Дифференциальный диагноз.
Клинико-биохимические маркеры НАЖБП недостаточно специфичны. Программа обследования пациента направлена на исключение других заболеваний печени:
· Исключить вирусную инфекцию (исследовать маркеры вирусных гепатитов);
· Исключить болезнь Вильсона-Коновалова (исследовать уровень церулоплазмина крови);
· Целесообразно исключить врожденную недостаточность альфа-1-антитрипсина;
· Исключить идиопатический (генетический) гемохроматоз (исследовать обмен железа, оценить состояние других органов);
· Исключить аутоиммунный гепатит (оценить титры антинуклеарных антител, антител к гладкой мускулатуре, целесообразно исследование антимитохондриальных антител и LKM-I).
Основой диагностики НАЖБП служит морфологическое исследование печени, однако, без учета данных анамнеза (исключения употребления пациентом алкоголя в гепатотоксической дозе - более 20 мл этанола в сутки) по гистологической картине невозможно провести различие между алкогольным гепатитом и НАСГ.
Биопсия печени не показана в тех случаях, когда уровень сывороточных аминотрансфераз в норме.
Диагностика первичного НАСГ требует исключения воздействия лекарств, обладающих способностью индуцировать вторичный НАСГ.
Стойкое двукратное повышение трансаминаз в крови на фоне лечения больного амиодароном требует проведения пункционной биопсии печени.
При повышении активности сывороточных трансаминаз у пациента, получающего метотрексат, дозу препарата следует уменьшить, с последующим временным прекращением приема, если уровень ферментов не нормализуется. Необходимо обсудить вопрос о биопсии печени перед возобновлением терапии.
Однако представления о дифференциальной диагностике НАЖБП в последнее время претерпевают значительные изменения, поскольку возможно сочетание HBV-инфекции и НАЖБП, аутоантитела в 10-25% случаев определяются у больных НАСГ.
Таким образом, при наличии у пациента метаболического синдрома и криптогенного поражения печени диагноз НАЖБП является наиболее вероятным.
Лечение.
Не разработано строгих схем ведения пациентов с НАЖБП. При выборе лечебного подхода учитывается наличие фоновых заболеваний и состояний, факторов риска. Ожирение, сахарный диабет 2 типа, гиперлипидемия - основные состояния, ассоциированные с развитием НАЖБП и соответственно, лечение и/или профилактика этих состояний приводят к улучшению течения заболевания печени. Отмечено, что коррекция основных проявлений метаболического синдрома (уменьшение степени ожирения, артериальной гипертензии, инсулинорезистентности, дислипидемии, гиперурикемии) сочетается с позитивной динамикой функциональных печеночных тестов.
Диетические мероприятия: постепенное, умеренное похудание наиболее эффективно в случаях развития НАЖБП на фоне ожирения и сахарного диабета и сопровождается положительной динамикой клинико-лабораторных показателей, снижением индекса гистологической активности. Однако резкое похудание может вести к ухудшению течения болезни.
Принципы лечения больных НАЖБП основываются на необходимости активного лечения только пациентов с прогрессирующим течением или высоким риском прогрессии заболевания.
Очевидно, что большая часть пациентов с НАЖБП характеризуется мягким, благоприятным течением болезни. Таким пациентам показана терапия, сочетающая в себе антиоксидантную защиту, стабилизацию мембран гепатоцитов, иммуномодуляцию, обеспечивающую противовоспалительную активность, а также направленная в основном на купирование проявлений дискинезии желчевыводящих путей.
Возможно применение гепатопротекторов: урсосана (урсодеоксихолевой кислоты) в дозе 10 - 15 мг/кг/день, эссенциальных фосфолипидов (эссенциале Н, эссливер форте) по 2 капсулы 2-3 раза в день от 2 до 6 месяцев, силимарина, карсила и комбинированного препарата "гепабене".
