ШЕДЕВРЫ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА 7 глава
Процесс обмирщения отчетливо проявляется в гражданском строительстве (Печатный и Монетный дворы, здание Приказов). В ярко выраженной национальной архитектуре XVII столетия с ее живописной асимметричностью, полихромией богатого декора, жизнерадостностью неисчерпаемой народной фантазии все более укрепляются черты регулярности, некоторые приемы западноевропейской архитектуры, использование ордерных деталей, что получит развитие в последующие века,
Одной из характерных черт духовной жизни России, особенно второй половины XVII в., стало значительное расширение и углубление связей с другими странами, постепенно осознавалась необходимость использования зарубежного культурного опыта. Несмотря на господствовавшую идею о богоизбранности России как центра и защитницы православия, постепенно преодолевалось недоверие к «люторам» и «латинянам» (протестантам и католикам), их призывали в Москву для устройства культурного быта, и обучения русских людей приемам профессиональной деятельности. Вторая половина XVII в.— время зарождения новой культуры, начало перехода от средневековой замкнутости и монополии церкви к культуре светского, открытого, личностного характера. Сфера распространения новой культуры в XVII в. еще чрезвычайно узка — это царский двор, вокруг которого сосредотачивались создатели этой культуры. В целом же русское общество строило свою жизнь по старине. Русская культура стояла на пороге новой эпохи. Петр I своими энергичными реформами ускорил переход от Древней Руси к новой России.
12. НОВЫЕ ФОРМЫ И ЖАНРЫ ИСКУССТВА КОНЦА XX в.
Искусство XX в. знает пока только один, начальный рубеж своей истории. Многие его художественные процессы не завершены, и даже смысл некоторых из них не определился достаточно ясно в самой жизни искусства. Искусство XX в. не существует еще как историко-художественное явление, исчерпавшее свое развитие и полностью раскрывшее себя в законченном виде. Нет еще и его итоговой истории. Поэтому мы не будем формулировать общие свойства искусства конца XX в., выделим лишь то, что оно является переломным, кризисным в изначальном смысле данного слова, выражающим наивысшую напряженность перелома. В его жизнедеятельности проявляются закономерности и умирания старого, и развития нового.
Реальная история искусства покажет, как одни художественные движения, возникнув, быстро исчерпывают себя, другие устойчиво существуют на протяжении многих десятилетий XX в. Что можно сказать о новом музыкальном языке, новых принципах композиции? Между музыкой и аудиторией сложились новые своеобразные отношения благодаря успехам радио, телевидения, дискам, магнитофонным пленкам. Домашние фонотеки способствуют значительному росту музыкальной культуры. Ведь в домашних фонотеках содержится все: развлекательная музыка, музыка прошлых веков, все виды джаза и т. п. Новая непривычная музыка Шенберга, Шнитке, Вячеслава Артемова, Губайдулиной и других современных композиторов слушается с большим напряжением, требует большой затраты нервной энергии, подготовки к восприятию. Намного опередили другие виды музыкального искусства — «легкая музыка», поп-музыка, мюзикл, рок-оперы и т. п.
Говоря о современных музыкальных явлениях XX в., нельзя не остановиться на творчестве Вячеслава Артемова, автора «Реквиема», «Пути Олимпа», симфонических циклов. Содержанию музыки Артемова - миссионерское — о поисках Бога человеком, Бога потерявшим, трагическая, апокалипсическая история России и вера в ее возрождение.
Композитор верит, что музыка формирует нравственность, духовность человека, преображает его личность. «Музыка — проводник чувствования божественного начала». «Реквием» Артемова посвящен «жертвам сталинских репрессий». Музыка красок, тембров, интонаций, экспрессивных, выразительных, передающих тончайшие движения души — такова музыка Артемова — композитора первой величины XX в.
