Практика цирковой и шутливой дрессировки
Чтобы понять, есть ли у животного душа,
надо самому иметь душу.
Альберт Швейцер
Начнем, конечно, с собак-математиков. Вы уже поняли из предыдущих глав, что все, что для этого нужно — научить собаку лаять по сигналу и по сигналу же прекращать лай. Или, что немного сложней, лаять на каждый сигнал только один раз.
Следовательно, нам понадобятся ДВЕ замаскированные команды: “голос” и “тихо”. Как вы их замаскируете — дело ваше; в главе “Основы...” об этом рассказано достаточно подробно.
Могу, только, немного подсказать. Например, фраза: “Сколько получается в ответе? БУДЕШЬ думать?”
маскирует синоним команды “голос” словом “будешь”. Прекращение лая лучше отработать на жест: незаметное движение паяльца, почесывание, быстрая гримаса, шаг в ее сторону...
Сколько будет дважды два? Будешь думать? Собака лает четыре раза, вы чуть-чуть переступаете в ее сторону, она замолкает, вы поощряете ее словами или лакомством.
Ну, а если требуется, чтоб собака приносила картонку с ответом? То же самое, только с замаскированной командой “апорт”. Например, вы спрашиваете: “Сколько будет три плюс пять, НАЙДИ нужную цифру?” Собака идет вдоль картонок с разными цифрами, получив команду “ищи” (НАЙДИ); когда она подходит к восьмерке, вы еле слышно щелкаете языком или пальцами. Можно заставить собаку взять восьмерку дополнительной командой: “НЕ ТОРОПИСЬ”, но эту хитрость зритель может заметить. Конечно, идеально, чтоб у помошника или у вас в кармане (за щекой) был ультразвуковый свисток — это снимает все проблемы с отдачей незаметных команд.
Читатели постоянно интересуются, как обучают собак-певцов? Для начала отсылаю любопытных к великолепной повести Д.Лондона: “Майкл, брат Джери”, второй части дилогии: “Джери островитянин”. Позволю, кстати, небольшое отступление для того, чтоб восхвалить Лондона. Его книги про собак — настоящий учебник, где тончайшее понимание психологии животных переплетено с подробным описанием приемов самой разнообразной дрессировки. Тут и техника собачьих боев, и работа собак в упряжке, и цирковая дрессура, и защитно-караульная служба, и следовая деятельность, и сложная ддрессировка пограничных собак команде: “Слушай”, когда пес должен БЕЗЗВУЧНО сигнализировать хозяину о приближении постороннего... Книга с большим реализмом рассказывает о том, как Майкл проявил склонность к мелодичному завыванию под звуки музыки.
Почти половина собак под звуки музыки начинает “петь”. Музыка должна быть простой, с акцентом на мелодию. Никакой специальной дрессировки для этого не требуется. При условии, что собака сама имеет тенденцию “подпевать”
Должен сказать, что мир наш основан на ритмике, синхронности. Музыкальна сама природа: внимательный человек найдет мелодию в шелесте дождя, дуновении ветра, движении колес, журчании воды... Музыка звучит в каждом живом существе, одаренные люди извлекают ее, придавая своеобразную оранжировку.
Если собака “поет”, то все, что вам требуется, — подобрать наиболее “душещипательные” мелодии и порепетировать.
Змейка. Самый распространенный трюк, когда собака идет между ваших ног, подстраиваясь к вашим шага, как бы обвивает ваши ноги, змеится между ними. Отрабатывается элементарно: шагайте, направляя движение собаки поводком. Совершенно аналогично тому, как вы поводком учите собаку ходить “рядом”, не позволяя ей отставать или забегать вперед.
Умри. Вспомните команду “лежать”. Произведите те же действия, укладывая собаку не на живот, а на бок. Почешите ее за ухом, чтоб она прикрыла от удовольствия глаза. Похвалите, дайте лакомство. Попросите “ожить” — аналог команды “стоять”.
Кувырок лежа — распространенный трюк. Собака ложиться и переворачивается через спину. Виртуозно владел этим приемом скотч-терьер Фала (Fala), любимый пес президента Америки Ф.Рузвельта. Он прокатывался, как большая черная, лохматая колбаса. Памятник Рузвельту включает преданного песика, пережившего хозяина всего на четыре месяца. Бронзовый Фала преданно смотрит на человека.
Возьмите собачку за задние и передние лапки и перекувырните ее по полу. И сразу поощрите. Скоро он будет сам кувыркаться с удовольствием. Можно начинать тренировку после команды: “лежать”.
