Точение — давний и широко распространенный вид художественной обработки

Точение — давний и широко распространенный вид художественной обработки древесины, применяемый при изготовлении мебели, посуды, игрушек.

Для точения декоративных изделий используют древесину груши, яблони, клена, березы, бука, дуба, ясеня, липы, ольхи, сосны. На рисунке 37 изображены образцы художественных изделий с точеными деталями.

Рис. 37. Изделия с точеными деталями: а — табурет: 1 — крышка; 2 — царга; 3 — ножка; 4 — проножка; б — стол: 1 — ножка; 2, 3, 4 — точеные детали стойки; 5 — крышка

Детали, имеющие форму тел вращения с фасонными поверхностями, изображают на чертежах обычно одним главным видом (рис. 38) и проставляют размеры поверхностей — диаметры и длины.

Рис. 38. Чертеж точеной фасонной детали

Для сферических поверхностей проставляют радиус или диаметр с надписью «сфера».

На чертежах сложнопрофильных тел вращения проставляют диаметры, расстояния по оси, радиусы скруглений профилей, размеры фасок и т. д. (рис. 38). Все размеры вдоль оси вращения проставляют от базы, например торца А.

Для художественных токарных работ применяют как обычные, так и специальные токарные инструменты. Это различные стамески (см. рис. 34), крючки (рис. 39, а), гребенки (рис. 39, б), а также сверла.

Рис. 39. Инструменты для точения художественных изделий: а — крючок; 6 — гребенка

Крючки предназначены для точения внутренних полых поверхностей, например у матрешек, ваз и т. д. Гребенками вытачивают зубчатые поверхности.

Популярным среди учащихся является точение деревянных ваз, тарелок и чашек.

Рассмотрим технологию изготовления вазы. Заготовку для вазы склеивают из отдельных блоков. Вначале полукруглой стамеской обтачивают наружную поверхность. Затем вытачивают от центра к краям полость вазы. Точение вначале выполняют внутри вазы полукруглой стамеской и крючком. Поверхность зачищают при вращении заготовки шлифовальной шкуркой либо полируют и обжигают ее до желто-коричневого цвета куском более твердой древесины.

На рисунке 40 представлены приемы точения деревянной вазы.

Рис. 40. Приемы точения внутренней поверхности деревянной вазы: а — полукруглой стамеской; б — крючком

На рисунке 41 изображен чертеж художественного изделия (подставка для карандашей) и инструменты для контроля его внутренних размеров.

Рис. 41. Подставка для карандашей и инструменты для контроля ее внутренних размеров: а — чертеж изделия; б — шаблон; в — нутромер с линейкой

При необходимости поверхности художественных изделий красят морилкой, покрывают грунтовкой, заполняют поры древесины воском или порозаполнителем, лакируют.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разнообразие и значение вееров | Принцип действия доильных аппаратов и их устройство

Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 253;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.