Конец XX в. — это еще рок-музыка со всеми ее разновидностями и множеством направлений. Стали развиваться и исполняться с огромным успехом рок-оперы. «Юнона и Авось», «Иисус Христос — суперзвезда» (авторы Рыбников и Эндрю Веббер), «Смерть и жизнь Хоакина Мурьеты». Появилась электронная, компьютерная музыка. Музыка стала сочиняться в студиях. Изобретаются новые инструменты — к классическим инструментам присоединяются и технические средства. Новый подход к аранжировке привел к авангардному джазу. В состав классических оркестров вводятся электронные инструменты. Новое звучание появляется в синтезе народной музыки с джазовой, с классической музыкой и т. п. Расширились возможности технических приемов в исполнительском искусстве. Технической изобретательности дается полный простор. Ростропович полемически убеждает Б. Чайковского: «Пишите так, как хочется, я все сыграю», «Сыграть возможно все». Смелое сольное использование всех струн (виолончель), варианты аккордики, тембровые эффекты, феерическая быстрота пассажей. Небольшое обобщение в области музыкальных достижений в современной легкой и классической музыке можно закончить следующими высказываниями великого музыканта XX в. Мстислава Ростроповича: «Современную музыку исполнителю донести до слушателя несравненно трудней, нежели классическую. Ее драматургия стала намного сложнее, эмоциональнее, интеллектуальнее».
Бурные, сложные события в социально-политической и культурной жизни России, Европы конца XX в. породили огромное количество художественных направлений, поисков нового в жанрах, в технических приемах. Лихорадочна, даже суетлива жизнь искусства. Московская галерея Арт Модерн экспонирует работы художников 60—80 годов. В залах современного искусства собиратели музея ориентированы на классику современного искусства. Здесь неизвестные имена художников встречаются с известными. Например, Лариса Наумова и ее картина «Художник, муза и модель», Наталья Нестерова «Поклонение пастухов».
А слышали ли вы об искусстве арьергарда? Традиции его стали складываться с 60-х гг. В идее искусство арьергарда полярно исходному авангардистскому принципу. Если авангард — это «революция», то арьергард «реставрация». Авангард бестрагедиен, хотя и катастрофичен по самоощущению. В арьергарде же трагедия первична. Он обращается к прецедентам. В конфликте с современной ему реальностью арьергард уходит в прошлое и ищет в прошлом некие объективные ракурсы, в которых границы современного будут подвергнуты творческому сомнению, отстранению, смещению и... может, и вовсе отменятся?.. Арьергард «реакционен» и консервативен по духу. Завтра для него нет и не будет: длящееся сегодня — ирреально, неподлинно. Генеральный сюжет арьергарда — «Я в столкновении с культурой», «Я событиен культуре». Он воскрешает миф или барокко. Художник Бурьян: сакральный дом, мировое дерево, рыба, как прародительница всего сущего; Мировой океан, хранящий в себе Атлантиду. А для Матвея Вайсберга мировая гора, путь-дорога, башня, потоп, коза, рыба как знаки тотема. К примеру, Марта Волкова «Жеребенок», 1990 г.; Олег Бурьян «Люди-храмы», 1990 г.
Примером искусства XX в. стала рекламная фотография. При тончайших визуальных эффектах, детальной проработке всей площади кадра, безграничной цветовой палитре, фактурном контрасте - реклама достигает подлинной стилевой и образной гармонии. Глядя на такие фотографии, забываешь, что перед тобой лишь реклама товара, а воспринимаешь это как настоящее высокое искусство. Говоря о современном искусстве, необходимо отметить и другие направления: концептуализм, соц-арт, поп-арт, «бумажная архитектура», суперреализм, сюрреализм.
Огромную роль в духовной жизни современного человека играет кино. В наше время существуют проблемы взаимоотношений кино и телевидения, «высоких» и «низких» жанров, театра и литературы. Современные режиссеры находят новые формы в кино, спорят о жанрах, видах, стилях. Кино как искусство XX в. представлено великими именами Бергмана, Куросавы, Феллини, Де Сика, Формана, Тарковского, Михалкова, Тодоровского.