Баланс предмета на голове.Тут нет разницы — кусочек сахара на носу, стакан воды на голове или ручной хомяк (морская свинка, котенок) на шее. Все, что требуется, — добиться от собаки выдержки. Если она спокойно выполняет команду “сидеть”, то остается приучить ее сидет с грузом. Не обязательно начинать именно со стакана с водой. Любой предмет, который вы придерживаете рукой, не на долго отпуская, и не жалея похвал при успехе. Вскоре дело дойдет и до стакана. Для начала берите стакан пластмасовый. Не напугайте собаку разлившейся водой. Сперва доведите до совершенство выдержку с пустым стаканом, потом наполните его песком для тяжести и лишь в конце приступайте к воде.
С балансом куска еды (сахар, конфета, сыр) действия такие же. Единственное, чтобы собака подкинула мордой кусочек и съела его, надо провести ладонью над мордой, сделать такое хватающее движение, на которое 99% собак отреагируют однозначно: перехватят еду. Украсит трюк командами не представит трудности. Держи — ешь, спокойно --- можно: я ни в коей мере не намерен сдерживать вашу фантазию.
Если речь идет о мелких животных, то совершенно ясно, что сперва собака должна со зверьком подружиться. Не пытаться его слопать, а лучше — быть к нему совершенно равнодушной. Этого вы добьетесь запрещающими командами и частым контактом. (Должен сказать, что собаки, в отличии от кошек, легко и просто воспринимает соседство других животных и четко различают своего кота и чужого).
Можно научить собаку, даже, носить зверька в пасти. Лучше всего с этим справляются суки, у них врожденный рефлекс по переноски за шкирку щенят.
Хождение на задних лапах.Достаточно легкий трюк. Поднимаете кусочек лакомства над головй пса, заносите назад и еще приподнимаете. Если пус упорно вас не понимает, подразните его лакомством у стены, на которую он непременно обопрется лапами, чтоб достать. Потом отходите от стены, продолжая дразнить. Не забудьте отдать лакомство в знак похвалы.
Вальсирование отрабатывается так же, надо лишь вращать лакомство. Когда вы добавите музыку и юбочку на собачке, получится настоящий театральный номер.
Как быть с крупными породами? Тут весь вопрос в вашем индивидульном взгляде на проблему. Можно научить их ходить на задних лапах, но тогда сценически надо строить репризы оригинально. Кроме того кобелям следует одевать штанишки. Хорошо смотрится, например, танец с собакой, положившей лапы вам на грудь; это напоминает вальсирование с ученым медведем. Можно пройтись с крупной собакой “под ручку”, можно одеть ей форменную фуражку, дать в зубы полосатую палку и разыграть сценку с ГАИшником.
Хождение на передних лапах. Тут, преимущество у мелких пород. Просто ставьте ее на передние лапки и, придерживая задние рукой, учите ходить. В дальнейшем вместо руки применяйте тоненькую палочку.
Хорошо хождение на задних и передних лапах демонстрировать на буме или доске. В цирке, как многие знают, для демонстрации используется барьер арены.
Поиск вещей.Об этом мы уже говорили и будем еще говорить в специальной главе. Могу подсказать один безпроигрышный ход—строить сцену так, будто ваш пес — специалист по розыску наркотиков. Вместо наркотиков используйтесь обычный песок, добавив туда щепотку корицы или ваниля. Предложите зрителям понюхать артистический “наркотик”, а потом попытаться замаскировать этот запах от вашей собаки. Пускай они завертывают (каждый свою горсточку песка) его в тряаки или полиэтилен, укладывают в стеклянные или пластиковые баночки с прочной крышкой (упаковку можно приготовить заранее), ваша собака разыщет каждую упаковку. Пока идет подготовка, можете рассказать о знаменитых ищейках:
Для таких дел выбирают, чтобы не вызвать подозрения у правонарушителей, обычно собак мелких, комнатно-декоративных пород. Остановится шавка перед несущим наркотик прохожим, тявкнет и побежит как ни в чем не бывало дальше.Остальное заполицейскими, наблюдавшими за ней со стороны: облаянный человек задерживается.
Вроде бы все просто, этично, культурно. Но бывают и исключения — бывает, собаки нарушают служебный этикет. В 1965 году звездой выставки в Тель-Авиве был черный пудель по кличке Аида, обладавший утонченным чутьем на наркотическую травку. Во время показа собак полиция публично продемонстрировала способности Анды, которая немедленно находила хорошо спрятанные наркотики. Все шло нормально, без сбоев, как вдруг Аида по собственной инициативе бросилась к зрителям и прыгнула на мужчину, не имеющего вроде бы никакого отношения к проводимому мероприятию. Так думали многие и ошиблись:
в кармане у него стражи порядка нашли следы гашиша.
