Генетические процессы в малых популяциях


 

Советские ученые С.С. Четвериков и Т. Добржанский со­здали современную (синтетическую) теорию эволюции, кото­рая объединила основные положения теории Ч. Дарвина и со­временные данные биологии, общей и популяционной гене­тики и теории информации. Кратко перечислим основные положения этой теории:

▪ элементарной единицей эволюции является популяция;

▪ мутации дают элементарный эволюционный материал;

▪ далее вступают в действие другие элементарные эволю­ционные факторы — дрейф генов, популяционные волны, изоляция и естественный отбор, изменяющие частоты генов в популяциях.

Эти процессы интенсивно протекают в малых популяциях. Они наблюдаются и в больших популяциях, однако при боль­шой выборке очень мало влияют на изменение частот генов, поэтому в таких популяциях сохраняется действие закона Харди-Вайнберга.

Мутации изменяют частоту генов в популяциях. Частота естественного мутирования гена – 10-5—10-7 на поколение. Вследствие большого количества генов у человека (порядка 30 000) до 10% его гамет несут мутантные гены. Доминант­ные мутации проявляются уже в первом поколении и сразу же подвергаются действию естественного отбора. Рецес­сивные мутации (возникают несколько чаще) сначала должны накопиться в популяции и только с появлением ре­цессивных гомозигот начинают проявляться фенотипически и подвергаться действию естественного отбора. Насыщен­ность природных популяций рецессивными мутациями имеет большое значение для выживания вида (С.С. Четвериков, 1926). Например, с началом применения первых антибиоти­ков часть болезнетворных бактерий уже имела мутантные формы, нечувствительные к ним, благодаря чему они выжили в изменившихся условиях среды. Накопление мутантных ал­лелей способствует комбинативной изменчивости, приводя­щей к генетической гетерогенности (генетическому полимор­физму) природных популяций. Средняя степень гетерозиготности у растений составляет 17%, у беспозвоночных — 13,4%, у позвоночных — 6,6%, у человека — около 6,7%. Мутационный процесс обеспечивает разнообразие эволюционного материала.

Тип мутации определяет характер эволюции. Например, произошла мутация локуса рецессивного гена и наряду с ге­нотипом аа появился генотип Аа: аа → Аа. Возможные вари­анты скрещивания:

 

В результате в популяции появляются доминантные гомо­зиготы (в записи скрещивания они подчеркнуты).

Второй пример: произошла мутация локуса доминантно­го гена, и это привело к появлению гетерозиготной особи Аа: АА → Аа. Возможные варианты скрещивания:

 

Такая мутация приводит к появлению рецессивных гомо­зигот (в записи скрещивания они подчеркнуты).

Насыщенность популяций рецессивными генами, снижа­ющими приспособленность отдельных особей к условиям су­ществования, которые элиминируются естественным отбо­ром, называется генетическим грузом. Наличием генетического груза в челове­ческих популяциях объясняется появле­ние до 5% потомков с генетическими дефек­тами.

Популяционные вол­ны, или волны жизни (С.С.Четвериков, 1905), — это периоди­ческие колебания численности природ­ных популяций в связи с колебаниями факторов внешней среды (смена времен года, урожайные и неурожайные годы и т. п.; рис. 8.).

 

 

Рис. 8.1. Схема популяционных волн

Например, в неурожайные годы значительно уменьшается количество шишек на хвойных деревьях, вслед за чем происходит интенсивное снижение численности попу­ляций белок. Популяционные волны являются результатом борьбы за существование, значительно усиливают естествен­ный отбор и изменяют генетическую структуру популяций, элиминируя из нее менее приспособленные особи.

