Общественный и государственный строй Хеттского государства.
Хеттское государство было рабовладельческим; большое количество рабов принадлежало не только царю и храмам, но и частным лицам; известны владения знати, число рабов в которых было свыше ста. Рабы были по преимуществу ремесленниками и пастухами. За одно и то же преступление свободный карался штрафом, раб - смертной казнью или увечьем: например, за поджог или кражу рабу обрезали нос и уши. Раб считался вещью, и за убийство чужого раба свободный не карался как за преступление: он был только обязан возместить ущерб, причиненный собственнику,- дать ему раба (или нескольких) взамен убитого.
Однако некоторые черты хеттского права свидетельствовали об известной архаичности рабовладения. Рабы могли иметь некоторое имущество и выплачивать штраф из этого имущества;, рабы могли вступать в брак со свободными и выступать - в некоторых случаях - на суде; при разводе раба со свободной женщиной супруги должны были разделить детей и имущество.
Кроме рабов, в хеттском обществе существовали и другие категории эксплуатируемых непосредственных производителей. Ближе всего к рабам стояли так называемые х и п п а р ы. Это было, По-видимому, население покоренных областей, которое переселялось на новые места и было обязано выполнять повинности в пользу царя; в некоторых случаях хиппары должны были даже нести военную службу. Хиппары объединялись в особые группы, члены которых были связаны между собой круговой порукой. По-видимому, эти группы представляли собой сколок с соседской общины.
Рабы и хиппары происходили из иноплеменников и, как правило, были пленниками. Однако и свободные хетты в силу определенных условий могли оказаться подневольными людьми: свободный человек в голодный год мог попасть в бессрочную кабалу от того, кто ему давал жить, т. е. предоставлял ссуду, если только он не имел возможности отдать вместо себя другого человека. Свободная беднота могла продавать детей в рабство (любопытно, что хиппарам такая сделка была запрещена).
Более мягкой была зависимость, в которой находились люди наследственной доли. По-видимому, это были вышедшие из общины люди, вынужденные стать клиентами полноправных хеттов, воинов и землевладельцев, и обрабатывать их земли. При этом человек наследственной доли имел определенное право на то общее хозяйство, в котором он работал: в случае разрыва с землевладельцем человек наследственной доли получал треть общего имущества.
Основную массу свободного населения составляли общинники. Соседские общины имели свои неразделенные земли, хотя основная масса земли уже перешла в собственность патриархальных семей и составляла наделы, которые сплошь да рядом разделялись на участки, находившиеся в пользовании малых семей. Глава большой семьи являлся верховным распорядителем имущества и ответственным лицом перед государством за выполнение повинностей; он являлся господином крови, т. е. мог решать дела, связанные с преступлением членов большой семьи; пережитки родового строя проявлялись также в сохранении обычаев кровной мести, коллективной ответственности большой семьи и левирата. Земля могла отчуждаться, однако обычай рассматривал акт купли-продажи как греховный, и в силу этого продажа земли должна была сопровождаться искупительной жертвой богам. Неразвитость частной собственности на землю проявлялась также в незначительности цен: поле размером около 0,35 га стоило в десять раз дешевле вола. Зато виноградники, ранее перешедшие в частную собственность, ценились дороже; виноградник стоил в сорок раз больше, чем пахотное поле.
Общинники, обладавшие полным наделом, обязаны были выполнять повинности, так называемые л у ц ц и. Эти повинности охватывали широкий круг работ: строительство крепостей, ремонт дорог, сооружение храмов, уборку винограда и т. п. Кроме того, общинники должны были выполнять военную повинность; у того, кто отказывался нести службу, отбирали участок. При продаже земли на покупателя переходила обязанность выполнять луцци и военную повинность.
К выполнению луцци привлекались не только земледельцы, но и ремесленники; лишь отдельные привилегированные лица освобождались от луцци - некоторые воины и жрецы, а также лица, получившие от царя землю в дар со специальным освобождением их от повинностей.
Верхушку господствующего класса рабовладельцев составляла хеттская знать: члены царского рода, жрецы, военачальники, потомки родовой аристократии, нередко еще удерживавшей власть в своих поселениях. Они обладали землей и рабами, а во время войн получали известную часть добычи.
Во главе Хеттского государства стоял великий царь, который носил титул Солнце. Он считался носителем благополучия народа и выступал в качестве верховного жреца, обязанного выполнять определенные обряды и руководить определенными религиозными празднествами. После смерти хеттского царя объявляли божеством. Царь был вместе с тем верховным военачальником, а также сосредоточивал в своих руках высшую административную и судебную власть.
Царская власть была ограничена советом, который назывался панк. Буквальное значение слова панк - толпа или множество. По-видимому, на первых порах панк представлял собой собрание воинов Куссара, однако с развитием рабовладельческого строя органы военной демократии постепенно теряют свое значение: состав панка был ограничен и он превратился в узкий, аристократический совет - орган верхушки господствующего класса. В состав панка входили царские родичи (сыновья, братья и т. п.) и свойственники, а также военачальники. Панк обладал большими правами и, в частности, мог творить суд над царем; царю же запрещалось казнить членов царского рода без санкции панка. Правда, царь имел право пересматривать принятые панком решения: в частности, он мог смягчить наказание.
Таким образом, на первых порах в Хеттском государстве сложился аристократический строй: высшая знать (приближенные царя), обладавшая обширными стадами скота и рабами, возглавлявшая влиятельные дома (патриархальные семьи) пользовалась большим политическим влиянием и смогла ограничить царскую власть. Однако со временем, когда Хеттское государство превратилось в могущественную военную державу, царская власть окрепла и панк потерял прежнее значение.
Аристократическому строю Хеттского государства соответствовала рыхлость его политической структуры, отсутствие централизации. Действительно, природные условия Малой Азии не могли способствовать сплочению страны: здесь не было единой ирригационной сети, которая могла бы, как в Египте, обусловливать возникновение потребности в централизованном управлении. Отдельные части страны были в хозяйственном отношении совершенно изолированными.
Хеттское государство распадалось на ряд областей, в которых правили наместники, нередко назначавшиеся из царских родичей и носившие титул царей. На границах Хеттского государства располагался ряд стран, подчиненных хеттам: их отношения с великим царем регулировались специальными договорами. В этих договорах регламентировались нормы военных контингентов, которые должна была поставлять зависимая страна в случае войны, определялась доля военной добычи, а также устанавливалось право торговли и дипломатических отношений с другими странами. Эти области имели право вести войну и расширять свои границы за счет соседей, не подчиненных Хеттскому государству.
Кроме таких автономных царств, под верховной властью великого царя находились храмовые (священные) города, пользовавшиеся элементами самоуправления. Среди священных городов выделялись Аринна и Нерик.
В сельских местностях управление принадлежало общинным старейшинам, которые обладали административными и судебными правами
Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 538;