Особым чутьем обладала и собака лабрадорской породы по кличке Кокетка. Из всех вымуштрованных четвероногих она оказалась самой лучшей помощницей шведских таможенников. Ей поручалось разыскивать на автомашинах тайники с наркотиками. Кокетка откосилась к своим обязанностям очень добросовестно: на обнюхивание большого грузовика у нее уходило около трех часов. Контрабандисты называли ее “черной сатаной”.
Собаки зачастую обнаруживают десятки килограммов наркотиков. Лавры же за бдительность принадлежат собаке Гетенборгской таможни, обнаружившей наркотики весом сорок семь килограммов, которые были спрятаны в тайнике легкового автомобиля. Второй лидирует овчарка специального отряда норвежской полиции в порту Лаврик: она выявила контрабанду сорока двух килограммов марихуаны.
В США, Великобритании, Швеции, Бельгии, Франции и других странах для такой работы употребляют, как правило, восточно-европейских овчарок и лабрадоров. Обучаются четвероногие таможенники в школах особого назначения, курсы длятся девять месяцев. Собаки приучаются к определенной выдержке, что имеет немаловажное значение в розыске виновных.
Почти анекдотическая история приключилась на пропускном пункте Австрии. Три автотуриста из Германии, контрабандисты наркотиков, предполагали от влечь четвероногого таможенника от своего груза с помощью прихваченной ими собаки, суки. Но пес-пограничник сначала обнюхал автомобиль, обнаружил тайник, где было более пяти килограммов гашиша, а уж затем, вильнув хвостом “даме”, подошел к ней знакомиться.
Хитрая уловка с привлечением четвероногих выявлена на португальской границе. Тут остановилась дорогая легковая машина. У одной из пассажирок на коленях — корзина с котом. Подходит таможенник с собакой. Пес поднимает ужасный лай. Таможенник думает, что собака лает на кота, и беспрепятственно пропускает машину через границу. Между тем в тайнике-корзине с котом перевозились наркотики.
Метод “кота в мешке” срабатывал безотказно почти десять лет, причем не только на португальской границе. Разоблачить мошенников помог случай. Одного из таможенников перевели из одной таможни в другую. И тут он увидел ту же самую легковую автомашину и того же самого кота. Заподозрив неладное, таможенник тщательно досмотрел автомобиль и обнаружил марихуану.
Собаки привлекаются, понятно, не только для обнаружения наркотиков, они используются и для поиска оружия и взрывчатки. Всем памятен день 21 декабря 1989 года, когда прогремел взрыв “Боинга” американской компании. Трагедия выявила тогда слабые стороны даже наиболее изощренных методов обнаружения взрывчатки, используемой террористами. Теперь, к нашему общему счастью, во всех крупнейших аэропортах Старого и Нового Света установлена дорогостоящая аппаратура, разработанная в лабораториях США, ФРГ, Испании, Швейцарии и других развитых государств. Например, спектрометр способен обнаружить семнадцать различных видов взрывчатых веществ, но и он не смог высветить чемодан со смертоносным грузом на борту “Боинга”. Спецы утверждают, что ни один из нынешних приборов не может сравниться по эффективности с нашими четвероногими друзьями. Криминалистам США известен инцидент, когда один пес сумел по запаху обнаружить пистолет, разобранный на части и спрятанный среди одежды в чемодане.
Обучать вашу собаку этому поиску специально и не придется. Главное, чтоб она умела вообще искать спрятанные вещи, о чем подробно рассказано в предыдущих главах. Специфический запах прянности поможет ей вести поиск в большом зале.
Если вы не учили свою собаку поиску, то можете “поставить” ее именно на этот запах за несколько минут. Пропитайте запахом острым запахом тряпичную игрушку и прячьте ее сперва на глазах у паса, а потом в его отсутствие. Поощряйте за удачный поиск. Можно немного поиграть этой игрушкой в апорт (принеси — отдай) или в отбирание, а потом, вызввав интерес, начать прятать.