Многочисленные данные, свидетельствующие о влиянии снижения веса на состояние печени, весьма противоречивы: быстрое снижение веса закономерно приводит к нарастанию активности воспаления и прогрессии фиброза. Снижение же веса на 11-20 кг/год положительно влияет на выраженность стеатоза, воспаления и степень фиброза печени. Необходимо отметить, что активность трансаминаз на фоне голода и быстрой потери веса нередко снижается или даже становится нормальной, в то время как гистологически отмечается яркое ухудшение (центральные некрозы, портальное воспаление, перицеллюлярный фиброз) состояния печени, кроме, степени стеатоза. Безопасным, но эффективным является снижение веса не более 1,6 кг/нед, что достигается при суточном калораже 25 кал/кг/сут и активных физических упражнениях.
Пациентам с гиперлипидемиями показано наблюдение и возможна специфическая липидснижающая терапия. Изучение гиполипидемической терапии выявило ее малоэффективность в отношении НАЖБП: назначение статинов (розувастатин, аторвастатин, симвастатин) и/или фибратов (ципрофибрат, фенофибрат) приводит к нормализации трансаминаз у части пациентов, не сопровождающееся достоверными гистологическими изменениями. Вместе с тем, следует помнить, что прием препаратов этих групп может сопровождаться повышением АЛАТ, АСАТ, ЩФ, ГГТП, а в редких случаях- появлением желтухи и развитием гепатита.
Инсулинорезистентность играет принципиальную роль в патогенезе НАЖБ. Это послужило предпосылкой к изучению эффективности применения инсулиновых сенситайзеров (метформина и росиглитазона) при НАЖБП. Описано центральное, аноректическое действие метформина, приводящее к уменьшению потребления пищи и снижению массы тела.
Важное значение имеет выбор антигипертензивного препарата, который не только должен эффективно снижать высокий уровень АД, но и уменьшать инсулинорезистентность и симпатическую активность, улучшать метаболизм глюкозы, не оказывать отрицательного влияния на другие виды обмена. Среди препаратов выбора можно назвать: ингибитор АПФ лизиноприл (даприл), антагонист рецепторов ангиотензина II кандесартан (атаканд), бета-адреноблокатор метопролол сукцинат (беталок зок), тиазидоподобный диуретик индапамид (индап, арифон).
Хирургические методы. Как показали специальные исследования, у пациентов с массой тела 175% от идеальной, до проведения гастропластики по поводу ожирения НАСГ выявлялся в 73% случаев; спустя год после операции - в 40% случаев. Уменьшалась выраженность воспалительных изменений в печени. Снижение веса в течение года после операций подобного рода наблюдается у 12% - 42% пациентов. Наложение илеоеюнального анастомоза, несмотря на наблюдающееся снижение массы тела, приводит к прогрессированию стеатоза и фиброзных изменений в печени.
В условиях прогрессирования печеночной недостаточности может потребоваться проведение ортотопической трансплантации печени.
Прогноз.
Течение крупнокапельного стеатоза печени с явлениями стеатогепатита обычно относительно доброкачественное. При мелкокапельном стеатозе темпы прогрессирования поражения печени выше, прогноз более серьезный.
Спонтанное улучшение гистологической картины печени спустя 3,5 года отмечено у 3% больных, прогрессирование воспалительных изменений и фиброза печени у 5-38%, декомпенсация печеночной функции развилась у 2% пациентов. Прогрессирование до стадии цирроза печени отмечено в 15% случаев (при алкогольном гепатите – у 38% - 50% пациентов за тот же период).
5- и 10-летняя выживаемость пациентов с НАСГ составила 67 и 59% соответственно (38 и 15% - для пациентов с алкогольным гепатитом).
Среди наиболее значимых факторов в отношении предсказания риска прогрессирования фиброза печени с исходом в цирроз выделены: пожилой возраст, тучность, сахарный диабет, соотношение активности АСАТ/АЛАТ > 1. Пациентам, имеющим эти факторы риска, наиболее целесообразно проводить биопсию печени для оценки активности процесса. При сочетании вирусного гепатита С со стеатозом печени у пациентов с избыточной массой тела темпы прогрессирования фиброзных изменений в печени повышены.
Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 1381;