленных местах, а спустя определенное время благодаря прогрессу науки и техники, которые в «Новой Атлантиде» олицетворяет Дом Соломона – храм науки; во-вторых, новое общество складывается не путем справедливого распределения, а с помощью развития техники, обеспечивающего обеспечение потребностей членов общества. Считается, что это был первый технократический проект развития общества, т.е. проект, который во главу угла ставил не совершенствование самого человека, не совершенствование отношений между людьми, а неуклонное развитие науки и техники.

3. Философия Нового времени: философия Р. Декарта

(дуализм, «Мыслю, следовательно, существую»,

дедуктивный метод и рационализм, учение о «врожденных идеях»)

Потребность в новой науке, как говорят в таких случаях, витала в воздухе. И, как было показано выше, Ф. Бэкон приложил все свои недюжинные усилия для ее создания, прежде всего расчистив площадку для ее строительства от устаревших элементов.

Одновременно возникла и потребность в новой философии. И первым, кто уловил это и приступил к ее созданию, был французский философ, математик и ученый Рене Декарт (1596-1650). Он так же, как и Ф. Бэкон, стремится освободить философию от всяких предвзятых авторитетов. Как всегда в таких случаях, для начала строительства нового необходимо было что-то взять за основу, за идеал нового – чаемого – философского знания. И имея прекрасное математическое образование, он увидел именно в математике образец ясного и точного знания. Кто знает и любит математику, может его понять. Исходя из этого, также можно понять его страдания, которые он испытывал, видя разнообразие взглядов в тогдашней философии и науке.

А дальше происходят события, на которые я намекал выше, говоря о том, какие необычные во всех отношениях люди стояли у истоков новой философии и науки. Он дает обет (обязательство, принимаемое человеком добровольно из религиозных побуждений) предпринять путешествие на богомолье (паломничество) в Лоретто в Италии, где находится Дом Божией Матери, если Богородица поможет ему в его планах. И помощь пришла, так как в 1624 г. он совершает обещанное паломничество.

Ему приходит ответ, с помощью которого Декарт открывает «основы чудесного знания». В этом видении, голос свыше призывает его преобразовать философию. И у Декарта окончательно созревает план перестроить всё знание на новых и бесспорных (как в математике) основаниях. Особо следует подчеркнуть, что на эту задачу обновления философии и науки он смотрит теперь как на высшее назначение всей своей жизни, как на божественное призвание.

Некоторые историки философии справедливо сравнивают в этом отношении Декарта с преобразователем древней философии – натурфилософии досократиков – Сократом, который также смотрел на свое дело как на божественную миссию.

Декарт обоснованно считает творцом новой философии – нового взгляда мир. Лишь немногим среди философов действительно удалось коренным образом изменить весь взгляд на существующее, на весь состав мира, на его основные законы и свойства. В истории философии обычно наблюдается совсем другой факт: сменяющие друг друга философские теории лишь различным способом объясняют одну и ту же действительность, представление о которой в его основных чертах утвердилось однажды навсегда. Иными словами, картина мира не меняется, меняются лишь комментарии к ней. Основные черты античного взгляда на мир мало изменились в средние века, а в эпоху Возрождения, как уже отмечалось, имела место интересная комбинация идей и античности, и средневековья.

Если до Декарта господствовала идея ограниченности Вселенной в пространстве и ее замкнутости, в раз навсегда утвержденных пределах, то после него появляется убежденность в бесконечности мира. Следует особо отметить, что обе точки зрения невозможно проверить опытным путем. Т.е., они являются равноценными гипотезами. Но вот почему-то одна гипотеза заменяется на другую.

Если прежде явления природы объясняли из взаимодействия различных стихий и противопоставляли два мира – мира небесного, состоящего из эфира, и мира земного, состоящего из четырех менее качественных стихий, то теперь возникла убежденность в единстве вещества на земле и на небе, которое обладает одинаковыми свойствами и подчиняется одним законам.

Если прежде различия вещей объяснялись их качествами, то теперь возникла убежденность в том, все качественные различия вещей зависят от чисто количественных различий в массе, расположении и движении частиц вещества, внутренне однородных. Это одна из главных идей атомизма.

Раньше искали объяснение вещей в тех целях, которые они осуществляют в своем бытии и которые как бы изнутри движут их развитием (целевые причины по Аристотелю), стремясь к определенной цели. Это главное положение телеологии – учения о том, что развитие происходит в результате стремления к какой-то конечной цели. После Декарта философы совершенно серьезно хотят обойтись без идеи о целесообразности даже при обсуждении действий человека и животных.

Декарт дает новый ответ и на вопрос: «Что первично – дух или материя, сознание или бытие?»

Учение о первичности духа или сознания называется идеализмом. Учение, дающее противоположный ответ, – материя или бытие первично, называется материализмом. В предшествующей философии практически безраздельно господствовал идеализм. Эпоха материализма начнется только в второй половине XIX в., когда победят материалистические идеи. Идеализм и материализм относятся к монистическим учениям, так как в основе мира кладется одно из начал – духовное или материальное. Отсюда возможны два варианта монизма.

Декарт считает, что в основе мира лежат два независимых начала – сознание и материя. Такое учение получило название дуализма. Поэтому весь мир является единством двух субстанций – res cogens (мыслящей) и res extence (протяженной). Человек является единства мыслящей души и протяженного тела. Вся природа лишена духа, т.е. становится бездуховной. Мир начинает пониматься как механизм. Это касается и животных, которые рассматриваются как сложные механизмы. Пройдет около ста лет, и французский философ Ж. Ламетри напишет труд «Человек-машина» (1748), где и человек будет впервые рассматриваться как механизм.