Современные писатели, создавая произведения о наших сегодняшних проблемах, обращаются к общечеловеческим темам рождения, исцеления, спасения, надежды, сострадания, жестокой правды жизни и милосердия. Сегодня можно выделить несколько пластов литературы: первый пласт — литература, оказавшаяся за пределами родины; второй — репрессированная литература; третий — давно знакомые произведения, публиковавшиеся раньше в безжалостно искаженном виде; четвертый пласт — молодая литература, уверенно пробивающая себе дорогу в жизнь. Литература может быть представлена именами таких замечательных писателей, как В. Гроссман, В. Некрасов, В. Аксенов, М. Колосов, В. Войнович, В. Максимов, А. Солженицын, Ю. Поляков, Кунин, Л. Габышев, В. Попов.
Перелистывая страницы произведений мировой художественной культуры, мы прочитываем главную идею нашего времени: только объединив лучшие умы человечества, мы можем спасти мир, только сломав барьер ограниченности, взаимной отчужденности, можно влиться в общечеловеческую культуру. Мировая художественная культура дает возможность общения с людьми и глубокого понимания смысла жизни человека на земле.
13. СУДЬБЫ РУССКОГО ИСКУССТВА В XX в.
И спросят избранники, русские люди,
У всех обвиняемых русских людей,
За что умертвили они в самосуде
Цвет яркой культуры отчизны своей.
Игорь Северянин
Долгие годы русская культура начала XX в. была в нашей стране не просто запечатана и закрыта для изучения, но и подвергалась искажению. Обычный читатель, интересовавшийся литературой, следивший за новыми книгами, получал информацию, не соответствующую действительности. Сложнейшие философские и идеологические представления сводились к примитиву, преуменьшалось значение той или иной литературной фигуры. Широчайший расцвет культуры выглядел пересыхающей речкой в нерушимых берегах социалистического реализма. И вдруг на голову читателя обрушивается поток новых имен, фактов, свиде-тельств, рассуждений: Гумилев, Розанов, Бердяев, Ходасевич, Федотов, Г. Иванов, Набоков, Шульгин, Мережковский, Ахматова, Вагинов, Замятии, Шмелев; «Окаянные дни» Бунина, «Четвертая проза» Мандельштама, Волошин, Введенский, «Доктор Живаго» Пастернака, Кузьмин и многие другие имена. Появляются архивные публикации и библиографии. Теперь перед читателями культура «серебряного века» стала раскрытой книгой, при этом надо каждому понять очень важную мысль: русская культура XX в. может быть верно воспринята только в том случае, если ее будут рассматривать как полифоническое единство, в котором каждый голос ведет свою партию. Надо внимательно вчитываться современнику в произведения и воспоминания, мемуары художников XX в.; и тогда перед нами предстанет правда самых разных людей, самых разных типов сознания, скрестившихся в нашей истории. Произведения названных поэтов, писателей, философов — это не только личность авторов, это эпоха, время, события, определившие судьбу нашей страны.
В чем состоит понятие эпохи, обозначаемой «серебряный век»? В чем особенности творчества ее художников? «Серебряный век» вряд ли может быть обозначен чьим-либо одним именем. Особенность века состояла в том, что его ореол создавали самые разные писатели, жесточайшим образом друг с другом полемизировавшие. Но всех их объединяло одно, главное: осознание своей эпохи как совершенно особой, выходящей за пределы того, что было прежде, и деятельное, действенное отношение к этой эпохе и ее проблемам. Художники «серебряного века» живут проблемами, заботами своего времени.
Примером будет фрагмент о творчестве художника-мирискусника Сомова: «беспокойство, ирония, кукольная театральность мира, пестрота маскарадных уродцев — вдруг мрачные провалы в смерть, колдовство -череп, скрытый под тряпками и цветами, жуткость любезных улыбок -вот пафос ряда его произведений. О, каш не весел этот галантный Сомов! Какое ужасное зеркальце подносит он смеющемуся празднику».
