Реальное обеспечение прав и свобод личности и их гарантированность.

Этот признак правового государства является чрезвычайно важным конституционным принципом, отраженным в ст. 2 Конституции РФ 1993 года: "Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Иными словами, государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения.

Права человека — это квинтэссенция правового государства, важнейший фактор в раз­витии общества в целом. Знаменитый софист Протагор (481—811 гг. до н. э.) вывел чрезвычайно важную для последую­щих эпох формулу: «Мера всех вещей — человек». Со време­нем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав челове­ка может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав.

В данной связи уместно вспомнить немецкого философа И. Канта (1724—1804 гг.), которого уже в первой трети XIX в. называли крупнейшим теоретиком правового государства. Канта отличает не политико-институциональное, а моральное обосно­вание права. Нормы позитивного законодательства в той мере являются правом, в какой они соответствуют разуму, дающему человеку законы свободы. Право регулирует взаимоотношения между индивидами, носителями свободной воли и, в конечном счете, выступает совокупностью условий, позволяющих совме­стить произвол (свободу) одного лица с произволом (свободой) другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Таким образом, право, по Канту, не только формальное условие внешней свободы, но и сущностная форма его бытия. Порож­денные разумом правила поведения Кант называет императи­вом. Одна из редакций категорического императива выглядит следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства, базирующаяся на рационалистической традиции. Она делает упор на философию Канта, и в особеннос­ти Гегеля. Последний понимал эволюцию человечества как по­следовательное развитие свободы через преодоление произ­вола. Немецкой юриспруденции, да и не только ей, свойственно интерпретировать право, государство, свободу как некие нераз­рывные и в какой-то степени тождественные категории. Эта версия правового государства несет в себе огромный либераль­ный потенциал.

В правовом государстве не должно быть места никаким пате­рналистским умонастроениям, согласно которым государство «одаривает» граждан некими правами и свободами. Естествен­ные права человека на жизнь, на свободу, на собственность, на стремление к счастью принадлежат ему в силу самого факта рождения и являются самоочевидными априорными истинами. В демократическом правовом государстве они находят свое выражение в конституции. Кроме того, индивид является членом политического союза (государства) и в данном качестве вы­ступает как гражданин. Отношения государства и гражданина должны строиться на твердых основах права и выступать как публично-правовые связи, предполагающие взаимное признание прав и свобод.

К числу иных важных признаков правового государства можно отнести: наличие развитого гражданского общества; создание институтов политической демократии, препятствующих сосре­доточению власти в руках одного лица или органа; верховен­ство и правовое действие конституционного закона, установле­ние в законе и проведение на деле суверенности государствен­ной власти; возвышение суда как одного из средств обеспече­ния правовой государственности; соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти и др.

Вопрос 3.Предпосылки и условия формирования правового государ­ства

Идея правового государства всегда покоилась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на обще­философское представление о Праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.

В течение многих веков своего существования конструкция правового государства постепенно приобретала более форма­лизованный, рациональный вид.

К конкретно-государственным институтам прилагался совершенно определенный критерий, подразумевающий признание за индивидом общезначимых, не­отчуждаемых прав. Правовая государственность объективно предполагает автономность и политическую свободу индивида, отдавая приоритет в общественных и государственных делах социальным целям личности.

Категории «общее благо», «высшая справедливость» в силу своей неопределенности уступают место как бы «классическим» признакам правового государства. Начало этому процессу, т. е. отказу от правового мифотворчества, положил известный госу­дарственный деятель, оратор, выдающийся юрист М.-Т. Цице­рон. Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res populi). Причем, с его точки зрения, «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой в вопросах права и общностью интересов». В от­личие от своих предшественников, Цицерон рассматривает госу­дарство не просто как выражение общего интереса, а как определенное правовое образование, как некий правопорядок. В основе права, по Цицерону, лежит справедливость, присущая не только природе в целом, но и человеческой в том числе. Физический и социальный мир, само человеческое бытие, душа и тело, микро- и макрокосмос — вот истинный источник права. Цицерон всячески приветствует политическую активность граж­дан, справедливо полагая, что при защите свободы нет частных лиц. Цицерон стоит у истоков юридизации государства, которая затем трансформировалась в конструкцию правового государ­ства.

Теории верховенства закона, «господства права» отража­ли стремление двигаться к правовому государству. Однако даже в лучшие времена на практике еще никому не удава­лось построить общество, в котором право и закон действи­тельно бы господствовали. Это обусловлено тем, что право не может быть выше экономического строя, культурного развития, которые оно отражает, а также противоречиями в обществе, субъективными качествами людей. Оно, госу­дарство, может иногда приближаться к идеалу правового устройства, но всегда будет зазор между тем, что есть в действительности, и тем, к чему стремятся прогрессивные силы общества.