Отбирание вещи. Мы уже говорили об этом довольно подробно, ссылаясь на природные склонности бульдогов и норных собак: такса, терьеры. Приведу в качестве творческой подсказки собственную репризу. Я выхожу на сцену с совком и веником. Начинаю подметать, поднимаю пыль и тем самым бужу таксу. (На самом деле я даю ей тихонечко команду: работай). Она вскакивает, подходит ко мне, чихает, (Это получается потому, что на веник набрызган нашатырь, одна капля. Дрессировщики, чтоб заставить морщится — скалиться, якобы угрожающе — тигров и львов суют им под нос на хлысте тряпку с нашатырем.) и начинает отбирать метлу. Я пытаюсь продолжать подметать (с повисшей на метле собакой это выглядит забавно), но скоро мне это надоедает, я бросаю метлу и начинаю оттаскивать собаку за задние лапы. Метла у нее в зубах. Наконец, видя безуспешность отбирания, я выношу другой веник и продолжаю подметать. Такса тот час бросает метлу и вцепляется в веник. Я отпускаю веник и перехожу к метле. Такса тоже. Я — еще раз. Теперь такса, не выпуская из пасти веник, хватает еще и метлу. Я обреченно машу рукой и ухожу со сцены, она идет за мной, апортируя метлу и веник.
Все сценка исполняется по принципу динамического стереотипа. Сперва я поддразнивал песика то — метлой, то — веником, но вскоре собачка вошла во вкус и прекрасно уяснила последовательность действий. Главное, ей это интересно, это для нее игра.
Отбиранию вещей можно научить собаку любой породы, вовсе не обязательно зацикливаться на тех породах, которые я привел в примере.
Перетягивание каната. Трюк строится на тех же принципах, что и предыдущий. Только участвуют в нем две собаки. (Вариант — несколько собак отбирают вещь у человека). Они отбирают друг у друга апорт, создавая полную иллюзию перетягивания каната. Оригинально смотрится номер, когда в нем участвуют мелкая и крупная собака. Крупная буквально таскает маленькую по всей сцене, но та держит веревку (тряпку) мертвой хваткой.
Обучение отличается от обычного отбирания вещи у человека только лишь тем, что собаки должны быть знакомы и во время тренировок не должны поссориться. Только за этим и следует следить владельцам. А уж собаки сами внесут в номер творческое разнообразие.
Прыжки. Вариантов множество: через препятствие, через ногу, через ров, сквозь кольцо; в высоту, в длину, на точность прыжка.
Обычная команда — “вперед”, тут ее маскировать не обязательно. Хорошо, когда в прыжках участвует несколько собак, это придает номеру выразительность акробатического шоу.
Трудней научить собаку прыгать на задних лапах, но вполне реально. Сперва научите ее ходить на задних лапах, подманивая лакомством в высоко поднятой руке, потом двигайтесь вместе с приманкой. А потом, когда команда будет твердо усвоена, подставляйте на пути собаки невысокие барьерчики. Для начала такие, через которые она может перешагнуть. Повышая высоту барьеров, вы научите ее прыгать.
Прыжки сквозь огненные кольца и кольца, затянутые бумагой, осваиваются по методу возрастания трудности. Сперва просто смачивайте обруч той горючей жидкостью, которую будете использовать постоянно. Никакого керосина, бензина — опасно! Спирт, одеколон. Когда собака привыкнет к резкому запаху, поджигайте лишь часть обруча. Верх. Потом — полукольцо. Постепенность и еще раз постепенность. Бумага первое время должна быть с крупной дырой в середине. Потом дыра уменьшается, пока не исчезает совсем.
Во время прыжков с табурета или стула на другой придерживайте стул. Если собака упадет, она долго потом будет бояться прыгать.
Хороши прыжки в высоту, когда их выполняет мелкая собака. Надо научить ее взбегать по вертикальной поверхности препятствия. Для этого помогайте ей рукой, а когда она осеждает барьер, примите ее с другой стороны “на ручки”. Мило, если она взбегает по самому дрессировщику, устраиваясь в его объятьях.
Некоторые породы могут хорошо лазить по лестницам,типа пожарной. Это так же зрелищно. Подсадите собаку, помогайте ей цепляться лапами, всползая вверх. Буквально переставляйте ей лапы, если она затрудняется делать это сама.
Прыжки в длину наиболее красочны у крупных пород растянутого формата, у немецких овчарок, например.
Прыжки в воду — отнюдь не привелегия ньюфаундлендов. Но только они способны прыгать “солдатиком” с большой высоты, глубоко уходить в воду, а потом, как дельфин, в туче брызг, выныривать, подлетая над водой.
Прыжки собаки через собаку столь же обыдены, как галстук на официальных мучинах. И, признаться, давно надоели зрителям. Обучить этому собак очень просто, особенно, если они знакомы с командами: “барьер”, “вперед”. Через несколько репетиций они уже не ждут специальных команда для прыжков.
