Трагики и комедиографы греческого театра
ТЕАТРАЛЬНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ
Непреходящей ценностью художественной культуры Древней Греции является создание театра. Вам уже известно, что истоки театрального искусства восходят к Великим Дионисиям — особо почитаемому у греков празднику. В марте, когда вся растительность была в цвету, он отмечался необыкновенно пышно и торжественно. Жрец, восседающий в ладье на колёсах, изображал Диониса. Многочисленная свита сатиров в козлиных шкурах сопровождала шествие дифирамбами (весёлыми обрядовыми песнями). Строгие судьи решали, какой из хоров пел лучше, и присуждали победителям треножник. Позднее именно из песен хора возникла греческая драма.
На празднике обычно присутствовала маска Диониса, ставшая впоследствии символом театрального искусства. Актёры, занятые в театральных представлениях, надевали маски: весёлые и грустные, трагические или комические. Их меняли в зависимости от содержания спектакля.
Официальной датой рождения греческого театра считается 534 г. до н. э. — год, с которого в Афинах регулярно стали проводиться драматические состязания. Все великие трагики и комедиографы Древней Греции участвовали в них.
Трагики и комедиографы греческого театра
Эсхил
Отцом греческой трагедии по праву называли Эсхила (525— 456 гг. до н. э.). Его вклад в становление греческого театра трудно переоценить. Он начал свою деятельность, когда театральное искусство находилось на начальной ступени своего развития. В популярной тогда трагедии отсутствовал драматический конфликт и преобладали песни хора, а все роли исполнялись одним актёром. Поначалу и в произведениях Эсхила песни занимали существенное место, но постепенно хор теряет своё значение. Главное внимание автор сосредоточил на развитии драматического действия, которое позволяло держать зрителей в напряжении. С этой целью Эсхил ввёл сначала второго, а затем и третьего актёра. Характеры его героев не меняются на протяжении спектакля.
Большинство трагедий Эсхила написано на мифологические сюжеты, и поэтому он сосредоточил внимание на жизни богов, наделённых незыблемым правом вершить судьбы людей. И горе тому человеку, который осмелится подняться выше всесильных богов: его ждут гнев и кара. Эсхилу принадлежало около девяноста пьес, но до нас дошло лишь семь. Вот названия некоторых из них: «Персы», «Семеро против Фив», «Орестея», «Агамемнон», «Прикованный Прометей». Тринадцать раз Эсхил выходил победителем на драматических состязаниях, сохраняя за собой славу первого трагика Греции. Ему, «восславившему дух и дерзновенье смертных», русский поэт И.А. Бунин посвятил эти строки (стихотворение «Эсхил»):
...ты
Незримый в мире двадцать пять столетий,
Незримо в нём присутствуешь доныне,
И пред твоею славой легендарной
Бессильно время...
Софокл
Популярным трагиком своего времени был Софокл (ок. 496—406 гг. до н. э.). Автор 123 драматических произведений, из которых до нас дошло всего 7, он победил на состязаниях трагических поэтов самого Эсхила. Тридцать раз Софокл выступал перед афинскими зрителями и одержал 24 победы. Расцвет его творчества был связан с правлением Перикла, его друга.
Софоклу многое удалось изменить в греческой трагедии после Эсхила: он ввёл в действие третьего актёра, увеличил состав исполнителей до 15 человек, сократил объём партий хора. Ему же принадлежит изобретение театральных декораций. Главное внимание он сосредоточил не на внешних событиях, а на изображении внутреннего мира своих героев. В отличие от Эсхила, он показывает людей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны быть. Герои Софокла — сильные, почти не сомневающиеся натуры, они чаще смотрят на землю, чем на небо. Лучшие произведения Софокла — «Антигона», «Царь Эдип», «Электра».
Еврепид
Влияние Софокла на творчество другого, не менее знаменитого драматурга Еврипида (ок. 480—406 гг. до н. э.) было огромным. Еврипид создал около 90 произведений, большинство из которых посвящено мифологическим сюжетам. Среди дошедших до нас пьес такие шедевры, как «Медея», «Ипполит», «Гекуба», «Электра», «Андромаха», «Ифигения в Авлиде».
При жизни Еврипида справедливо называли «философом на сцене» и «самым трагичным из поэтов» (Аристотель). Много изменений внёс Еврипид в драматургическую и театральную технику. Он почти свёл на нет значение хора, песни которого теперь служили лишь фоном для разыгрывающегося действия. В ходе пьесы хор стал выполнять роль музыкального антракта. Гораздо большее внимание Еврипид стал уделять характерам действующих лиц. Мир человеческих страстей, острых психологических переживаний и душевного надлома — вот что особенно интересовало автора. Он умел показывать такие драматические конфликты, которые держали зрителей в постоянном напряжении. Используемым мифологическим сюжетам он придавал вполне современное звучание. В трагедии Еврипид включал бытовые и любовные сцены и эпизоды, поэтому его пьесы теряли героический характер. Он изображал людей такими, какими они были в действительности.
Аристофан
Не менее популярным было комедийное творчество Аристофана (ок. 445—385 гг. до н. э.). Его комедии «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир», «Лисистрата», «Лягушки» пользовались огромным успехом у греческой публики. Сатирический, обличающий смех Аристофана обращал людей к добру, любви и взаимопониманию, поэтому он долго выступал в роли учителя и воспитателя афинского общества, в особенности молодежи. Н.В. Гоголь отмечал, что «насмешки Аристофана боится даже тот, кто ничего не боится». Едва его герои появлялись на сцене в своих странных костюмах и масках, раздавался дружный смех зрителей.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 8911;