Внутренняя трагедийность при блестящей внешней беспечности — это как раз и есть следы «серебряного века». Судорожное напряжение между двумя безвременьями, опрокинутое в пространство, «где оторопь по полю рыщет» (Андрей Белый).
Перед нами проносятся облики поэтов, прозаиков, художников, композиторов, актеров, режиссеров и рядом с ними нежные дамы — все они образуют странное, неповторимое переплетение; высокой ответственности и душевной надломленности, целеустремленности и разбросанности и многих других антитез, составляющих суть одной из самых загадочных эпох в истории русской культуры. Давайте остановимся на некоторых судьбах русского искусства XX в.
В августе 1921 г. по сфабрикованному обвинению за участие в мифическом заговоре был казнен в числе других 60 «заговорщиков» великий русский поэт Гумилев. От политики он был далек. Но в начале августа 1921 г. Гумилева арестовывают. В тюрьму поэт взял с собой Евангелие и Гомера. Через полвека после расстрела Гумилева выяснилось, что «преступление» его состояло в том, что он «не донес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию».
По стенам опустевшего дома
Пробегают холодные тени.
И рыдают бессильные гномы
В тишине своих новых владений.
В 1922 г. из РСФСР насильно выслали более 160 талантливейших ученых: философов, экономистов, историков, биологов, врачей... Перед высылкой их вызывали для «беседы» в ВЧК — поглядеть, «не зря ли выпускаем».
Вот за стол уселся замечательный писатель Михаил Осоргин, о существовании которого наше общество до последнего времени слыхом не слыхивало. Первый вопрос в анкете был такой: «Как вы относитесь к Советской власти?» Михаил Андреевич вздохнул и честно написал: «С удивлением».
Бесчинства новой власти вызывали разнообразные формы протеста. Были забастовки, демонстрации. Протестовала и демократическая интеллигенция, орудием которой было перо и бумага. Свидетельствами этой неравной борьбы были «Окаянные дни» Бунина, «Несвоевременные мысли» Горького, письма Короленко Луначарскому.
«Наша революция дала простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же время, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны», —писал Максим Горький.
Писатель Михаил Пришвин недоумевал: «Что же такое эти большевики, которых настоящая живая Россия всюду проклинает?!»
Отреклись от Гумилева, Шаляпина, от Бунина и Ахматовой, сносили древнейшие храмы и монастыри. Мыслящих, усомнившихся в правильности «дерзаний» обрекали на участь изгоя, врага народа.
Прошлое ощущается в осмыслении — без этого не может совершаться и продолжаться жизнь.
Нельзя не вспомнить книгу о войне и революции М. Волошина «Неопалимая купина». Он писал: «Расплясались, разгулялись бесы по России вдоль и поперек».
«...Собирались на работу ночью. Читали.
Донесенья, справки, дела.
Торопливо подписывали приговоры.
Зевали, пили вино.
С утра раздавали солдатам водку.
Вечером при свече
Вызывали по спискам мужчин, женщин,
Сгоняли на темный двор.
Снимали с них обувь, белье, платье,
Связывали в тюки.
Грузили на подводу, увозили.
Делили кольца, часы».
Поэт, художник, искусствовед литературный критик, переводчик и мемуарист Максимилиан Волошин (1877—1932) был еще и лектором. В 1919 г. Волошин писал Бунину, что живет «с репутацией большевика», а в письме А. Иванову в 1920 г. писал, что «добровольческая контрразведка грозилась его повесить». Собранные в книгу стихи («Русская революция») не пропускались цензурой. Чтение Волошиным лекций «Россия распятая» стало пороховым зарядам в доме Поэта — и чем дальше, тем более опасным. Обнаружение и многих других статей Волошина, его стихов могло окончиться трагически. В 1932 г. поэт умирает. Эстафету приняла его жена, бесстрашно хранившая архив мужа в годы сталинского террора и в годы оккупации фашистами Крыма. И вот только сейчас Волошин говорит с нами из нашего прошлого, из огня гражданской войны...