Дрейф генов (Н.П. Дубинин, Д.Д. Ромашов, С. Райт, Р. Фи­шер, 1931—1932) — это случайные колебания частот генов в малых популяциях. Предположим, что на необитаемый ост­ров попало зерно гетерозиготного самоопыляемого растения. Исходная популяция будет состоять на 100% из гетерозигот­ных особей (Аа). В первом поколении будет уже только 50% гетерозиготных особей:

Р Aa x Аа 100% гетерозигот

F1 АА + 2Аа+аа 50% гетерозигот

F2 AA +AA +2Аа +аа+аа 25% гетерозигот

 

Гомозиготы (АА и aа) дадут только гомозиготных потом­ков, а гетерозиготы — расщепление 1:1 (поровну гомо- и гете­розигот), поэтому в F2 уже будет 25% гетерозигот. Таким об­разом, при самоопылении с каждым поколением количество гетерозигот уменьшается вдвое, что в конечном итоге приво­дит к гомозиготизации популяции. Если рецессивные (или доминантные) гомозиготы будут иметь преимущество в вы­живании, то со временем образуется чистая линия.

Иллюстрацией дрейфа генов может служить потеря фами­лии в семьях, где рождается несколько девочек, которые, вы­ходя замуж, берут фамилию мужа. Теоретически рождение мальчика или девочки равновероятно, но в малой выборке (семье) в силу случайных причин это равновесие может нарушаться.

Изоляция— это ограничение свободы скрещивания. Она способствует дивергенции — разделению популяций на отдельные группы и изменению частот генотипов. Различают географическую (горные хребты, реки, проливы и т. п.), генетическую (неполноценность гибридов, различные наборы хромосом), экологическую (различные экологи­ческие ниши, размножение при разных температурах) и морфофизиологическую (различия в строении половых ор­ганов) изоляцию.

В человеческих популяциях более существенными явля­ются религиозные и морально-этические ограничения свободы браков. В малых человеческих популяциях (демах, изолятах) наблюдаются инбридинг (браки между генетическими родственниками) и дрейф генов. Родственные браки подразделяют на:

инцестные (запретные) — браки между родственниками первой степени родства (родные брат и сестра, отец и дочь, мать и сын); они запрещены законодательствами многих стран и религиями;

кровнородственные — браки между родственниками вто­рой-третьей степени родства (двоюродные и троюродные бра­тья и сестры). Эти браки нежелательны, они приводят к инбредной депрессии, так как у родственников высока степень ве­роятности гетерозиготности по одному и тому же рецессивно­му патологическому гену. Например, частота проявления фенилкетонурии при неродственных браках.составляет 1:15 000, а при родственных — 1:7000, альбинизма — 1:40 000 и 1:3000 соответственно.

Мерой генетических последствий инбридинга служит ко­эффициент инбридингавероятность того, что у какой-либо особи в данном локусе окажутся две аллели, идентичные по происхождению. У детей одной супружеской пары вероят­ность одинаковых аллелей в одном локусе равна 1/2. У их де­тей эта вероятность становится равной 1/4 (1/2x1/2). При вступлении в брак двоюродных сибсов (братьев и сестер) ко­эффициент инбридинга равен уже 1/16 (1/4x1/4).

В человеческих изолятах большая роль принадлежит так называемому "эффекту родоначальника", т. е. осо­бенностям генотипов людей, основавших изолят. Если у ос­нователей изолята имелись рецессивные летальные гены, то в условиях инбридинга они могут получить широкое распрост­ранение и привести изолят к вымиранию.

Изоляты известны даже в современных больших городах. В секте мормонов-менонитов в США, насчитывающей не­сколько тысяч человек выходцев из Голландии, высока часто­та генов карликовой хондродистрофии. В одной деревне в Швейцарии среди 2200 жителей имеется 50 глухонемых и 200 человек с генетически обусловленными дефектами слуха. В Южно-Африканской Республике среди белого населения часто встречается наследственное заболевание порфирия. Предполагают, что этим заболеванием страдала семья пересе­ленцев из Голландии, прибывшая сюда в XVII в. Вследствие изоляции и дрейфа генов у североамериканских индейцев отсутствует ген III группы крови (1В) и преобладает 1(0) группа крови (ген 10). В одном из индейских племен концентрация гена группы крови П(А) составляет 80%. Частота встречаемо­сти резус-отрицательных людей в Европе составляет 14%, а в Японии — 1%, что также является следствием изоляции и дрейфа генов.