Только связанность правом характеризует государство как правовое, но достигнуть этого в абсолютной степени невоз­можно, так как государство обладает относительной само­стоятельностью, так же как, впрочем, и право.

В СССР отсутствовали важные признаки правового госу­дарства. Конституция РФ в гл. 1. фиксирует, что Россия — правовое государство. Но это не осуществленная реальность, а скорее констатация пути движения, цели развития Россий­ской Федерации.

Путь к становлению правового государства сложен и долог. Нужно создать необходимые предпо­сылки формирования правового государства. К ним отно­сятся:

1. Обеспечение удовлетворительного, а в идеале хороше­го, материального положения граждан. В ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социаль­ное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».

2. Проведение деэтатизации (разгосударствления) соци­альной жизни, свертывание командно-административных методов руководства и управления.

3. Совершенствование законодательства и создание еди­ной системы контроля и надзора за его проведением в жизнь. Усиление роли Конституционного суда.

4. Укрепление судебной системы, введение суда присяж­ных.

5. Выработка у граждан навыков сознательного участия в управлении государством и общественными делами.

6. Наличие в обществе прочного правопорядка, законно­сти и конституционности.

7. Утверждение принципа плюрализма мнений и сужде­ний, многопартийность.

8. Развитие системы самоуправления народа в центре и на местах.

9. Последовательное расширение и укрепление демокра­тии во всех сферах жизни общества.

Существуют и определенные условия формирования и функционирования правового государства. К ним относятся:

а) Достижение высокого уровня политического и право­вого сознания людей, хорошего культурного уровня. Следует отметить, что кроме закона есть еще культурный уровень, никакому закону не подчиняющийся.

б) Создание внутренне единого, непротиворечивого зако­нодательства.

в) Строгое исполнение законов. Еще в Древней Греции Хилон говорил: «Повинуйся законам. Слушайся законов больше, чем ораторов» Пифагорийцы наихудшим для всех злом считали беззаконие, безвластие, анархию.

г) Наличие в стране гражданского общества как условия и гаранта существования правового государства.

Идея правового государства занимает достойное место в общецивилизационной гуманитарной мысли потому, что она сориенти­рована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол. Концепция правового государства призвана утвердить автономию личности, т. е. определить сферу проявления свободы человека, вмешатель­ство государства в которую признавалось бы не только нецелесо­образным, но и противозаконным.

Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания право­вого государства. Объясняется это действием самых различных факторов, среди которых можно назвать следующие: особеннос­ти исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права как универсального социального регулятора общественных отно­шений и связей. Вместе с тем сколь бы ни отличались версии правового государства, можно выделить некоторые общие черты, контуры этой политико-правовой модели, поскольку формирова­ние и завершение создания правового государст­ва связываются с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и граж­данами, с эффективной работой правоохранительных органов в интересах граждан.

Вопрос 4.Особенности Российского правового государства

Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., конституировала Российскую Федерацию как демократическое правовое государство с феде­ративной формой государственного устройства. В ней закреп­лен и демократический режим и его основные институты, принцип верховенства Конституции и законов, принцип раз­деления властей. Отдельная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в со­ответствии с нормами международного права.

Однако процесс формирования правового государства в Рос­сийской Федерации сталкивается со значительными трудностя­ми, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В Рос­сии пока еще не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства. Более того, Конституция РФ сделала шаг назад по сравнению с ранее действовавшим Основным законом СССР:

а) законодательный процесс вновь стал недоступен для граждан, поскольку прекратилась телевизионная трансляция заседаний Государственной Думы;

6) население лишилось права отзывать депутатов, не оправ­давших их доверия;

в) деятельность исполнительных органов власти фактически оказалась выведенной из-под общественного контроля.

Все еще не изжиты случаи нарушения принципа верховен­ства закона. Имеют место факты принятия представительны­ми и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам.

Значительная часть норм, закрепленных федеральным законо­дательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать дос­тойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы сво­их граждан в сфере образования, науки, социального обеспе­чения.

Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна орга­низовать действенный парламентский контроль за деятельно­стью исполнительной власти по организации и обеспечению действия федеральных законов.