Кто передаст потомкам нашу повесть?
Ни записи, ни мысли, ни слова
К ним не дойдут. Все знаки слижет хлам,
И выест кровь слепые письмена.
Свидетели великого распада.
Мы видели безумье целых рас,
Крушенье царств, косматые светила,
Прообразы Последнего Суда.
Мы пережили Илиады войн
И Апокалипсисы революций.
А вот еще одна великая и трагическая судьба — Артем Веселый (1899—1938). В 1921 г. в журнале «Красная новь» появилась его проза, и вскоре литературная работа становится для него профессией. Был арестован в 1937 г. Расстрелян в 1938 г. Через семнадцать лет реабилитирован и восстановлен в партии. Главная книга Артема Веселого - роман о гражданской войне «Россия, кровью умытая».
Федор Шаляпин, великий русский певец, 29 июня 1922 г., имея официальное разрешение правительства, выехал на длительные гастроли и лечение, и он не знал, что в Россию не вернется никогда. Давайте-ка вспомним стишок В. Маяковского, великому Шаляпину написанный в 1927 г.:
Вернись
теперь
таков артист назад
на русские
рублики
— Я первый крикну:
— Обратно катись, народный артист Республики!
Тема эта нашла продолжение в другом, более известном стихотворении «Господин народный артист» в 1927 г.:
С барина
С белого
сорвите, наркомпросцы, народного артиста
Красный венок!
Очень многие поступки, высказывания Ф. Шаляпина были до неузнаваемости извращены.
Например: «Выписка из протокола от 14 июня 1927 г.: 13. Слушали: О пожертвовании Шаляпиным на усиление средств монархической эмигрантской организации. Постановили: Считать поступок Шаляпина несовместимым с званием Народного Артиста Республики, присоединиться к постановлению ЦК о лишении Шаляпина звания Народного Артиста».
Конечно, Ф. Шаляпин глубокого страдал от незаслуженных обид, оскорблений. И после всей этой гнусной кампании против него в Россию он вернуться не мог. «Моя совесть чиста... перед родиной моей, которую я безумно люблю, и перед народом моим, за который я страдаю». Что могло ожидать Шаляпина на Родине, вернись он туда в такой обстановке? В 1938 г. великого певца не стало. Вся мировая пресса откликнулась сотнями статей на кончину великого человека, а в России было опубликовано следующее: «В расцвете сил Шаляпин изменил своему народу, променял родину на длинный рубль. Ушел он из жизни, не оставив после себя ничего, не передав никому методов своей работы. Все его выступления за рубежом носили случайный характер...» Нар. артист СССР, орденоносец Марк Рейзен.
Прошло много лет. И по сей день звучит могучий и прекрасный голос Федора Шаляпина, не оставляющий равнодушными никого, его можно считать символом русской мощи и таланта, и имя Федора Шаляпина можно поставить в одном ряду с именами Пушкина и Толстого.
Судьбу Шаляпина повторил великий русский композитор, пианист и дирижер Сергей Рахманинов. Он не верил, что переворот в России, временный, тяжело переживал конец старой России и сделал для себя вывод, что ему как артисту ничего другого не остается, как покинуть родину. Рахманинов говорил, что жизнь без искусства для него бесцельна, он понимал, что всякая артистическая деятельность прекращается в России на многие годы. Композитор мучительно тосковал по родине, и сознание совершенной им ошибки с годами все больше угнетало его. Ощущение родины всегда жило в нем, никогда не угасая. Он жадно интересовался всем, что происходило в Советском Союзе. Любовь к Родине никогда не остывала в Рахманинове, и не об этом ли говорит прекрасная человеческая музыка великого русского композитора?