Интересен прыжок на стул со стороны спинки. Пес сперва перепрыгивает через спинку, а потом фиксируется на сидении. Собаку, когда она запрыгивает столь сложным образом на стул, необходимо подстраховывать. Если сразу прыжок не удается, научите ее прыгать с возвышения через спинку на стул, что для животного гораздо проще. Аналогично отрабатывается обратный прыжок — с сидения на пол: сперва подставляется второй стул, на который она с вашей подстраховкой прыгает через спинку.
Старайтесь обходиться минимумом реквизита. Любой предмет домашнего обихода — оригинальный реквизит.
Динамические связки. В предыдущей главе я ужу рассказывал о принципах динамического стереотипа. Определенная последовательность команд, всегд а повторяемая в одном и том же порядке, вызовет у собаки привычку к их исполнению. И не надо будет давать все команды раз за разом. Например, вы командуете: “ вперед” и пес последовательно — запрыгивает на стул, садится там на задние лапы, спрыгивает, делает кульбит, вновь встает на задние лапы (уже на полу), переходит на передние, умирает...
На базе рассказанного метода вы можете строить целые представления, запускаемые в действие одной единственной командой.
Комплексные команды. Если “связки” подразумевают последовательность движений, то комплексные команды вырабатыывают последовательность поведения собаки. В фашистской Германии по такому методу готовили собак-телохранителей для высшего командного состава армии. Команда “спокойно”, например, ориентировала пса на спокойное, но внимательное, отношение к постороннему:
запрет на прием от постороннего ласки или пищи, не говоря уж о попытках что-то скомандовать; пресечение любых попыток постороннего напасть на хозяина или, даже, повысить голос, сделать угрожающее движение; пытаться вынести из дома хозяина любую вещь, даже, — спичку; пататься покинуть помещение без разрешения хозяина.
Наши задачи другие, но принципы дрессировки схожи, основаны на условных и безусловных рефлексах. Команда: “ищи” — комплексная команда, так как по ней собака идет в зал и начинает обнюхивать всех зрителей с целью поиска конкретной запаховой единицы. Когда она ищет “наркотики” с запахом ванильного сахара, эта команда упрощенна заданным раз и навсегда запахом, когда ищет вещь, запах которой ей только что дали занюхать, — еще более усложнена. Собака-поводырь слепого — надор комплексных команд разной сложности.
Такие команды потребуются вам не только для шуточной, но и для специальной дрессировки собак любых размеров и пород. Более подробно о них рассказано в главе: “Профессиональное ориентирование”.
Собачья массовка. Одно время в цирке был знаменит номер: “Футбол”, в котором два десятка собак породы боксер гоняли по арене мяч, ухитряясь, даже, забивать его в ворота.
Номер эффектный, но отредактирован несложно. Этап первый — перезнакомить собак, приучить к совместным играм с мячом (легче всего достигается содержанием стаи с щенячьего возраста). Этап второй — замена нормальных мячей очень большим и прочным (чтобы собаки не могли его захватить пастью или прокусить), этап третий — незаметное направление игры в ворота, где привязан на поводке “вратарь”, (для чего дрессировщик сам с помошниками принимает участие в этой игре, направляя мячь в нужную сторону.
Конечно, все не так просто, как я рассказываю. Но возникающие сложности можно сравнить с обычными неурядицами, возникающими при любой дрессировке с любой собакой.
Поэтому смело вводите в демонстрацию номера с участием нескольких собак. Даже, если они в данный момент не исполняют трюки, пусть сидят на сцене, ожидая своей очереди. Это делает представление массовым, праздничным, а собак приучает к театру и благонравности.
Кастрюля “Куклачева”. Я уже заканчивал эту главу, когда позвонила любительница кошек и попросила рассказать, как Куклачев научил свою кошку упорно запрыгивать в кастрюлю? Начав объяснение с того, что, если птицу кормить ТОЛЬКО в клетке, то она всегда будет туда залетать, когда проголодается, а все кошки знают назнаечение холодильника,.. я, вдруг, вспомнил, что история номера восходит к знаменитому Карандашу. Его собачка упорно возвращалась в шляпу, их которой клоун ее безуспешно вытряхивал...
Дог-шоу. Никто не запрещает нам организовывать домашние шоу с собаками. Придумайте различные упражнения, которые собаки должны выполнить. Что-то позаимствуйте из телевизионного шоу, что-то импровизируйте сами. Если есть коммерческий интерес, то собирайте пожертвования с участников. Такое шоу может перерасти в регулярные спектакли в клубах и кинотеатрах с участиям множества зрителей.
Дата добавления: 2016-12-09; просмотров: 1358;