Таким образом, для реального построения правового госу­дарства в России необходимо:

-устранить рассогласованность в системе права, как между отдельными федеральными законами, так и между феде­ральными законами, с одной стороны, и законами субъек­тов РФ — с другой; привести все нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией РФ (в том числе подзакон­ные акты — в соответствие с законами РФ);

-преодолеть правовой нигилизм как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обществе уважение к праву;

-усилить контроль за исполнением уже принятых законов;

-устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией, путем установления реального процессуаль­ного порядка их судебной защиты, преодолеть идеологию недоверия к государству и его органам как институтам, противостоящим интересам индивида, способствовать фор­мированию отношения к государству как гаранту и защит­нику прав и законных интересов граждан. Решение этих вопросов и будет означать реализацию прин­ципов правового государства и его фактическое создание.

Формирование правового государства

Либеральные политико-правовые идеи становятся материаль­ной силой тогда, когда общество стремится избавиться от став­ших невыносимыми условий и порядков, тормозящих общест­венное развитие. Тирания власти служит побудительным моти­вом для поиска более совершенных форм государства, в кото­рых личность была бы не просто одним из атомов, а представля­ла бы самодостаточную ценность, с которой бы соотносила свои действия всякая политическая власть.

Обычно, касаясь проблем и факторов, определяющих постро­ение правового государства, в числе приоритетных задач указывают на те из них, которые имеют материальный, осязаемый характер, например институт независимой судебной власти, раз­деление властей и т.п. Все это верно и не подлежит большому сомнению. И все-таки нужно в какой-то степени сместить акцен­ты и в первую очередь говорить о явлениях идеального свойства. В данной связи заслуживает самого серьезного отношения идея о том, что история развития человечества, ее этапы могут интерпретироваться и как смена различных мировоззрений, взглядов. Одним словом, правовое государство, его теорети­ческая конструкция стала реализовываться только потому, что она достигла некоторой «критической массы», способной пере­устроить человеческое бытие. Идея появляется как ответ на потребность человеческой практики, постепенно приобретает относительную самостоятельность и качество «самости», воз­действуя на общественную жизнь.

Если правовое государство есть воплощение свободы, ос­нованной на разуме, если вслед за классиком либерализма Б. Констаном понимать свободу как торжество личности над властью, то не удивительно, что свобода завоевывается в долгой и трудной борьбе. Необязательно с помощью социальных катак­лизмов и революций. Всякое движение за свободу должно исходить от масс, а не сверху. Если либеральные начинания были инициативой верхов, они почти всегда носили половинчатый ха­рактер и не воспринимались обществом в полном объеме.

Каждая эпоха имела свой символ, девиз, наконец, идеал, который доминировал в общественном сознании и являлся как бы путеводной звездой. Так, идеалом древности была замкну­тая, самодостаточная автаркия, которая основывалась на том, что отдельное лицо существует не для себя, а только для государства и общества. Политическим идеалом средних веков было теократическое государство, в котором имело место то­тальное господство богословия и официальной церковной док­трины, т. е. та почва, на которой либеральной политико-право­вой теории было трудно получить жизнь. Конфликт между ин­дивидом и государством еще не принял явственные формы и мысль противопоставить их не могла найти себе поддержку в системе господствующих тогда идей. В то же время в недрах феодального общества против церкви восстали две новые силы: суверенное государство и автономия личности. Первую связыва­ют с именами Н. Макиавелли, Ж. Бодена. Вторая обязана своим происхождением протестантизму (М. Лютер и др.). Именно из этих двух течений, т. е. из идеи суверенного государства и кон­цепции автономной личности, их соотношения и влияния и раз­вивается та мысль, которая и знаменует собой Новой время — правовое государство.

Рубежной чертой идеи правового государство стало Возрож­дение, лейтмотивом которого являлся гуманизм, основанный на признании достоинства Человека. Интеллектуальные усилия дея­телей эпохи Возрождения были направлены на переустройство внутреннего мира человека, приобщения его к культуре. Это являлось обязательным предварительным условиям для того, чтобы трансформировать существующие общественные отно­шения в разумное и гуманное общество, которому чужды навязанные извне правогосударственные регуляторы.

Идея правового государства была востребована в период буржуазно-демократических революций в Европе, завершивших период феодализма. Юридическое мировоззрение формиру­ющегося третьего сословия претендовало на утверждение но­вых представлений о свободе человека посредством режима господства права, как в частных, так и публично-правовых от­ношениях.

