Дефекты в кристаллах
Идеального кристаллического строения в природе не бывает. Экспериментально установлено наличие трех типов дефектов микроструктуры на атомном уровне в металлах и сплавах: точечных, линейных и поверхностных.
Точечные дефекты (рис. 1.3) малы во всех трех измерениях и искажают кристаллическую решетку только на расстояниях порядка 10–10 м. Концентрация точечных дефектов в металлах при комнатной температуре составляет порядка 10–13 ат. %; при нагреве до температур, близких к плавлению, и при интенсивном облучении нейтронами в ядерном реакторе она может достигать 1–3 ат. %, что приводит к разбуханию и потере прочности металлоконструкций.
Линейные дефекты (рис. 1.4) имеют большую протяженность в одном измерении и проявляются в нарушении правильного расположения атомных плоскостей.
Плотность дислокаций – суммарная длина всех линий дислокаций в единице объема, составляет у чистых неупрочненных металлов 106–
108 см–2, а у деформированных – достигает 1012 см–2, дальше появляются трещины и металл разрушается.
|
Важнейшими дефектами являются дислокации, так как их плотностью, а, следовательно, и свойствами материала можно управлять в очень широком диапазоне (рис. 1.6). Традиционными методами повышения прочности материалов за счет повышения числа дислокаций являются: легирование, термическая обработка и холодное деформирование. В ХХ в. физики научились выращивать нитевидные кристаллы (длиной 2–10 мм и диаметром 0,5–2 мкм) с одной винтовой дислокацией – усы, прочность которых близка к теоретической. Они используются для армирования высокопрочных волокнистых композиционных материалов, в приборостроении (для микроподвесок), микроэлектронике и т. п.
| |||
Дата добавления: 2016-10-07; просмотров: 1293;