Краткий обзор развития египтологии
Египтологией называют ту отрасль науки о древнем мире, которая занимается изучением древнеегипетской цивилизации, т. е. экономики, общественных отношений, государственности, культуры, религии и языка древних египтян.
До начала XIX в. исследованием истории и культуры Древнего Египта практически не занимались. Европейские ученые располагали отрывочными и скудными сведениями, сохранившимися в произведениях античных авторов (в первую очередь Геродота), в книгах Ветхого Завета Библии, по которым было невозможно составить себе цельное представление о древнеегипетской истории и культуре. К тому же Египет, находящийся в течение многих столетий под властью местных династий мамелюков, был труднодоступен для европейских ученых. Была забыта и письменность древних египтян.
Большой интерес к древнеегипетской истории пробудился в Европе с начала XIX в.
после завоевательной экспедиции в Египет (1798) Наполеона Бонапарта. В ее составе находилась группа ученых, перед которой была поставлена задача по сбору и описанию памятников египетской истории и культуры. Результатом работы этой группы было издание знаменитого «Описания Египта» в 48 томах (1809— 1828). Однако начальной датой рождения египтологии как научной дисциплины стало открытие ключа к расшифровке забытой древнеегипетской письменности в 1822 г. французским ученым Жаком Франсуа Шампольоном. Анализируя найденную в деревне Розетта (Дельта Нила) древнюю надпись (начало II в. дон. э.), составленную на двух языках (древнеегипетском и древнегреческом), Шампольон, опираясь на знание греческого языка, сумел сначала расшифровать знаки царских имен (Птолемея и Клеопатры), а затем и многие другие знаки египетской письменности. Шампольон не только положил начало дешифровке египетской письменности, но и возглавил специальную экспедицию в Египет. Он разработал первую грамматику и первый словарь древнеегипетского языка, которые были изданы после его смерти.
Шампольон заложил лишь основы египтологии. С 20-х до 80-х годов XIX в. в европейской науке проводилась трудоемкая работа по завершению дешифровки письменности, по сбору надписей и вещественных материалов, изданию памятников древнеегипетской цивилизации. Особое значение имела деятельность немецких ученых К. Лепсиуса и Г. Бругша, которые завершили дешифровку Шампольона, обогатили науку новыми памятниками, обследованными ими во время археологических разведок. Они же положили начало собственно древнеегипетской истории и хронологии (исследования К. Лепсиуса «Египетская хронология» и «Книга о египетских фараонах» 1848—1849 гг. и Г. Бругша «История фараонов»).
Политическое соперничество европейских держав за раздел колоний, в частности Египта, обострившееся в начале 80-х годов XIX в., привело к тому, что правительства Англии, Германии и Франции стали проявлять повышенный интерес к научным исследованиям египетской истории в целом, в том числе и древнеегипетской цивилизации, которые теперь стали финансировать-
ся более щедро, чем раньше. Достижения европейской историографии второй половины XIX в., окончательная дешифровка письменности, введение в оборот многочисленных вещественных памятников не могли не способствовать успехам египтологии, твердо вставшей на почву строгой науки. С 80-х годов XIX в. начался новый, блестящий этап в египтологии, который характеризовался: 1) созданием строгой методики археологических раскопок, проводимых на обширных площадях, тщательной обработкой и хранением добытого материала; 2) научным изданием памятников письменности в виде сводов с тщательным филологическим и историческим комментарием; 3) разработкой различных проблем древнеегипетской истории и культуры, появлением сводных трудов по истории Древнего Египта и роли египетской цивилизации в истории Ближнего Востока.
Одним из первых египтологов, приступивших к систематическим раскопкам на крупных площадях, а также к организации специализированного музея египетских древностей, был О. Мариетт, который раскопал Серапеум — религиозный комплекс из двух храмов в честь Сераписа и соединяющую их аллею сфинксов (лежащих львов с головой человека), а также кладбище священных быков Аписов около Мемфиса. Его плодотворную деятельность успешно продолжил англичанин У. Флиндерс Питри, начавший систематическое изучение египетских пирамид и предпринявший широкомасштабные раскопки одного из городов Среднего царства Иллахуна (Кахуна). Ф. Питри исследовал многие памятники письменности и материальной культуры начиная с древнейшей эпохи и кончая саисским временем. Он стал одним из основателей полуофициального английского «Фонда исследования Египта», на средства которого проводились научные работы. О. Мариетт и Ф. Питри организовали тщательное хранение открытых памятников и их сохранение для науки, в то время как ранее многие из них расхищались и попадали в руки бесчисленных коллекционеров.
Раскопки на крупных площадях, научные методы обработки материалов, прочтение надписей и папирусных остатков ввели в научный оборот множество новых и разнообразных данных. С начала 80-х годов XIX в. до начала 20-х годов XX в. была
издана большая часть письменных памятников, по которым история Древнего Египта изучается и сейчас.
Важное значение имела публикация археологических материалов в виде многотомных серий, например: «Генеральный каталог египетских древностей музея в Каире» (1901—1916). Крупным изданием письменных памятников стал пятитомный труд «Исторические документы по истории Египта начиная с древнейших времен и до персидского завоевания» американского исследователя Д. Брестеда. В монументальном своде «Первоисточники египетских древностей» под руководством немецкого папиролога К. Зете были изданы ценнейшие собрания важнейших документов Древнего, Среднего и Нового царств, в том числе 4 тома «Текстов пирамид», 4 тома документов XVIII династии. В многотомных сериях увидели свет папирусы, найденные при раскопках в Иллахуне и Гуробе, основной памятник египетской религии «Книга мертвых» и целый ряд других важнейших документов. После этих тщательно прокомментированных публикаций в руках исследователей оказался огромный и выверенный материал первоисточников, как письменных, так и вещественных, на основе которых стала возможной разработка самых различных проблем египетской истории и культуры. Именно в этот период появляется ряд обобщающих работ по истории Египта, в которых дано осмысление хода всей древнеегипетской истории, определяется место Египта в истории Ближнего Востока и всего древнего мира.