Все сказанное свидетельствует о том, что правовое государ­ство возникает там, где общество имеет стойкие демокра­тические, правовые, политические, культурные традиции.В ка­честве примера можно привести тот факт, что западный фе­одализм в весьма ранний период породил из нерегулярно со­зываемых съездов феодалов парламенты. Судебные системы Англии и Франции оформились из феодального института, кон­кретнее из права вассала на публичный суд, творимый не его господином, а третьим лицом.

Идеолог правового государства И. Кант говорил, что у челове­ка есть только одно главное право — право на свободу, все же другие вытекают из него. Материализации идеи правового го­сударства должна предшествовать кропотливая работа челове­ческого Духа,преобразующая мировоззрение общества и от­дельной личности. Если культура, право, демократия, закон­ность не станут индивидуальными ценностями — ни о каком правовом государстве не стоит и думать.

Государство является продуктом общественного развития, и большей частью оно следствие, а не причина. Поэтому изме­нения в обществе задают темп, формы и методы изменений в государстве.В этой связи можно перефразировать известную сентенцию Ж. де Местра и сказать, что «каждое общество имеет то государство, которое оно заслуживает».

Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей культуры вообще и правовой в частности.Культу­ра как наработанная человечеством сумма духовных и материаль­ных ценностей напрямую влияет на характер политических инсти­тутов. В истории можно увидеть немало примеров, когда всплески культуры, искусства совпадали с периодом либерализации госу­дарства. Общество высокой культуры несовместимо с тоталитар­ной властью, поскольку она, как правило, персонифицируется в харизматическом вожде, которому поет осанну неразвитое сознание масс. Истинную свободу, свободу от догм и стереоти­пов, дают только знание, культура. Последняя основывается на принципах свободной личности, автономии ее от власти. Тоталита­ризм держится на идолопоклонстве, своего рода язычестве и только поэтому многие правители всячески противились распро­странению просвещения и культуры. Если не будет прогрессиро­вать массовая и индивидуальная культура, не только правовая реформа, но и всякая другая обречена на провал или уж, во всяком случае, на однобокость. Всякое государство, решившее серьезно двигаться по пути свободы, не должно экономить на культуре, образовании, ибо давно сказано, что скупой платит дважды.

Либеральное сознание продуцирует плюрализм — в полити­ке, экономике, искусстве и т.п. Ему свойственен высокий уро­вень правосознания, поскольку право мыслится как одно из главных социальных феноменов, опосредующих социальные связи членов общества. Право является не только критерием дозволенного, предписанного и запрещенного, но и мерилом свободы индивидов и социальных общностей.

Построение правового государства затруднено там, где име­ются давние традиции правового нигилизма.Довольно часто можно встретить рассуждения о том, что недостатки общест­венного развития главным образом являются следствием плохих законов. С этим можно согласиться лишь отчасти, поскольку даже совершенный закон мало что способен изменить, если члены общества не имеют привычку соизмерять свои действия с правом. Нужно стремиться к такому качеству общества, когда законопослушное поведение становится устойчивым, массовидным, типичным и стереотипным, т. е. тогда, когда оно не нужда­ется в значительных интеллектуальных усилиях и будет реализовываться на «подсознательном алгоритме».

Правовое государство предполагает и определенный уро­вень индивидуальной и общественной нравственности.Право­вое государство основывается на Праве, которое объективно нуждается в моральном обосновании. Право регулирует не все общественные отношения, а только те из них, которые представ­ляют собой наибольшую общественную значимость. Ниши, сво­бодные от правового опосредования, занимают другие социаль­ные регуляторы, прежде всего нравственные нормы. Большие проблемы возникают в том обществе, где в праве и нравствен­ности видят только преграды. Укрепляя нравственность, общест­во укрепляет право, и наоборот. Только так можно сократить путь к правовому государству.

Одной из главных предпосылок формирования правового государства справедливо называют наличие институтов граж­данского общества.Феномен гражданского общества волнует человечество достаточно давно. Еще Аристотель, основатель политической науки, определял государство «как совокупность граждан, как гражданское общество». Теоретическая мысль и после Аристотеля долгое время не разделяла понятия «госу­дарство» и «общество», считая их тождественными. Подобный эклектизм был преодолен, как только актуализировались ис­следования проблем гражданского общества, как явления, отличного от государства. Многие ученые внесли свой посиль­ный вклад в эту важную теоретическую категорию, но все-таки решающая заслуга принадлежит здесь одному из родоначаль­ников немецкой классической философии Г.-В.-Ф. Гегелю. Опираясь на труды своих предшественников, Гегель первым в немецкой философии права указал на то, что между личнос­тью и государством существует некая общественная среда (общество), имеющая значение как для личности, так и для государства.

