ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМИ ПУТЯМИ
Сложившаяся в 1809 г. структура управления водными коммуникациями на протяжении последующих 50 лет претерпела несколько изменений, подчас не оправданных ни интересами дела, ни улучшением руководства. 23 июня 1865 г. в составе Министерства путей сообщения был вновь учрежден Департамент водяных сообщений. 31 декабря 1870 г. его реорганизовали в Департамент шоссейных и водных сообщений, а 3 мая. 1899 г. переименовали в Управление водных и шоссейных сообщений и торговых портов.
1 января 1903 г. торговые порты были изъяты из ведения этого управления, а в октябре 1916 г. оно было разделено на Управление внутренних водных путей и Управление шоссейных дорог, деятельность которых прекратилась в 1917 г., после Великой Октябрьской социалистической революции.
Основной задачей деятельности всех этих управлений и департаментов было содержание и развитие водных: путей с учетом требований развивающегося судоходства. Непосредственно организацией судоходства ведомства путей сообщения царской России не занимались: это было прерогативой владельцев флота, который являлся их частной собственностью, ими управлялся и эксплуатировался. Какого-либо органа управления в масштабах государства деятельностью все возраставшего речного флота в России не было. Влияние ведомства путей сообщения на работу флота состояло лишь в регламентировании правил плавания судов и безопасного содержания судовых силовых установок. Правда, важнейшая роль, которая принадлежала речному транспорту до развития железных дорог в стране, находила свое отражение и в том, что правительство принимало меры для ограждения прав и интересов судовладельцев, хотя эти меры далеко не всегда достигали желаемых результатов.
Одним из принципиальных решений правительства: по водному транспорту было признание рек, пригодных для судоходства, водами общего пользования. Эта позиция, декларированная; еще в 1649 г. в Уложении, изданном царем Алексеем Михайловичем, подтверждалась в ряде других, более поздних документов и неуклонно соблюдалась. В 1806 г. состоялось определение правительствующего Сената о признании рек водами общего пользования. Позднее, в 1863 г., было запрещено плавание по внутренним водным путям пароходам, принадлежащим иностранным подданным. 13 июня 1890 г. было утверждено изменение статей 359 и 360 Устава путей сообщения и подтверждалось, что всякая река, годная в своем естественном состоянии для сплава и судоходства, признается доступной для этого без особого разрешения.
Организационная структура и функции органов управления водными путями строились на таких принципах: все речные бассейны России еще в 1809 г.; были разбиты на 10 округов путей сообщения. Созданный в Сибири X округ путей сообщения был в 1822 г. упразднен в связи с новой организацией административного управления этим краем. Водные пути Сибири формально перешли в ведение местных административных органов, а фактически остались безнадзорными. Восстановлен указанный округ был лишь в 1895 г. Кроме того, в 1900 г. было создано Управление водными путями Амурского бассейна.
Управление всеми делами в округе осуществлялось его правлением во главе с начальником. Заседания Правления происходили ежедневно. На каждом заседании велся протокол (журнал) по установленной форме. Решения, единогласно принятые членами общего присутствия, подписывались начальником округа и делопроизводителем, после чего вступали в законную силу и являлись обязательными для всех работников округа, судовладельцев, а также частных лиц и государственных учреждений, которые пользовались водными путями.
Невыполнение решений правления округа влекло за собой наложение на виновных лиц штрафных санкций или ареста по предписанию начальника округа. Правление Округа не имело права отменять собственные решения, это могло сделать только Главное управление. Имелось в виду, что такая система повышает ответственность членов правления за принимаемые решения.
В ведении округов путей сообщения находились санитарный надзор, полицейская служба и судоходные инспектора, осуществлявшие контроль за выполнением правил движения флота и выставлением ограждения судовых ходов.
Линейными организациями округа были отделения, инспекционные и технические участки, создаваемые Министерством путей сообщения в тех бассейнах, где судоходство достигло значительного развития.
