Кризис и деформация правосознания
Кризис правосознания – это кардинальное изменение правовых ценностей либо отказ от прежних ценностей и замена их новыми. Он зачастую обусловлен серьезными духовными и социальными колебаниями, происходящими в жизни человека или всего общества.
В отечественной литературе называемое этим термином явление нередко представляет собой просто отсутствие правосознания и правовой культуры (правовая аномия), остро осознаваемое в условиях интеграции государства в систему «универсальных, общепланетарных» ценностей.
Кризисное правосознание проявляется в допущении тождества между злом и правом, между силой и правом, в произвольном размывании границ между правом и неправом, справедливым и несправедливым. Он может рассматриваться как полное крушение старых правовых устоев или как их объективно необходимое видоизменение.
Кризис правосознания при длительно продолжающемся состоянии проявляется в различных формах деформации правосознания.
Деформация правосознания – это стойкое негативное (неблагоприятное) изменение правосознания индивида, социальной группы, связанное с нарушением адекватного восприятия сферы правового, приданием праву неправовых свойств. Деформация влечет формирование у субъекта ошибочной системы восприятия и оценки качеств права, придание ему вымышленных (как отрицательных, так и «как бы» положительных) характеристик, нарушение познания сущности права. Она нередко является характерной чертой, следствием кризиса правосознания и, приобретая массовый характер, способствует усилению этого кризиса.
В юридической литературе нет единства взглядов относительно видов (форм) деформации правосознания, к которым можно отнести следующие: правовой идеализм; правовой фетишизм; правовой практицизм (прагматизм); правовой пессимизм; правовой нигилизм; правовой инфантилизм; правовой популизм; правовой конформизм; перерождение правосознания.
Правовой идеализм – это форма деформации правосознания, образуемая вследствие придания праву исключительно выдающихся, модельных, эталонных свойств и качеств, способных, по мнению познающего субъекта, выработать правильное решение в любой жизненной ситуации.
Субъект, страдающий правовым идеализмом, возлагает на право как социальный регулятор, разрешающий конфликты и противоречия на основе принципов свободы, равенства, справедливости, повышенные ожидания, направленные на построение всемирного справедливого миропорядка без войн, конфликтов, нищеты, кризисов.
Правовой идеализм может быть преодолен посредством формирования у индивида процесса правильного осмысления явлений социально-правовой действительности. Формирование такого осознания возможно посредством осуществления комплексного правового просвещения, воспитания и образования.
В качестве носителей правового идеализма могут быть как отдельные рядовые граждане, так и должностные лица, действующие при осуществлении правотворчества или реализации права.
Правовой нигилизм (негативизм) – это форма деформации правосознания, которая проявляется в скептическом, негативном отношении к праву, в отрицании культурной и иной ценности права, в неприятии законов как источников, способных качественно урегулировать общественные отношения и погасить социальные конфликты.
Правовой нигилизм отражает психические установки человека на пренебрежительное отношение, сознательное игнорирование правовых предписаний в повседневной жизни, прямое нарушение законов, снижение авторитета судебных и иных государственных органов. Он нередко выступает противоположной характеристикой правовому идеализму, категорично отрицает всякую ценность права, считает его не способным повлиять на устранение негативных проявлений в жизни человека.
Развитие правового нигилизма в первую очередь обусловлено отношением к законам государства, к порядку осуществления государственной власти, к соблюдению властью своих законов и через них переносится на все право.
Разновидностью правового нигилизма называют правовой цинизм, под которым понимают явно пренебрежительное, наглое, бесстыдное отношение личности к правовым идеям, принципам, нормам. Он может выступать в индивидуальной и общественно-государственной формах.
Индивидуальный цинизм характеризуется человеконенавистническими психическими настроениями, криминальными наклонностями. В действиях правонарушителя присутствует стремление унизить, опозорить жертву, надругаться над человеческим достоинством. Общественно-государственный цинизм является атрибутом неправовой деятельности государственной власти, в которой под прикрытием правовых форм или явно в неправовой форме проявляется попрание прав и свобод личности, лишение возможности защитить себя от произвола власти.
Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 148;