Минеральное питание и потребление воды
Без участия неорганических соединений Na, К, Са, Mg, Cl, J, P, Fe и некоторых других минеральных веществ не может идти ни онтогенетическое развитие, ни размножение млекопитающих. Приток минеральных веществ должен осуществляться непрерывно. Если они отсутствуют в корме, животные погибают. При их недостатке развиваются заболевания, что установлено на сельскохозяйственных животных.
В горных условиях к минерализованным участкам почв дикие животные натаптывают глубокие тропы не только в грунте, но и на гранодиоритовых и гранитовых скалах, свидетельствующие о регулярных посещениях и поедании лакомого грунта копытными, медведями и другими видами зверей многих поколений на протяжении тысячелетий. Такие же тысячелетние тропы звери натаптывают к натекам мумие («горного бальзама», в котором содержится до 50% элементов таблицы Менделеева). Камни под постоянными натеками мумиё звери при вылизывании языком превращают в желоба. На такие источники мумие охотники выходят при троплении раненых зверей, которые идут сюда как в «лечебницу» и лижут этот бальзам.
Необходимое количество минеральных веществ вместе с животной пищей получают хищники и всеядные, так как в организме их жертв эти вещества содержатся в гораздо больших концентрациях, чем в растениях. Показательно, что представители северных народностей питаясь бульоном из костей, мяса и самим мясом морских зверей, никогда не испытывали потребности в поваренной соли.
При растительноядном режиме возникает потребность в соли. Травоядные млекопитающие получают основную массу необходимых им минеральных веществ из поедаемых растений и отчасти из питьевой воды, но в них ряд важных биогенных элементов и соединений нередко содержится в ничтожном количестве. Так, например, травянистые корма, особенно в областях с умеренным или избыточным количеством осадков, где почвы сильно промыты, крайне бедны солями, в том числе и NaCl. В этой связи у народностей лесной зоны равнинной России поваренная соль из-за дефицита ее в пище была на вес золота. Соль - настоящее лакомство для домашнего скота и других животных. Так, после зимы у северного оленя проявляются признаки минерального голодания, отчего весной и летом он ведет себя подобно всеядному животному: жадно поедает свежую траву, ловит леммингов, полностью уничтожает кладки яиц в случайно найденных гнездах, объедает выветрившиеся кости, оленьи рога и т. п. Северные, благородные и пятнистые олени частовыходят на берег моря и поедают морские водоросли. Лоси летом заходят в водоемы и подолгу питаются пресноводными водорослями, водными растениями и даже ныряют за ними на глубину до 4 метров. Все копытные охотно посещают естественные и искусственные солонцы, выедают землю и снег, облитые мочой сородичей и человека.
Солонцы, наиболее часто посещаемые животными разных видов, за многие годы использования превращаются в сильно вытоптанные, покрытые ямами участки с целой сетью хорошо заметных троп, соединяющих пастбища с солонцами. Солонцы посещают также сурки, белки, летяги, зайцы. На привлекательности солонцов для животных основаны охоты на осторожных оленей, косуль, козлов, серн и других копытных. Таким образом, привлекательность поваренной соли для травоядных животных обусловлена ее большой биологической ценностью и крайне недостаточным содержанием в естественных кормах.
Летние зеленые корма, как травянистые, так и кустарниковые, богаты белками, витаминами, отличаются высокой переваримостью, но бедны зольными элементами, которыми богаты грибы. В грибах, особенно в шляпках, помимо клетчатки много белков, жира, витаминов А и В, а также D и С. При высоком урожае грибов их охотно поедают северные олени, лоси, благородные олени, косули, домашний скот, зайцы, белки, полевки, лесные мыши.
Высокая минерализация материнских пород в определенном регионе обусловливает здесь большие размеры рогов у диких копытных, а рогатый скот развивается лучше и бывает крупнее, чем в соседних местностях на лесных участках с подзолистыми почвами.
Питьевая вода в равнинных зонах России бедна солями, растительные корма в среднем отличаются недостаточным содержанием белков. Значительная часть остающейся на зиму травы, из-за вымокания осенью и в предзимье, теряет большую часть питательности. Поэтому ветви кустарников и кора деревьев для многих видов растительноядных млекопитающих служат зимой основным кормом. Минеральное голодание животных обычно обусловлено низкой концентрацией солей в питьевой воде и поедаемых ими растениях. Поэтому достаточно редко удается находить в лесу сброшенные оленями рога, поскольку их охотно сгрызают зайцы-беляки, полевки, белки и др. грызуны. Интродуцированная в России ондатра не живет в водоемах при минерализации воды менее 0,1 г/л, что обусловлено низкой концентрацией биогенных веществ в поедаемых зверьком кормах (Чащухин, 1990).