Декарт начинает строить новую философию с сомнения во всем, о чем говорила и во что верила прежняя философия и наука. В основе античной философии лежит удивление (перед миром), средневековой философии – вера в Бога. Но в чем можно не сомневаться, на чем можно строить новое философское знание? Этим у Декарта оказывается мыслящее «Я». Это то, в чем он считает невозможным усомниться. Отсюда рождается его знаменитый афоризм «Я мыслю, следовательно, я существую».

Отсюда вытекает принцип субъективной достоверности, который означает установку не на усвоение чужих мнений, а на создание собственных; сомнение должно расчистить почву для постройки культуры рациональной, т.е. культуры, в которой ничто не будет восприниматься на веру. Это является показателем возросшей уверенности человека в своих интеллектуальных возможностях, более высокого уровня человеческого «Я», уверенности познавать мир без влияния авторитетных мнений.

Всё это вписывается в процесс ментального освобождения человека сначала от ограничений природы. Это освобождение происходит в средневековье, однако за счет замены этой зависимости зависимостью от веры в Бога. В эпоху Возрождения начинается высвобождение человека от веры в Бога, а в Новое время многом и от последнего, переходя к деистскому пониманию Бога, т.е. такого Бога, который является только творцом мира, переставшего вмешиваться в дела людей. И Ф. Бэкон, и Р. Декарт предлагают не останавливаться на этом, а преодолевать также зависимость от авторитетов (идолов театра у Бэкона). Это объединяет обоих мыслителей.

В отличие от эмпирика Ф. Бэкона, опирающегося в познании на опыт (наблюдение и эксперимент) он является рационалистом, который считает возможным доверять только собственному разуму, а не чувствам, являющимся источником опыта. Другое отличие состоит в использовании им не индукции, страстным сторонником которой был Ф. Бэкон, а дедукции.

Дедукция (с лат. «выведение из») – метод движения познания от общих положений (обобщений) к частным фактам.

Научный метод познания Декарта включает четыре этапа или правила.

1. Начинать с простого и очевидного.

2. Путем дедукции получать более сложные высказывания.

3. Действовать при этом так, чтобы не упустить ни одного звена, т.е. сохранять непрерывность цепи умозаключений.

4. Критерием истины следует считать интуицию, с помощью которой усматриваются первые начала, и правильную дедукцию, позволяющую получать следствия из них.

Самое первое правило представляет немалую трудность, так как у людей может быть разное видение того, что является простым и очевидным.

Однако важно то, что, как и эмпирический метод Ф. Бэкона, рациональный метод Декарта призван сделать людей «господами природы». У обоих философов цель одна, но они предлагают различные пути по ее достижению. И это нормальное положение дел в философии.

Философия – это интеллектуальный поиск, это, как я уже говорил, выработка мыслей и идей, которые после инсталляции сначала в сознание правящей элиты, а затем в массовое сознание, порождает определенные культурные и общественные явления, процессы и объекты. Т.е., философы создают определенные идеи, а потом уже другие люди их воплощают на практике.

Учение о «врожденных идеях». Важную роль в философии Декарта играет учение о «врожденных идеях», призванное ответить на вопрос об источниках достоверного и общезначимого (значимого для всех людей) знания.

Декарт выделяет три класса идей:

1. Идеи, получаемые каждым человеком извне в результате непрерывных чувственных контактов с вещами и явлениями, например, идея Солнца.

2. Идеи, которые образуются в человеческом уме на основе идей первого класса. Они могут быть как фантастическими, так и более реалистическими в зависимости от компетенции познающего субъекта и других факторов. Например, есть разные идеи относительно того, чем является Солнце. Так, распространено представление о том, что Солнце – это огненный шар, на поверхности которого 6000° С. А есть другая идея о том, что Солнце – это полое пространство.

3. «Врожденные идеи», которые играют наиболее важную и даже решающую роль в познании. К этим идеям практически невозможно прийти, опираясь на идеи первого и второго класса идей. Однако без этих идей в принципе нельзя обойтись в познании.

И в этой части своего учения Декарт присоединяется к традиции, идущей от Платона и продолженной Августином. Согласно Платону, познание идей происходит в процессе воспоминания души. У Августина познание происходит интуитивным способом, т.е. тоже без участия органов чувств, когда сверхъестественный свет (как иллюминация) даруется верующему человеку Богом, помогая постижению важнейших мировоззренческих идей.

Отличие позиции Декарта состоит в том, то, как и у Августина, познание этих идей происходит тоже с помощью интеллектуальной интуиции, однако носящей естественный характер. К отличительным признакам «врожденных идей» он относит: полную независимость от внешних предметов, действующих на чувства, ясность, отчетливость и простоту, свидетельствующие о независимости от воли самого человека.

К числу «врожденных идей» Декарт причисляет такие идеи, как существование, единство, длительность и др. Высшей и решающей для всякого познания идеей является идея Бога. Проще говоря, «врожденные идеи» – это наиболее важные для познания идеи, вложенные в человека Богом при его сотворении. Как пишет Декарт, идея Бога «рождена и произведена вместе со мной тогда, когда я был создан, подобно идее обо мне самом».

Можно привести такую аналогию: устанавливая операционную систему, в ней уже содержатся различные, крайне необходимые для работы ПК программы и драйвера, например, проигрыватель Windows Media.

Врожденность идей не означает, что они всегда имеются в человеческом уме как готовые, автоматические ясные чуть не с рождения человека. В действительности врожденность означает только предрасположенность, склонность к проявлению этих идей в определенных условиях, когда они становятся совершенно ясными, отчетливыми и очевидными.



Дата добавления: 2021-04-21; просмотров: 267;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.