Теоцентризм философии Средних веков
Средневековая философия – это философия феодального общества с господством религии и церкви во всех сферах социального бытия. Отсюда и основная особенность философии этого периода – теоцентризм (от греческого ueoz - бог); главными объектами философского познания становятся не космос и природа (как в Античной философии), а бог и человеческая душа. Девиз религиозной философии изложен в трех коротких лапидарных суждениях Августина:
Хочу понять Бога и душу.
И ничего более?
Совершенно ничего.
Философия этого периода либо подчинена теологии, либо отождествляется с ней. Теология (богословие, учение о боге) определяется как совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенных в форме идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.
В Средние века на смену языческим, политеистическим (политеизм - многобожие) религиям приходят монотеистические (монотеизм - единобожие) религии (буддизм, христианство, ислам). Европейская, византийская и славянская философии развились в христианской традиции. Христианство (от греч. crisoz - помазанник, мессия) монотеистическая религия, возникшая в I веке в Палестине в рамках иудаизма и широко распространившаяся по всему свету благодаря космополитизму (объявляется равенство всех перед Богом, независимо от социальной и национальной принадлежности) и универсализму христианского мировоззрения - идея всемогущества единого Бога - творца и два основных догмата: догмат триединства. Троица – Бог – Отец – (безначальное первоначало), Бог – Сын или Логос (смысловой или оформляющий принцип), Бог – Святой Дух (животворящий принцип), догмат Боговоплощения - Иисус Христос - богочеловек, принявший страдания и смерть ради искупления людских грехов и воскресший после смерти. Эти и другие особенности христианской доктрины оказали значительное влияние на философские идеи средневековья, а философия того времени много сделала для обоснования и систематизации религиозных догматов.
В истории средневековой философии выделяются два периода: патристика и схоластика.
1. Патристика (от греч. patris - отец) - II-VII вв. – деятельность отцов церкви, философское обоснование догматов христианской религии, борьба против ересей и язычества. Для философии периода патристики характерна связь с идеями Платона и неоплатонизма.
Во II-VI-ом вв. в Римской империи и Византии сосуществовали две культурных философских традиции: с одной стороны до VI в. продолжается античная культурная традиция, с другой – развивается и укрепляется христианская. Причем, если Римская империя была завоевана варварами, то в Византии античная культурная традиция не прерывалась. Именно византийские мыслители, например, Псевдо-Дионисий Ареопагит (V в.), интерпретировали христианское учение в терминах неоплатонизма. Византийская и Западноевропейская философия в средние века развивалась в рамках христианской традиции, были тесно связаны и испытывали сильное взаимовлияние.
Патристика в свою очередь делится на три периода.
(1). Апологетика (от апологет - защитник) – II-III в. – защита христианской религии, первые попытки построить философскую систему на основе христианских догматов. Среди апологетов выделяется фигура – Оригена (ок. 185-253 или 254 гг.), который разрабатывает доктрины о трех смыслах библии - “телесном” (буквальном) (моральном) и “духовном” (философски-мистическом); учение об апокатастасисе - неизбежности полного “спасения”, просветителя и соединения с богом всех душ и духов; у Оригена впервые встречается термин “богочеловек”. Во время очередной волны антихристианских репрессий Ориген был брошен в тюрьму и подвержен пыткам, от которых вскоре умер.
(2). Второй период патристики – IV-V вв. –характеризуется систематизацией доктрины христианской религии на основе идеалистического умозаключения. Наиболее известные философы этого периода.
Василий Великий Кесарийский (ок. 330-379 гг.) - глава каппадокийского кружка в Византии, куда входили Григорий Богослов, Григорий Нисский. Василий известен как автор “Шестоднева” - толкование библейской книги Бытие о шести днях творения. В православной традиции - один из трех главных “святителей” церкви (наряду с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом).
Григорий Богослов. Григорий Назианзин (ок. 330-ок. 390 г.) известен способами адекватного описания христианской концепции ступеней познания бога в терминах философии, автобиографические поэмы “О смысле жизни”, “О моей судьбе” и “О страданиях моей души” отличаются глубоким психологизмом и культурой самоанализа.
Григорий Нисский (ок. 335-ок. 394 г.) – под влиянием идей Платона и Оригена тяготел к неортодоксальной позиции, например, в учении о человеке исходил не из идеи индивида, а из идеи человечества как органического целого (плерома), некоей коллективной личности, сущность которой усматривается в интеллекте.
