Архитектура классического периода
В начале V в. до н.э. греко-персидские войны заканчиваются победой Греции. Военно-политические и экономические успе
хи способствовали расцвету Спарты, Сиракуз и Афин. В Греции получает развитие новая форма государственного устройства — рабовладельческая демократия. Начинается новый подъем искусства, науки, философии и архитектуры. В архитектуре окончательно складывается и получает развитие модульная система и стандартизация элементов зданий.
Своего высшего расцвета греческая архитектура достигла в «Золотой век Перикла» — вождя афинской демократии. Афины становятся центром греческой культуры. Расположенные недалеко от моря, Афины были связанны дорогой с Пиреем — гаванью города. Дорога и сам город были окружены крепостными стенами. В Афинах действовали канализация и водопровод.
Наиболее цельным и гармоничным произведением греческой архитектуры является Афинский Акрополь.
Афинский Акрополь
Акрополь расположен на высокой скале Пиргос на небольшом плато 300 х 150 м. Акрополь был «верхним городом», кото-
pыйбыл заселен и застроен еще в архаический период. Были най- /1сиы памятники культуры, относящиеся даже к гомеровскому периоду. К концу архаического периода акрополь приобретает шач^ние культового центра, где раз в 4 года проводились праз- дненства Великих Панафиней (в третий год после очередных олимпийских игр).
В VI веке на Акрополе стоял храм Афины, называвшийся
• екатомпедон (Стофунтовый). Он располагался прямо напротив 11ропилей — парадных входных ворот.
В размещении Пропилей и Гекатомпедона господствовала симметрия, характерная для ансамблей архаики. Зодчие поставили храм прямо напротив входа, выдвинув навстречу входящему богато украшенный фасад. От этого храма и других древних построек до нас дошли только фундаменты, а позже в «персидских» отвалах и в стенах Акрополя были найдены части плит с рельефам, обломки скульптуры храма. Большинство зданий древнего Акрополя были разрушены во время греко-персидских войн.
В 447 году по совету своего друга Фидия Перикл пригласил н Афины архитекторов для возведения новых храмов и восстановления стен Акрополя. Тогда же были разобраны и сохранившиеся остатки храмов, заложен западный проход. Руководил архитектурными работами, а так же и созданием скульптурных композиций Фидий. В ансамбль Акрополя вошли: Парфенон, 11ропилеи, Храм Нике Аптерос, статуя Афины Промахос, Эрех- тсйон, служебные и складские сооружения (рис. 18).
Парфенон
(архитекторы Иктин и Калликрат (447—432 гг. до н.э.))
Храм построен из белого мрамора, содержащего железо, полому со временем он приобрел золотистую патину. В плане храм представляет собой периптер с дорическим ордером размерами 30,89 х 69,54 м (8 х 17 колонн по фасадам).
В восточной части храма находилось святилище с 11-метро- вой статуей Афины из золота и слоновой кости на деревянной основе. Одежда богини была съемной и являлась частью «золотого запаса» города. В руке Афина держит статую Ники и золотой щит, на котором по легенде были изображены в виде молодого воина Перикл, а рядом — старый лысый воин — Фидий. Вокруг статуи впервые колонны в плане имели П-образный об
ход, который впоследствии сыграл большую роль в развитии монументального интерьера.
В западной части находилось помещение с колоннами ионического ордера, где девушки ткали священный пеплос и хранилась казна морского союза городов.
Богатая скульптура Парфенона сообщала ему особую парадность. Метопы храма имели мифологический сюжет: западные — битва греков с амазонками, южные — битва греков с кентаврами, северные — сцены из Троянской войны, восточные — сражение богов и гигантов.
Фриз (зофор) длиной 160 м и высотой 1 метр изображал шествие афинян вдень праздника Великих Панафиней после гимнастических и музыкальных состязаний. Движение на рельефах начинается от юго-западного угла здания и идет двумя потоками: по южной стороне на восток и по западной — на север.
На восточном фронтоне изображены восседающие боги (выше обычных людей) и идущие к ним люди с дарами, девушки с чашами. На западном фронтоне — спор Посейдона и Афины. От фронтона сохранилось изображение 3 богинь судьбы. Статуи на фронтонах крепились свинцом, имели увеличение фигур кверху и небольшой наклон вперед для лучшего обзора.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2334;