Основные этапы развития органов предварительного расследования
Как и старый суд и прокуратура, полицейский аппарат дознания и предварительного следствия царской России был уничтожен Октябрьской революцией. Хотя нужно отметить, что следователи введенные судебными уставами 1864 г. и состоявшие при окружных судах, пользовались значительной процессуальной самостоятельностью и независимость при производстве следствия.
С первых дней установления пролетарской диктатуры наряду с новыми судами стали создаваться следственные комиссии при местных Советах и революционных комитетах. Их учреждение было предусмотрено Декретом о суде № 1 от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. для расследования дел о преступлениях, подсудных революционным трибуналам. По делам, рассмотрение которых относилось к компетенции местных судов, следствие проводили единолично местные судьи. Постановления о личном задержании и предании суду подлежали утверждению всем составом местного суда.
Функции органа дознания стала выполнять милиция, созданная для охраны революционного порядка и борьбы с общеуголовной преступностью на третий день Советской власти, т.е. 10 ноября 1917 г.
Суверенная Беларусь установила свою дату рождения белорусской милиции – 4 марта. Именно в этот день, после февральской революции 1917 г. была образована и стала успешно действовать Минская городская милиция, которую возглавил известный большевик – М.В. Фрунзе.
Особая следственная комиссия по делам о контрреволюционных и других наиболее опасных преступлениях в лице Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) была учреждена 20 декабря 1917 г. для борьбы с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией, и ее органы на местах.
Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 г. были образованы следственные комиссии по делам, превышавшим подсудность местного народного суда. Она состояла из трех лиц, избираемых Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Все основные вопросы следствия решались коллегиально. Такая форма организации следствия была временной, поскольку не обеспечивала необходимой оперативности в работе органов следствия, не способствовала своевременному раскрытию преступлений и обнаружению виновных лиц. Поэтому вскоре они были ликвидированы.
Весной 1920 г. были упразднены следственные комиссии по делам трибунальной подсудности. В исключительных случаях дополнительное расследование могли производить следователи-докладчики, должность которых была введена Положением о революционных трибуналах от 18 марта 1920 г.[126]
В августе 1920 г. в БССР вместо следственных комиссий по делам общей подсудности был образован институт единоличных народных следователей. С организацией в январе 1922 г. органов охраны революционной законности они стали осуществлять руководство и надзор за следствием. Камеры народных следователей находились при товарищах прокурора по уездам.
Как и ВЧК в Российской Федерации, в марте 1922 г. ЧК при ЦИК Беларуси была реорганизована в Государственное политическое управление (ГПУ).Полномочия последнего ограничивались расследованием дел о контрреволюционных преступлениях. Дела общеуголовного характера изымались из ведения ГПУ.
В связи с укреплением законности первый уголовно-процессуальный кодекс (1922 г.) расширил круг органов дознания. К ним были отнесены: милиция, органы ГПУ, ведомственные инспекции (пожарная, техническая, санитарная, торговая и др.), правительственные учреждения и должностные лица в отношении противоправных действий подчиненных им лиц. Одновременно развивалась и система органов предварительного следствия.
Положение о судоустройстве БССР от 30 марта 1923 г. предусмотрело две категории следователей: народные следователи при соответствующих следственных участках и следователи по важнейшим делам при отделе прокуратуры Наркомюста БССР. Образование следственных участков, назначение и отстранение народных следователей производились Высшим судом республики и утверждались Наркомюстом. Следователи по важнейшим делам назначались, перемещались и отстранялись от должности отделом прокуратуры Наркомюстом БССР.
В 1924 г. в БССР (на четыре года раньше, чем в РСФСР) был решен вопрос о передаче следственного аппарата в систему органов прокуратуры. В целях усиления надзора за законностью в деятельности участковых и уездных следователей последние циркуляром отдела прокуратуры Наркомюста БССР от 11 марта 1924 г.[127] передавались в непосредственное ведение помощника прокурора республики. Два народных следователя должны были находиться при помощнике прокурора для выполнения его поручений. Положением о судоустройстве БССР от 15 июля 1924 г. устанавливалось, что назначение, перемещение и увольнение следователей производится прокурором республики. Высший суд мог лишь возбудить вопрос о дисциплинарной ответственности следователей и временно отстранить их от должности. С образованием окружных прокуратур вводились должности старших следователей при окружных прокурорах.