Августин Аврелий, Блаженный (354-430 гг.) известен разработкой двух новых проблем: динамики человеческой личности - “Исповедь” и динамики человеческой истории – “О граде Божием”, написанном под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410 г. Августин выделял два вида человеческой общности: “град земной”, государственность, которая основана “на любви к себе, доведенной до презрения к богу” и “град божий” – духовная общность, которая основана “на любви к богу, доведенной до презрения к себе”.
(3). Третий период патристики - VI-VIII вв. – характеризуется стабилизацией доктрины, подчинением теологии всех наук влиянием аристотелизма. Большой вклад в систематизацию догматов внесли:
Боэций (ок. 480-425 гг.) – известен как переводчик и комментатор Аристотеля, оказал влияние на формирование схоластики; сочинение “Утешение философией”, написанное в тюрьме и посвященное теме свободы духа среди текучей видимости житейских дел, было одним из самых читаемых произведений в течение целого тысячелетия.
Иоанн Дамаскин (ок. 675-умер до 753 г.) – византийский философ, решал задачу упорядочивания наук под эгидой теологии и на основе аристотелевской логики, создал основы схоластического метода. Труды Дамаскина были первыми философскими сочинениями, переведенными на старославянский язык и, оказали большое влияние на формирование философии восточных славян.
2. Схоластика[25] (от school - школа) - XI-XIV вв. – тип религиозной философии, подчиненной теологии, для которой характерны связь догматов с рационалистическим объяснением и особый интерес к формально-логической проблематики. В схоластике выделяются также три периода: ранняя, зрелая и поздняя.
(1). Ранняя схоластика - IX-XII вв. – сложилась в условиях подъема феодализма и папской власти, под влиянием августиновского платонизма. В этот период впервые выявляются противоположные позиции в споре об универсалиях: реализм – номинализм.
Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.) – теолог, архиепископ Кентерберийский понимал веру как предпосылку рационального знания: “Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь”, развивал онтологическое доказательство бога, выводящее его бытие из самого понятия бога как наисовершенной сущности; в трактате “Почему бог вочеловечился?” пытался логически доказать необходимость воплощения бога в человеке.
Пьер Абеляр (1079-1142) - ученик Росцелина и Гильома из Шампо, выступая против крайнего реализма и номинализма, создал собственное учение - концептуализм (подробнее смотри: в §4 настоящей главы); считал разум предварительным условием веры; “понимаю чтобы верить”; в сочинении “Да и нет” разрабатывает схоластический метод как логический анализ противоположных мнений по какому-либо вопросу.
Михаил Пселл (1018-90-е гг. XI в.) - византийский писатель, философ, историк, ученый - энциклопедист, стремился к созданию синтеза античного и христианского воззрений, включал в него оккультизм неоплатоновского типа, хотя в тоже время подвергал рационалистической критике представления о чудесном.
(2). Зрелая схоластика - XII - XIII вв. – развивалась в средневековых университетах (общеевропейским центром был парижский университет); платонизм постепенно вытесняется аристотелизмом. Идеи философии Аристотеля пришли в Европу через арабскую философию и были по-разному истолкованы: в духе аверроизма[26] – Сигер Брабантский (ок. 1235-ок. 1282 гг.) и в ортодоксальном направлении – Альберт Великий (ок. 1193-1280 гг.) и Фома Аквинский.
Фома Аквинский. Томас Аквинат (1225 или 1226 - 1247) – систематизатор средневековой схоластики, основатель томизма, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1657 году признан пятым учителем церкви. В XIX - XX в. учение Фомы Аквинского становится основой неотомизма. В основных трудах “Сумма теологии” и “Сумма против язычников” подведены итоги теологическо-рационалистических поисков зрелой схоластики.
(3). Поздняя схоластика - XIII-XIV вв. - испытала воздействие противоречивого развитого феодализма.
Иоанн Дунс Скот (ок. 1266-1308 гг.) противопоставил интеллектуализму системы Фомы Аквинского свой волюнтаризм, отказ от завершенной системы и острый интерес к индивидуальному бытию.
Уильям Оккам (ок. 1285-1349) – английский философ, логик, политический деятель; представитель номинализма, отстаивал теорию двойственной истины, приоритет воли над разумом, предвосхитил некоторые идеи Реформации и эмпиризма как методологии опытного знания.
