Место и роль человека в экосфере
Заканчивая изучение современного состояния экосферы, мы переходим к рассмотрению возможных путей стабилизации взаимодействия техносферы и биосферы для того, чтобы определить общие черты стратегии выхода человечества из глобального экологического кризиса. Но чтобы понять, почему вид Homo sapiens оказался в такой ситуации, следует рассмотреть место и роль человека в экосфере.
Существует несколько обстоятельств, определяющих особое место и особую роль человека, человеческого общества в функциональной структуре экосферы. Главные из них связаны с уникальным в мире живых существ явлением - возникновением и развитием интеллекта и материальной и информационной (духовной) культуры. Они в значительной мере освободили человека от биологических ограничений естественного отбора и обусловили его прорыв в сферу надбиологических потребностей и надбиологической деятельности. Следствием этого стали, во-первых, формирование совершенно особых экологических ниш человеческих популяций и видовой экологической ниши; во-вторых, беспрецедентная демографическая характеристика вида.
Каждый биологический вид в природе не только занимает определенную экологическую нишу, но и создает ее, формируя свою экологическую среду. Ниши разных видов вливаются в общую среду экосистем и всей биосферы, где они множественными связями, в том числе и конкурентными, сочетаются с нишами других видов. При этом конкуренция как форма борьбы за существование, как правило, не приводит к уменьшению числа видов. Наоборот, она способствует видообразованию и увеличению биологического разнообразия. В природе нет видового монополизма.
Для вида Homo sapiens, человечества, ставшего лидером эволюции, дело обстоит по-иному. Обладая исключительной средообразующей активностью, человечество превратило значительную часть своей экологической ниши в глобальную техносферу. Техносфера объективно обладает колоссальным потенциалом подавления других форм жизни. Она стала проявлением монополизма одного вида, угрозой установления «авторитарно-тоталитарного режима» в экосфере.
Н.Н.Моисеев в работе «Современный антропогенез и цивилизационные разломы» (1994) формулирует утверждение, совершенно тривиальное с точки зрения популяционной динамики: «никакой новый живой вид, сделавшись монополистом в своей экологической нише, не способен избежать экологического кризиса. И он может иметь только два исхода: либо вид начнет деградировать, либо он, надлежащим образом изменившись (изменив стандарты своего поведения и взаимоотношения с природой), сформирует новую экологическую нишу. А человечество уже давно перешагнуло все подобные рубежи и обречено на монополизм».
Место человека в экосфере определяется, прежде всего, тем, что именно человек из-за отчуждения от остальной живой природы, создания им техносферы и колоссального надбиологического потребления природных ресурсов стал по существу главной причиной нарушения равновесия в природе. Вместе с тем, сохраняя множество генетических связей с природой, человечество оказалось в ситуации острого противоречия между своей биологической сущностью и антибиологическим поведением по отношению к окружающей природе, а через нее - и к самому себе.
Обладание культурой сделало человека первым и единственным биологическим видом, способным к искусственному созданию и переработке надбиологической информации - так сказать, «информационным» видом, для которого чисто информационные потребности стали такими же важными, как и материальные. Суммарный запас культурной информации современной цивилизации (» информации техносферы) оценивается величиной 1015 бит. По порядку величины он совпадает с запасом генетической информации всей биоты биосферы. Однако «информационные скорости» биологической эволюции и прогресса цивилизации резко различны; по некоторым оценкам, для биологической эволюции - 0,1 бит/с, для прогресса – 3*106 бит/с. Скорость прогресса цивилизации более чем на 7 порядков величины выше скорости эволюции биоты, что объясняет беспрецедентную конкурентоспособность человека в отношении возможностей разрушения биосферы по сравнению со всеми остальными видами (Горшков и др, 1990).
С другой стороны, суммарные мощности информационных потоков в биоте биосферы и в техносфере (включая потенциал всей компьютерной техники современной цивилизации) также резко различны, но в другом порядке: в биосфере - 1036 бит/с, а максимально возможная в пределах земной целесообразности для человечества и техносферы- только 1020 бит/с. Живая природа неизмеримо умнее нас! Один из «законов экологии» Б.Коммонера гласит: «Природа знает лучше...»
Дата добавления: 2016-11-04; просмотров: 2356;