БИБЛИЯ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ТЕКСТ
Библия возникла как Священное писание древних евреев, отражающее веру в существование единого, невидимого Бога, в отличие от языческого политеизма греков и римлян и выражающее Союз (Завет) Бога с человечеством (народом). В Ветхом Завете, написанной во 2- м тысячелетии до н.э. было сказано, что Яхве создал мир, Землю и первых людей. Эту религию мы называем иудаизмом. В Палестине, в 1 в. н.э., возникла и новая религия, христианство, через деятельность Апостолов, распространявших «благую весть» об Иисусе Христе.
Как историко-культурный памятник, Ветхий Завет сохранил древние мифы народов Ближнего Востока (мифы о сотворении мира, о жизни первых людей в раю, потопе и др.).
Польский ученый Зенон Косидовский в книге «Библейские сказания» проводит параллели с имеющимися реальным фактами истории народов Ближнего Востока (потопе, строительстве Вавилонской башни, истории первых еврейских государств, пребывании евреев в Египте, Вавилоне и т.д.). Так что, с одной стороны, в нем можно проследить и мифы, и народные предания, и фактическую историю.
Для нас важны не столь изыскания, подтверждающие или опровергающие отдельные сюжеты из Ветхого Завета (о его фольклорном характере уже писали И. Гердер и Дж. Фрезер), сколько его литературный материал, в котором мы можем увидеть реалии состояния общественной психологии тех далеких времен.
Наряду с основной религиозной идеей монотеизма, Ветхий Завет отражает историю нравов и обычаев еврейского и других народов Ближнего Востока, включает поэтические песнопения (псалмы Давида), свадебно-обрядовые песни («Песнь песней» Соломона), народные притчи, известные, как притчи Соломоновы.
Ветхий Завет (его отдельные книги) создавался на протяжении с 13 в. д. н.эдо 2 в. до н.э. Слово «Завет» означает «договор» - человека с Богом. Большая часть Ветхого Завета написана на древнееврейском языке, а более поздние – по-гречески. Ветхий Завет почитается и иудеями, и христианами. Далеко не все древние тексты вошли в Библию, часть из них - так называемые апокрифы, не включенные в число богослужебных книг. Они были написаны позднее окончательной редакции Ветхого Завета, которая произошла во 2 веке до н.э. (Так наз. перевод 70 толковниками, сделанный в Египте на греческий язык).
Ряд книг Ветхого Завета носят легендарно-исторический характер и повествуют об истории еврейского народа, о правлениях царей, проповедях пророков, высказывавших мудрые, философские мысли (Екклесиаст, напр., говорил: «Все суета сует и томление Духа, лишь Душа нетленна».) Пребывание евреев в Египте, их военные вторжения, подтверждаемые надписями 13 в. до н.э. на стеле фараона Мернептаха.
Ветхий Завет делят на 3 части: 1-я, Тора (5-книжье): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. 2- я, Пророки в т.ч., исторические книги Иисуса Навина, Судей, Царств, четыре книги «Больших Пророков», двенадцать книг «Малых Пророков». 3-я, Писания: (книга псалмов Давида, книга любовной лирики «Песнь Песней Соломона», книга притчей Соломона, Екклесиаст (книга Проповедника, имя его мы не знаем), книги хроник, книги Руфь, Иова, Ездры, Есфирь, Даниила и др.
Новый Завет - христианская часть Библии, книги которого на греческом языке были созданы в 1 веке н.э. – начинается Евангелиями от Марка, Матфея, Луки и Иоанна, повествующими о Боговоплощении - о пришествии в мир Мессии, Иисуса Христа. Далее следуют Деяния Апостолов - учеников и сподвижников Иисуса Христа, и Послания Апостолов (Петра, Павла и др.). Это - их духовно-нравственные наставления.
Евангелистами называют Матфея и Иоанна, непосредственных учеников Иисуса Христа, Другие евангелисты - Лука, (врач, иконописец, создавший изображения Богоматери) - спутник апостола Павла, а евангелист Марк, спутник апостола Петра. Трое из них пишут свои Евангелия в 60-е годы, а Иоанн - в 90-е годы, будучи в ссылке на о. Патмос.
Новый Завет в христианском понимании - исполнение Ветхого Завета, знаменующее реальное богочеловеческое единство во Христе, сменяющий предзнаменующий и пророческий Ветхий Завет.
Следует подчеркнуть слова из «Нагорной проповеди» Иисуса. «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Возлюби Господа твоего», как раскрытия внутренней сути божества - любви, лежащей в основе мироздания и спасения мира. Они стали основополагающими в новой системе морали, распространявшейся не только среди рабов и простонародья, но и среди состоятельных римских граждан. В конечном итоге, именно новая мораль, поклонение единому Богу, и созданная христианами церковь, обеспечила крушение культуры античного мира.
http://www.studfiles.ru/preview/5356951/
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 2219;