Гражданское общество, по Гегелю, представляет собой опос­редованную трудом систему потребностей, которая покоится на двух составляющих — отношениях собственности и формальном равенстве людей. Гражданское общество, полагал Гегель, явля­ется продуктом современности, античность не знала ничего подобного. Если государство представляет собой единство раз­личных лиц, то в гражданском обществе каждый для себя цель, все остальное для него ничто. Однако без соотношения с други­ми, считал Гегель, индивид не может достичь своих целей во всем их объеме: эти другие суть поэтому средства для цели особенного. В структуру гражданского общества входят также семья, право, корпорации, религия, культура, образование и т.д. Общество — очень сложный, самоуправляющийся ор­ганизм. Корпорации, слои, страты, отдельные личности пресле­дуют свои экономические, политические, духовные интересы. Таким образом, в обществе складываются самые различные социальные отношения, и прежде всего товарно-денежные, ры­ночные, влияние на них государства не является абсолютным.

Правовое государство требует мощного экономического ба­зиса, высоких стандартов жизни и доминирования «среднего» класса в социальной структуре общества.Власть при этом существует на деньги налогоплательщиков, которые в этой связи предъявляют к ней обоснованные претензии в случае каких-либо нарушений.

Формирование правового государства возможно только при наличии рыночной многоукладной экономики.Опыт всех, без исключения, социалистических стран свидетельствует, что эко­номический монополизм порождает монополизм политический, т.е. доминирование одной партии, одной идеологии, одной сис­темы ценностей. Современное гражданское общество — это общество с развитой системой рыночных отношений и надеж­ными социальными гарантиями. Демократическое государство не претендует на роль Провидения, ведущего к благу слепой народ. Задача его заключается совсем в другом, а именно в создании необходимых условий для саморазвития, для разум­ного и прогрессивного существования личности и устранения препятствий, неизбежно возникающих на этом пути. Государст­во должно установить цивилизованные основы конкурентной борьбы между индивидами и социальными общностями. Право­вую основу гражданского общества составляет формула: «Все, что не запрещено законом, дозволено». Право в гражданском обществе уже более не является волей тех, кто обладает эконо­мической и политической монополией, а служит мерой свободы, нормативами равенства и справедливости, компромиссом соци­альных слоев.

Политический аспект гражданского общества объективно во­площается в категории «правовое государство». Эти социальные институты объективно взаимосвязаны и соотносятся как содер­жание и форма. Правовое государство возможно лишь при наличии развитого гражданского общества, и наоборот, граж­данскому обществу имманентно присуща правовая форма вла­ствования, основанная на господстве права (закона), разделении властей и реальном обеспечении прав и свобод человека.

Демократия основывается на плюрализме гражданского об­щества. Свободный доступ, обмен и получение информациизатрудняет процессы превращения властных политических структур в самодовлеющий институт. Свободная пресса, говоря словами Т. Пейна, является основой демократического общест­ва.

Духовный срез гражданского общества предполагает доми­нирование общечеловеческих ценностей и интересов,несмотря на некоторую расплывчатость и пафосность этих категорий, которые, к сожалению, пока еще не стали обще цивилизационными идеалами.

Развитое гражданское общество и правовое государство формируются при условии ориентации на социальную справед­ливость, освобожденную от крайностей эгалитаризма.Общест­во должно создавать гарантии для проявления и развития челове­ческого Духа, коль скоро личность является динамичным эле­ментом истории, а общество - его статичным полем. Общест­венное развитие обеспечивается интеллектуальными усилиями критически мыслящих индивидуальностей, поэтому общество обрекает себя на стагнацию и застой, отрицая индивидуаль­ность.

Путь к правовому государству долгий и трудный, полный опасностей, заблуждений и иллюзий. Многие государства сотни лет шли к демократии, порой расплачиваясь за это слишком дорогой социальной ценой. Построение правового государства должно опираться на тщательно продуманную стратегию и так­тику. Без учета опыта других государств здесь вряд ли обойтись, однако этот опыт должен сочетаться с собственными традици­ями и реалиями.

Формирование правового государства требует сбалансиро­ванных усилий.Нельзя проводить правовую реформу в отрыве, скажем, от политической. Все необходимо увязывать и доби­ваться параллелизма. Значительное опережение политических преобразований при ухудшении экономического положения справедливо порождает протест масс, ибо, зачем демократия, если общество едва обеспечивает простое воспроизводство жизни на уровне элементарных биологических потребностей.






Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 4376; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2022 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.061 сек.