Сколько ярости и нерассуждающей темной злобы по отношению к интеллигенции «старой России», к людям неординарным, талантливым и умным.
Трагичны судьбы и Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Прокофьева и многих других деятелей художественной культуры XX. в., но нет более, трагической и страшной судьбы, чем судьба гениального русского поэта Осипа Мандельштама. Революцию поэт воспринял восторженно, одним из первых стал писать стихи на гражданские темы. Очень много выступал среди рабочих, солдат, в пользу раненых. 13 мая 1934 г. его арестовали, ордер на арест был подписан самим Ягодой. Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи, ходили по выброшенным из сундучка рукописям. Приговор — три года. В мае 1937 г. Мандельштам вернулся в Москву, был очень больным, много лежал. Но писал и писал все новые стихи, полные божественной гармонии:
Я видел озеро, стоящее отвесно,
С разрезанною розой в колесе.
Играли рыбы, дом построив пресный.
Лиса и лев боролись в челноке.
4 марта 1937 г.
Уже год как, все нарастая, вокруг бушевал террор. Сосед Мандельштама писал на поэта доносы. Работы не было. В свою квартиру ему нельзя было возвращаться. Мандельштамы переехали в Ленинград. Жить опять было негде. Второй раз его арестовывают 2 мая 1938 г., и в начало 1939 г. Осип Мандельштам умирает от истощения в больничном бараке пересыльного лагеря.
Поэт разделил судьбу своего поколения. Закончился его земной путь; началась посмертная жизнь — жизнь его стихов.
Я в хоровод теней, топтавших нежный луг.
С певучим именем вмешался,
Но все растаяло, и только слабый звук
В туманной памяти остался.
Сегодняшнему поколению необходимо заглянуть в страницы воскресающих книг, словно в разверстую бездну гражданской войны, бессмысленно жестокой и кровавой усобицы, поглотившей навсегда столько прекрасных сердец, заглянуть в эту бездну - ужаснуться и отпрянуть, чтобы никогда более не приближаться даже к краю ее.
14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ XX в.
Мы, дети страшных лет России,
Забыть не в силах ничего.
А. Блок
Сложные и противоречивые процессы в начале XX в. вызвали глубокие изменения в мировой художественной культуре. Искусство XX в. — искусство переломное, а не просто старый или новый период его истории. Это искусство кризисное, выражающее наивысшую напряженность перелома. С остротою, невиданной для классических эпох истории искусства, поднимаются вопросы о том, для чего существует и что может искусство, а в числе ответов на них встречаются и такие: о всевластной жизнестроительной силе искусства в современном мире. Не представляется возможным определить некий общий, единый стиль мирового искусства в XX в. и расположить в едином ряду стилевой эволюции все составляющие его художественные движения. Так, например, фовизм или кубизм не являются следствием развития реализма рубежа XIX — XX вв. и т. д.
К началу XX в. заканчивается эпоха больших, классических для XIX в. художественных течений. Во Франции уходят в прошлое демократический реализм XIX в. и импрессионизм, в России переживает кризис объединение передвижников, в Германии завершают свою историю классические для XIX в. дюссельдорфская и мюнхенская школы, в Италии к началу XX в. заканчивает свой путь движение веризма. Последовательный символизм представлен в XX в. единичными фигурами, например, творчеством О. Родена, Врубеля, ранним творчеством П. Кузнецова.
В начале XX в. либо завершается, либо претерпевает серьезные изменения творчество «постимпреосионистов», умирают Гоген, Ван Гог, Сера. Начинает свой путь молодежь. В их творчестве господствует индивидуальное творческое начало, увлечение обаянием окружающего мира и свободно используются разнообразные художественные приемы. Фовисты во Франции обращаются к пуантилистическому письму раздельными пятнышками чистого цвета, прибегая и к плоскостному, и к глубинному построению пространства, прослеживая сложные переходы цветовых тонов и отыскивая открытую выразительность цвета несмешанных красок, положенных сильным пластичным мазком или легким прикосновением кисти к холсту. Примером фовизма являются в живописи работы Анри Матисса, А. Дерена, А. Марке.