Основной производственной линейной единицей было отделение, на которое возлагалось создание и поддержание путевых условий, обеспечивающих бесперебойное движение флота. Начальник отделения имел двух заместителей: по путевым работам и инспектора судоходства. Первый организовывал все виды путевых работ, обеспечивающие установленные габариты пути; второй, помимо контроля за выполнением правил судоходства, руководил всей судоходной обстановкой. Персонал, обслуживающий обстановку, состоял из работников, служивших круглый год (десятники и сторожа) и нанимаемых на время навигации (гребцы, рабочие, лоцманы, постовые и некоторые категории десятников). Помещения для проживания путевых рабочих в большинстве случаев состояли из землянок, не имевших элементарных удобств.
Технические участки занимались строительством выправительных сооружений, гражданским строительством и мелким судостроением. Землечерпанием заведовал начальник дноуглубительных работ, который составлял план землечерпательной кампании, руководил работой машин и следил за выполнением плана. Отделение и технические участки землечерпанием не занимались.
Особое место занимали навигационно-описные комиссии, на которые возлагались широкие обязанности по изучению топографии и гидрологии речных бассейнов, Они же собирали обширный материал о характере перевозимых грузов и загрузке судов, о перевозке пассажиров, занимались изучением сопротивления потока движению судна и другими вопросами. Кроме того, например, в Казанском округе путей сообщения навигационно-описная комиссия изучала наличие местных строительных материалов, которые могли быть использованы для нужд путевого хозяйства, собирала сведения о возможности найма рабочей силы для флота и строительных работ, о наличии мельниц и фабрик, пользующихся водой из рек и др. Навигационно-описная комиссия в округе являлась одним из важнейших подразделений. Она давала исходные данные не только для прогнозирования путевых мероприятий, но и для изучения перспектив развития водных путей.
Развитие путевых работ привело к необходимости иметь достоверные сведения о состоянии уровней воды и их колебаниях во времени, которые могли бы служить основой для проектирования путевых мероприятий и расстановки знаков навигационного ограждения. 19 марта 1876 г. председатель навигационно-описной комиссии Департамента шоссейных и водяных сообщений П.А.Фадеев в докладе «О производстве наблюдений за уровнями воды» впервые изложил развернутую программу организации водомерных наблюдений на реках России. В том же году была разработана Инструкция по производству таких наблюдений. Были приняты меры к созданию водомерных постов, которые назначались с учетом важности речного района в отношении движения флота, наличия телеграфной связи с округом для своевременной передачи сведений об уровнях воды и возможности найма водомерщиков.
Информация водомерных постов играла большую роль в деле упорядочения движения флота, определения правильной загрузки судов в зависимости от состояния глубин и сокращения простоев флота у обмелевших перекатов, но систематически она была введена лишь в 1878 г. Данные о глубинах на перекатах объявлялись на крупных пристанях.
Специальные курьеры, курсировавшие на пассажирских пароходах, записывали сведения о глубинах в журнал, отмечали местонахождение землечерпательных машин и полученные данные с ближайших пристаней передавали в округ. Телеграфные данные о состоянии пути ежедневно поступали в технический отдел Департамента водяных и шоссейных путей сообщения (уровни воды, габариты пути, расстановка технических средств и т. п.), а затем рассылались по округам путей сообщения, где и издавались специальные документы. С 1897 г. начали печататься «Дополнения к телеграфным сообщениям», а с 1913 г. — «Известия округа путей сообщения».
В «Известиях» помещалась довольно обширная информация: о состоянии погоды и опасных метеорологических явлениях, о состоянии уровней воды и габаритах пути, важнейшие директивы округа и Министерства путей сообщения, сведения о происшествиях на водных путях и пристанях, объявления о торгах на производство строительных работ и строительство флота. С 28 июня 1913 г. циркулярным распоряжением Главной физической обсерватории были введены штормовые предупреждения.
Таким образом, по мере роста объемов путевых, работ и расширения функции органов управлений водными путями формировалась структура управления путейским хозяйством. Надо заметить, что в системе государственного управления царской России ведомство водных путей сообщения было одним из наиболее бюрократических и консервативных, а это, конечно, тормозило развитие водных путей и судоходства. Но тем большее значение приобретали прогрессивные идеи и начинания передовых ученых и специалистов-практиков, способствовавшие росту; и совершенствованию речного транспорта и повышению его роли в экономике страны.
Глава VI
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 560;