С другой стороны, вода совершенно необходима для нормального функционирования организма, вода - один из важнейших «строительных материалов» при образовании и росте клеток. Недостаток воды большинство млекопитающих переносит гораздо труднее, чем недостаток пищи. Лабораторные мыши, лишенные одной воды, умирают в 10 раз скорее, чем лишенные всякой пищи. Без воды человек погибает на 10-й день. Некоторые виды, приспособленные к жизни в крайне засушливом климате пустынь, могут долго жить, питаясь только сухим кормом; организм их крайне экономно расходует воду.
Животные пьют воду непосредственно из водоемов либо получают ее вместе с пищей. Снежная вода почти не содержит минеральных примесей, поэтому при длительном потреблении (в тундре продолжительность снежного периода достигает 240-260 и более дней в году) вызывает у растительноядных млекопитающих острое минеральное голодание. У одомашненного северного оленя, питающегося зимой кормами бедными зольными элементами и около 8 месяцев получающего воду из поедаемого снега, кости к весне становятся крайне хрупкими.
Вода морей, океанов, и внутренних водоемов засушливых областей непригодна для ряда млекопитающих, всегда пользовавшихся нормальной пресной водой. Двугорбый верблюд и сайгак охотно пьют сильно солоноватую и горько-соленую воду озер пустыни, от которой отказываются даже долго не имевшие воды лошади и коровы. А джейраны пьют воду Каспия и даже залива Кара-Богаз-Гол, крайне насыщенного солями.
Что касается норм потребления воды, то верблюду летом при каждом водопое нужны десятки литров, а весной стада верблюдов могут проводить на пастбищах до 2-2,5 месяцев, не приближаясь к колодцам и получая всю необходимую влагу вместе с поедаемыми растениями. Мелкие мышевидные грызуны, содержавшиеся в клетках, потребляли каждый в среднем за сутки следующее количество воды: полевая мышь - 1,5 см3, азиатская лесная - 1,25 см3, домовая - 1,5 см3, мышь-малютка - 1,3 см3, лесная мышь - 0,7 см3, рыжая полевка - 1,0 см3. Степная пеструшка, представитель степной фауны: из 12 пеструшек, воду пили только 4, их суточная норма потребления равнялась всего 0,1 см3, наличия сочного корма - свеклы - было вполне достаточно, чтобы удовлетворить потребность пеструшек в воде.
Норные зверьки (сурки, суслики, песчанки, тушканчики, ушастые ежи и др.), на десятки километров удаленные от каких-либо водопоев, всю необходимую им влагу получают в пище, весной поедая сочную зелень и насекомых, а в период летней жары выкапывают луковицы, клубни, корни многолетних растений. Мало нуждаются или совсем не нуждаются в водопоях многие виды сумчатых, насекомоядных, неполнозубых, грызунов, хищников и копытных, живущих в пустынях и сухих степях всех континентов. Большинство из них получают необходимую влагу, обгладывая сочную кору кустов и деревьев: кандымов, саксаула, песчаной акации и др. Кроме того, грызуны поедают мелкую растительную труху, покрытую инеем, который выпадает по ночам.
Перевязка, корсак, лисица, барханная и пятнистая кошки, фенек и др., обитающие в аридных зонах, получают достаточное количество влаги, поедая свои жертвы: грызунов, насекомых и т. п. Они охотно пользуются «растительной водой», поедая, например, арбузы и дыни. Волки, шакалы, лисицы, дикобразы - частые посетители бахчей и виноградников.
Питаясь насекомыми, рукокрылые не могут обходиться без водопоя. Покидая вечером свои убежища, летучие мыши прежде всего направляются к открытым водоемам и пьют налету, после чего начинают охоту за насекомыми. Все колонии и поселения летучих мышей в пустынях, степях и горах аридных зон, расположены вблизи от водоемов, пригодных для подчерпывания воды налету.
Олени, лоси, косули, серны и другие копытные, пасущиеся на сочных весенних пастбищах в степях и пустыне или на летних в лесной зоне, получают вполне достаточное, а иногда даже избыточное количество воды. У животных при такой пище расстраивается пищеварение и они жадно поедают мелкоструктурные глины и суглинки, отыскивая их в обнажениях склонов, в конечных моренах и т. п. Рабочие лошади при чрезмерно водянистом корме слабеют и потеют. Установлено, что биологическая ценность пастбищ диких животных после подсыхания части растений и созревания их семян улучшается. Избыток воды устраняется, а семена, содержащие много ценных жиров, белков, углеводов, служат для накопления энергетических резервов - подкожного и полостного жира, гликогена и т. п., необходимых как при спячке, так и для активной жизни в сезоны с резко ухудшенными кормовыми условиями. С другой стороны, зимний рацион копытных из сухих листьев, ветоши травянистой растительности, коры и побегов деревьев и др. обусловливает дефицит влаги в организме, отчего некоторые животные даже с наполненными растительным кормом желудками погибают (Данилкин, 1999, 2002).
Дата добавления: 2021-04-21; просмотров: 393;