XX в. — это многообразие направлений и школ искусства, таких как острый модернизм, протестующий авангардизм и т. п. Одно из значительных творческих течений в живописи начала XX в, — это национальная романтика и неоклассика; подобные течения составили оппозицию авангардизму. Представителями такой живописи можно назвать Билибина, Поленова, швейцарца Ф. Ходлера, испанца Сулоаги, русского художника Б. Кустодиева. В XX в. получили развитие такие направления, как «живописный реализм», «социальный реализм», фовизм. В первые десятилетия XX в. появился вкус к наивному искусству, к примитивам. Выделился в явление восходящий поток творчества самоучек. Их творчеству присуща искренность чувства, наивный неученый стиль. Таковым является искусство французского художника Анри Руссо и грузинского мечтателя-бедняка Нико Пиросманашвили, жанровая деревянная пластика шведа А. Петерсона. Это искусство говорило, что назревала тенденция демократизации художественной культуры.
Среди многорусловых движений в искусство XX в., на их фоне, возникают фигуры, значение которых крупнее иных течений. Испанец Пикассо. Ярчайший мастер французской школы; он вобрал в свое творчество принципиальнейшие движения мирового искусства XX в., сосредоточил в себе его нервное напряжение, лихорадочное биение пульса. Пикассо создал в искусстве кубизм. Открытия, сделанные кубизмом, столь же революционны, как открытия Энштейна, Фрейда. Они опровергали принципы которые господствовали в течение веков. В России кубизм был восторженно принят Николаем Бордяевым. Он писал о Пикассо: «Пикассо — беспощадный разоблачитель иллюзии воплощенной, материально-синтезированной красоты. За пленяющей и прельщающей нас женской красотой он видит ужас разложения, растления. Он смотрит через все покровы одежды, напластования и там, в глубине материального мира, видит свои складные чудовища». Художники-кубисты превратили картину в дробный узор мелких геометрических элементов, сквозь который проглядывает изобразительный мотив -например, лицо человека в портрете А. Воллара. Еще для кубизма характерны многоцветные живописные композиции, образованные плоскими фрагментами каких-либо предметов. Излюбленными у Пикассо становятся детали музыкальных инструментов — скрипок и гитар.
Из многоликого модернизма можно выделить абстрактное искусство, это художественное творчество в создании беспредметных пластических, цветовых, ритмических композиций, возбуждающих свободные ассоциации, порождающих движение мысли, эмоциональный эффект, но не способных нести в себе сколько-нибудь определенное содержание. О замысле автора позволяют судить декларации, программы, трактаты. Согласно идеям художников абстракционизм понимается как конечная, высшая форма искусства, «очистившего» себя от изобразительности. Неизобразительные мотивы, геометризованные или вольные, служат некими зримыми знаками непостижимого духовного начала мироздания. (Идеи супрематизма Малевича, духовности искусства Кандинского). Абстрактивизм воплотил потрясения драматической эпохи. Первую абстрактную композицию исполнил в 1910 г. основоположник данного течения русский художник В. Кандинский. Модернизм рождает еще и такие течения, как футуризм и конструктивизм.
Модернизм XX в. оказался в драматическом положении. Его отвергли и официальные, и широкие общественные круги.
Глубокое значение для развитая идей в искусстве XX в. имела позиция художников, увидевших в мировой войне бедствие человечества, трагедию народов. Художники запечатлели страшную правду войны. Рисунки немца Отто Дикса, русского Петрова-Водкина, Кольвиц, Барлаха, Мазереля.
