Формирование у воспитанника научного мировоззрения
Рассматривая вопрос о всестороннем развитии личности как цели воспитания и о содержании этого понятия, следует иметь в виду два важных обстоятельства. Первое: всестороннее развитие не есть простая сумма указанных направлений воспитательной работы. Все они тесно между собой связаны, взаимопроникают друг в друга, составляют единое органическое целое. Невозможно представить себе трудовое воспитание вне связи с умственным, физическим, нравственным и др., так же как и элементы эстетического и экологического воспитания мы находим в любом из других направлений. Только в том случае, если все эти направления выступают в единстве, они обеспечивают формирование всесторонне развитой личности. Выделение этих направлений - не более чем умозрительная процедура, облегчающая изучение целостного процесса, функционирование которого по частям невозможно. И естественно, что таких направлений можно выделить больше в зависимости от обстоятельств, актуальности развития того или иного качества личности в конкретных исторических условиях (например, обеспечение компьютерной грамотности всего населения или хотя бы наиболее активной его части, правовое воспитание в условиях опасного развития правового нигилизма в обществе и др.).
Второе обстоятельство заключается в том, что всесторонне и гармонично развитая личность понимается как личность активная. Гармония личностных качеств обязательно предусматривает единство разносторонности знаний и личностной активности, которая проявляется в сознательном и творческом использовании знаний для совершенствования окружающей действительности (природной среды и человеческих отношений).
Таким образом, достижение цели формирования всесторонне и гармонично развитой личности связано с решением задачи формирования определенного отношения человека к действительности, выработки у него системы взглядов на природу и общество, убеждений, принципов, которые определяют его отношение к миру. Эта система взглядов, убеждений и принципов есть мировоззрение человека. Результатом и задачей воспитания, целью которого является всестороннее развитие личности, является научное мировоззрение, так как оно основывается на усвоении научных знаний и использовании научных методов в приобретении этих знаний. Его существенными признаками являются:
- материалистический подход к объяснению явлений природы, общественной жизни и познания;
- диалектический склад мышления, характеризующийся рассмотрением природных и общественных процессов и явлений в их развитии, в динамике;
- гуманизм, уважение к взглядам и убеждениям других людей, не противоречащим принципам общечеловеческой морали;
- творческий, активно преобразующий характер отношения личности к действительности;
- понимание относительности полученных знаний, возможности совершенствования, бесконечного продвижения вперед в познании истины.
Сложным, противоречивым остается вопрос об отношении науки и религии в воспитании, о соотношении научного и религиозного в формируемом мировоззрении воспитанников. В условиях необязательности и даже недопустимости целенаправленной антирелигиозной борьбы, с одной стороны, и необходимости формирования научного мировоззрения, с другой стороны, сложным становится положение учителя, воспитателя в отношении формирующихся взглядов воспитанника.
В этом отношении можно утверждать следующее. При отделении церкви от государства учитель, воспитатель в государственном учебно-воспитательном заведении не может пропагандировать религиозные взгляды хотя бы по той причине, что среди учеников (и их родителей) могут быть сторонники различных религий и отношений к религии. Задачей учителя является обеспечение усвоения учащимися научных знаний, в том числе и в области морали, права, эстетики и т.д. Подлинно научные знания и методы научного познания не отвергаются ни одним из сколько-нибудь значительных современных религиозных учений. Это подтверждают и факты великих открытий, осуществленных глубоко верующими людьми в результате многолетней систематической подлинно научной деятельности (Я.А. Коменский, И.П. Павлов и др.). Вместе с тем можно утверждать, что и религиозность не мешает усвоению научных знаний, формированию диалектико-материалистического склада мышления и активного отношения к действительности, а, более того, способствует воспитанию высокой нравственности человека. Истинная религиозность несовместима с ограниченным сектантством. Ведь находим же мы у Коменского, ревностного христианина, утверждение о необходимости уважительного отношения к людям других верований. Более того, при отсутствии единой идеологической основы религия может стать фактором сплочения нации, мобилизации граждан на решение общих проблем укрепления государственности, сохранения нравственных основ взаимоотношений между людьми.
Дата добавления: 2016-10-07; просмотров: 2095;