Возложение на прокуратуру оперативного и административного руководства органами следствия способствовало их организационному укреплению, улучшению качества расследования уголовных дел. В 1936 г. для руководства следствием, организации и совершенствования работы следователей, подбора, расстановки и воспитания следственных кадров в структуре аппаратов вышестоящих прокуратур были образованы следственные отделы, впоследствии реорганизованные в следственные управления.
В 30-е годы проводится жесткая централизация органов милиции, чему способствовало принятие 25 мая 1931 г. общесоюзного Положения о рабоче- крестьянской милиции.
15 июля 1934 г. был учрежден Наркомат внутренних дел СССР. Одновременно были восстановлены временно упраздненные в декабре 1930 г. НКВД союзных республик, в том числе и НКВД БССР. Именно в это время в составе этих органов создаются внесудебные органы политических репрессий (Особое совещание, “тройки”, “двойки”), через которые прошли тысячи ни в чем неповинных людей, впоследствии реабилитированные.
Расследованием дел о государственных преступлениях все эти годы занимались органы государственной безопасности, входившие до 40-х годов в состав Наркомата внутренних дел (НКВД), а затем выделенные в самостоятельное ведомство. В 1954 г. Министерство государственной безопасности было реорганизовано в Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР (КГБ). Комитеты государственной безопасности создавались и при правительствах союзных республик, в том числе и при Совете Министров БССР. На местах были образованы управления этих органов.
В конце 50-х годов в БССР, как и в других союзных республиках, в органах государственной безопасности для расследования государственных преступлений был организован следственный аппарат.
Основами уголовного судопроизводства СССР и союзных республик 1958 г.[128] производство предварительного следствия возлагалось на следователей прокуратуры и органов государственной безопасности. Через пять лет, 6 апреля 1963 г. в целях усиления борьбы с преступностью, укрепления законности, развития демократических начал в уголовном судопроизводстве право производства предварительного следствия было предоставлено органам внутренних дел (именовавшимися тогда органами охраны общественного порядка). В связи с этим была перераспределена подследственность уголовных дел между следователями различных систем, постепенно она все больше расширялась в пользу следователей органов внутренних дел. И теперь основная нагрузка по расследованию преступлений падает на следователей указанной системы, хотя, нужно отметить, УПК 1999 г. сделал ее более равномерной
Важнейшее значение в последнее десятилетие для развития органов дознания имело принятие Верховным Советом БССР 26 февраля 1991 г. Закона “О милиции”[129], в который в последующие годы вносились неоднократно изменения и дополнения.
В связи с тем, что с конца 1993 года Республика Беларусь стала членом Международной организации уголовной полиции (Интерпол), в Главном управлении криминальной милиции МВД Республики Беларусь начало функционировать Национальное центральное бюро Интерпола.
В эти годы, в соответствии с Концепцией судебно-правовой реформы, система органов дознания была расширена за счет органов таможенной службы и государственной налоговой инспекции. Впоследствии Указом Президента Республики Беларусь от 11 февраля 1998 г.[130] № 71 на базе Главного управления налоговых расследований Государственного налогового комитета образован Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь, действующий в качестве органа дознания и предварительного следствия по делам о нарушениях законодательства о предпринимательстве и налогах и другим делам, отнесенным к его ведению. 12 июня 1998 г. утверждено Положение о Государственном комитете финансовых расследований Республики Беларусь[131].
9 апреля 1999 г. в целях улучшения качества предварительного расследования, укрепления процессуальной самостоятельности следователей, усиления защиты прав и законных интересов граждан Указом Президента Республики Беларусь № 207 “О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в органах внутренних дел Республики Беларусь”[132] проведена реорганизация следственных органов МВД республики.
Следственный аппарат этого ведомства выделен в самостоятельную организационную структуру во главе со следственным комитетом при Министерстве внутренних дел. Приняты меры по повышению статуса следователя, его социального престижа.
В Республике Беларусь, как и в России и в некоторых других странах СНГ, много лет дискутируется вопрос о создании единого следственного аппарата. В Концепции судебно-правовой реформы предлагается вместо разрозненных параллельно действующих следственных аппаратов образование единого самостоятельного и независимого следственного аппарата во главе со Следственным комитетом. Это должно способствовать повышению процессуальной самостоятельности следователей, эффективности прокурорского надзора за следствием, а в конечном итоге, улучшению качества расследования и судебного рассмотрения уголовных дел. Однако такая идея не всеми поддерживается. Считается, в частности, что реорганизация следственных аппаратов может негативно сказаться на борьбе с преступностью и потребует немалых финансовых затрат.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 334;