Картина «Окоп» Отто Дакса ужасная, но выстраданная и правдивая. Она была уничтожена фашистами в 1933 году. Но сохранились снимки. Можем попытаться дать ее описание. Изображен покинутый окоп. На фоне неба на колючей проволоке ограждения висит тело убитого бойца. В жиже грязи, в мешанине гнили глаз с трудом замечает то зубы распухшей головы, то кусок ноги или руки. Никакие прежние изображения войны, ни Гойи, ни Калло, не могут быть сопоставлены с этим документально-реальным кошмаром. Художник - экспрессионист Георг Грос был в армии санитаром. Он, делая зарисовки, сделал для себя вывод: «рисуй полезное». В своей графике Грос обличает грязный, жалкий мир спекулянтов, торгашей, обывателей. Рисунки из серии «Меченые», где запуганные муштрой солдаты на глазах у зрителей превращаются в оболваненных безликих исполнителей, замирающих под взглядом фельдфебелей.
И, наконец, также в середине 1910-х гг. определяется тенденция иррационалистическая, наиболее выразившая себя в дадаизме. («Дада» — само название смысла не имеет). Это искусство воспринимало мир как сплошное безумие. Само искусство выглядит в глазах дадаистов бессмысленным и ненужным занятием. Лидер данного направления — француз Дюшан, он первым выдвигает программу «антиискусства». Художественные произведения заменяются экспонированием реальных вещей (колесо велосипеда на подставке; перевернутый писсуар; репродукция «Моны Лизы» с пририсованными усами и бородкой).
Давно история искусства не видела подобных катастрофических потрясений. Нет сомнения, что они были вызваны кризисной ситуацией, сложившейся в социальной действительности времени и мировых военных конфликтов и остро переживавшейся в общественном сознании. Эта ситуация и получила выражение во всех наново возникших течениях искусства. Она оказала воздействие на всю художественную культуру в целом. На революционные движения и настроения в общественной жизни искусство реагировало своей собственной, внутренней революцией в искусстве. Эта авангардистская «революция» предлагала обновление связи искусства с жизнью и конструирование художественной культуры будущего.
15 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX — XX вв.
Конец XIX — начало XX столетия — переломная эпоха во всех сферах социальной, политической и духовной жизни. В связи с новой исторической и политической обстановкой, с резким обострением идеологической борьбы в искусстве конца XIX — начала XX вв. различаются обычно три этапа, имеющих свою художественную специфику: с середины 90-х гг. до 1905 г. — период нарастания общественного подъема перед революцией; 1905 — 1907 гг. - период первой русской революции; 1908—1917 гг. — предреволюционный период. С кризисом народнического движения в 90-е гг., аналитический метод реализма XIX в. себя изживает. Сложные жизненные процессы обусловили многообразие форм художественной жизни этих лет. Все виды искусства — живопись, театр, музыка, архитектура выступили за обновление художественного языка, за высокий профессионализм. Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества — в образах противоречивых, усложненных и лишь косвенно отображающих современность, без иллюстративности и повествовательности. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссию многие видели в воспитании чувства прекрасного. Это время канунов, ожидание перемен в общественной жизни породило множество течений, объединений, группировок, столкновение разных мировоззрений и вкусов. Но оно породило также универсализм целого поколения художников, выступивших после «классических» передвижников. Достаточно назвать только имена Серова и Врубеля. Огромное влияние на искусство начала XX в. оказала революция 1905— 1907 гг. Она поляризовала художественные силы, четко определила идейные позиции многих творческих индивидуальностей, она вызвала к жизни новые художественные группировки, организацию множества выставок, периодических, изданий по изобразительному искусству. Большую роль в популяризации отечественного искусства XVIII в., а также и западноевропейского играли художники объединения «Мир искусства». «Мирискусники» собрали лучшие художественные силы в Петербурге, издавали свой журнал, самим своим существованием способствовали консолидации художественных сил и в Москве.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 2169;