Аутбридинг — неродственные браки, при которых поддерживается высокий уровень гетерозиготности. Повы­шению гетерозиготности человеческих популяций способст­вует миграция, масштабы которой огромны, особенно в последние десятилетия. Иммиграция поставляет новые аллели или новые комбинации генотипов, а эмиграция изменяет соотношение различных генотипов в популяции.

Естественный отбор элиминирует из популяции менее удач­ные комбинации генов и избирательно сохраняет более удач­ные генотипы, тем самым изменяя частоту генов в популяциях.

Для сохранения постоянства закона Харди-Вайнберга не­обходимо, чтобы каждая особь вносила свой вклад в генофонд будущих поколений. Интенсивность естественного отбора да­же в современных человеческих популяциях довольно высо­ка: спонтанные аборты составляют примерно 45% всех зача­тий (30% — гибель зигот и 15% — гибель эмбрионов и плодов), мертворождения — 3%, ранняя детская смертность — 2%, не вступают в брак около 10% людей, примерно 10% браков бес­плодны. Таким образом, окало 70% потенциальных инвесто­ров не вносят своего вклада в генофонд будущих поколений.

Различают 3 основные формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий и дизруптивный.

Движущий отбор происходит при постепенном из­менении факторов внешней среды или их колебаниях. Он устраняет неприспособленные формы и сохраняет отклоне­ния, обеспечивающие адаптацию организмов к изменяю­щимся условиям; происходит смена нормы реакции или ее расширение (рис. 8.2). В качестве типичного примера можно привести постепенное вытеснение темноокрашенной фор­мой бабочки березовой пяденицы исходной светлой формы, происходящее вследствие потемнения стволов берез от сажи и копоти.

Рис. 8.2. Схема действия движущего отбора

 

Стабилизирующий отбор наблюдается при отно­сительном постоянстве условий окружающей среды и направ­лен на сохранение в популяции среднего значения признака. Происходит сужение нормы реакции (рис. 8.3). Например, во время бури погибают преимущественно птицы с длинными и короткими крыльями, а выживают особи с крыльями средних размеров.

Рис. 8.3. Схема действия стабилизирующего отбора

 

Дизруптивный (разрывающий) отбор протека­ет на фоне резкого изменения условий существования. Он на­правлен против среднего значения признака и благоприятст­вует двум или нескольким направлениям изменчивости; при этом значительно изменяется норма реакции (рис. 8.4). Типичный пример — сохранение на открытых океанических ос­тровах либо бескрылых насекомых, либо насекомых с мощными крыльями, позволяющими противостоять порывам ветра.

 

Рис. 8.4. Схема действия дизруптивного отбора

 

Помимо естественного отбора в популяциях (в том числе и человеческих) может действовать и контротбор — отбор при­знаков, неблагоприятных в обычных условиях среды. Например, в странах Западной Африки частота патологического ге­на серповидно-клеточной анемии довольно высока, в то вре­мя как в странах умеренного климата он не встречается. Такая распространенность данного гена объясняется устойчивос­тью гетерозигот к тропической малярии. Гомозиготы по гену НbА (НbАНbА) имеют нормальный гемоглобин А, хорошо пе­реносящий кислород, но они болеют и погибают от тропиче­ской малярии. Гомозиготы по гену НbS(HbSHbS) болеют сер­повидно-клеточной анемией, их гемоглобин плохо связывает и переносит кислород и они погибают в раннем детском воз­расте от его недостатка. Гетерозиготы (НbА НbS) содержат и ге­моглобин А (хорошо переносит кислород), и гемоглобин S (обеспечивает устойчивость к тропической малярии), поэтому выживают в эндемичных по тропической малярии районах.

 

Раздел II

ОСНОВЫ



Дата добавления: 2016-11-26; просмотров: 5506;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.