Сравните два небольших фрагмента текста Августина Аврелия и Фомы Аквинского. Чем отличаются рассуждения о Боге у этих двух философов? Еще раз обратите внимание на то, чем отличаются два основных периода средневековой философии: патристика и схоластика?
Августин Аврелий
Исповедь
“Поздно полюбил я Тебя, Красота, такая древняя и такая юная, поздно полюбил я Тебя! Вот Ты был во мне, а я - был во внешним и там искал Тебя, в этот благообразный мир, Тобой созданный, вламывался я, безобразный! Со мной Ты, с тобой я не был. Вдали от тебя держал меня мир, которого бы не было, не будь он в тебе. Ты позвал, крикнул и прорвал глухоту мою; Ты сверкнул, засиял и прогнал слепоту мою; Ты разлил благоуханье свое, Я вдохнул и задыхаюсь без тебя. Я отведал Тебя и Тебя алчу и жажду; Ты коснулся меня, и я загорелся о мире Твоем”.
(Августин. Исповедь // Антология мировой философии. – Киев: УМК ВО, 1991. – Т.1. – Ч.1. – С.180).
Фома Аквинский
Сумма теологии
“... Бог есть первопричина всех вещей как их образец. Дабы это стало очевидным, следует иметь в виду, что для продуцирования какой-либо вещи необходим образец, т.е. поскольку, продукт должен следовать определенной форме. В самом деле, мастер продуцирует в материи определенную форму в соответствии с наблюдаемым им образцом, будь то внешний созерцаемый им образец или же такой, который зачат в недрах его ума. Между тем, очевидно, что все природные порождения следует определенным формам. Но эту определенность форм должно возвести как к своему первоначалу к божественной премудрости, замыслившей миропорядок, состоящей в различности вещей. И потому должно сказать, что в божественной премудрости пребывают предначертание всех вещей, каковы мы назвали идеями, или образцовыми формами в уме бога... Итак, сам бог есть первичный образец всего. - Однако же и среди сотворенных вещей некоторые могут именоваться образцами других в соответствии с тем, что одни из них следуют подобию либо в силу принадлежности к тому же роду, либо в силу аналогии некоторого подражания”.
(Фома Аквинский. Сумма теологии // Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., Мысль, 1975. – С.153).
Отдельно следует сказать о специфике Арабской философии.[27] Учение Аристотеля, послужившее методологическим обоснованием средневековой схоластики, Западная Европа восприняла вначале в интерпретации Авиценны, Аверроэса, Александра Афрадизийского. Давида Динантского. Арабская средневековая философия развивалась в тесной связи с наукой (философы были и математиками, и астрономами, и врачами) и поэтому в ней выражены материалистические тенденции. Назовем некоторых самых известных философов.
Аль-Кинди (800-879) - первый арабский философ интерпретатор Аристотеля, признавал отечественные закономерности мира, считая бога лишь “отдельной причиной всех явлений”; разрабатывая проблемы логики и гносеологии, в частности логического обоснования догматов веры. Известна его схема трех степеней познания: математика и логика – естественные науки – философия.
Ибн-Сина (Авиценна ок. 980-1037) - выдающийся ученый-энциклопедист, философ, врач – отрицал сотворенность мира во времени, объясняя его как временную эманацию бога – “первой причины”, в дальнейшем природа развивается по принципу самодвижения.
Ибн-Рушд (Аверроэс, 1126-1198) - его рационалистические комментарии Аристотеля оказали большое влияние на Европейскую философию, образовав целое направление в ней – Аверроизм. Утверждая вечность мира и безначальность первоматерии, понимание сотворенность богом в том смысле, что бог совечный миру превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Высказанное им разграничение рациональной и образно-аллегорической религии явилось одним из источников теории двойственной истины.
Вся средневековая философия и схоластика, в частности, есть философствование в форме интерпретации текста (либо божественного откровения - священных книг, либо сочинений Аристотеля, канонизированного теологией) - в этом она противоположна новоевропейской философии, стремящейся открыть истину через анализ опыта, а также мистике с ее попыткой узреть истину в состоянии экстатического созерцания. Средневековая философия, будучи “служанкой богословия”, отказавшись от изучения природы, противопоставив себя науке, тем не менее, сохранила интеллектуальную преемственность разработкой рациональных методов познания, развитием логики.
Дата добавления: 2016-10-18; просмотров: 6291;