Среди работ по истории собственно Египта следует назвать «Историю Египта с древнейших времен» в 3 томах, принадлежащую У. Флиндерсу Питри, «Историю Египта» в 2 томах Д.Ж. Брестеда и несколько монографий А. Море — «Во времена фараонов» и «Цари и боги Египта». Эти фундаментальные труды, принадлежащие известным знатокам Древнего Египта, заложили основы современного понимания египетской истории и культуры. Их авторы, располагавшие разнообразными материалами, дали описание самых различных сторон жизни Древнего Египта, однако главное внимание было уделено военно-политической и династической истории, различным проблемам древнеегипетской религии и культуры. Вместе с тем они были склонны
преувеличивать значение и роль египетской цивилизации.
Эта точка зрения развивалась и в сводных трудах по истории Ближнего и Среднего Востока. Видимо, не случайно наиболее известные капитальные исследования по истории народов классического Востока были написаны египтологами Г. Масперо и Эд. Мейером. В труде Г. Масперо «Древняя история народов классического Востока» (т. I—III, 1895—1899 гг.) история Древнего Египта дана не только более подробно, чем других древневосточных стран, включая отдельные очерки социально-экономических отношений, но и показана большая роль древнеегипетской цивилизации в истории Ближнего Востока.
Еще более концептуальную роль в процессе исторического развития не только народов классического Востока, но и всей древности, включая и античность, отводит египетской цивилизации Эд. Мейер в своей монументальной «Истории древности» (т. I—V, 1884—1910 гг.). С его точки зрения, история античного Средиземноморья и классического Востока составляет единый историко-географический комплекс, в рамках которого создаются элементы исторического и культурного единства, реализуемого позднее в римской средиземноморской цивилизации. В процессе вызревания этого единства одно из самых ранних и важных мест принадлежит египетской государственности и культуре, которая сначала играла связующая роль на Ближнем Востоке, затем уступила место Персии, а затем грекам. Одной из особенностей концепции Эд. Мейера является внимание к разным сторонам жизни Древнего Египта, включая социально-экономические отношения, хотя решающее значение автор придает политическому фактору, и прежде всего государственности как важнейшему организующему началу истории.
Большое значение в европейской историографии начала XX в. приобрел труд русского египтолога Б.А. Тураева «История Древнего Востока» (т. I—II, 1912—1913 гг.). Как для Г. Масперо и Эд. Мейера, так и для Б.А. Тураева история Древнего Египта занимает одно из ведущих мест и по насыщенности фактическим материалом, и по важности египетской цивилизации в судьбах классического Востока. Уделив особое внимание характеристике древнеегипетской религии, Б.А. Тураев дал один из ее лучших очерков в европейской историографии, поскольку решающим фактором исторического развития считал особенности духовного развития, в частности религии.
Новый этап в развитии египтологических исследований начался с 20-х годов XX в. В европейской науке происходит переосмысление роли и места египетской цивилизации в древней истории классического Востока. Если ранее роль Египта переоценивалась, то теперь постепенно распространяется концепция относительного равноправия отдельных крупных цивилизаций, будь то античная, египетская, вавилонская или индийская. Именно с этих позиций дана характеристика египетской цивилизации в одной из самых подробных всемирных историй межвоенного периода — в «Кембриджской древней истории» (т. 1— XI, 1928—1938 гг.), в которой многие главы по древней истории Египта принадлежат знаменитому египтологу Д.Ж. Брестеду. Правда, в сводном труде французских ученых— «Всеобщей истории» (т. I—X, 1923—1939 гг.) — первые два тома написаны известным египтологом А. Море, который ставит в центр древневосточной истории, как это было в его предшествующих работах, именно историю Древнего Египта.
Помимо создания сводных коллективных работ продолжалась разработка различных сторон истории и культуры Египта, проводились археологические раскопки новых памятников и комплексов, совершенствовались методы работы с материалом. Особенно следует отметить внимание к древнейшим памятникам додинастического и раннединастического периодов, которые поставили проблему происхождения древнеегипетской цивилизации, позволили определить ее отношение к окружающим ее культурам соседних народов (Нубии и Эфиопии, Ливии, Сирии и Палестины).
Разрабатывались и различные проблемы древнеегипетского языка, уточнялись древнеегипетские тексты. Незаменимым руководством для понимания древнеегипетских текстов является издание монументального словаря египетского языка в 5 томах, осуществленное немецкими учеными А Эрманом и X. Граповым в 1926— 1931 гг. Крупнейший английский египтолог А. Гардинер издал ряд важных текстов, таких, как
«Папирусы Вильбура» в 3 томах, «Административные документы эпохи Рамессидов», «Египетская ономастика» в 2 томах. А. Гардинеру принадлежит одна из лучших современных грамматик египетского языка.
Крупнейшим специалистом в области египтологии был чешский ученый Ярослав Черны, ему принадлежат интересные исследования в области грамматики египетского языка, а также ценные публикации так называемых остраконов (т. е. надписей на глиняных черепках), найденных в фиванском некрополе (4 тома, 1930—1935 гг.) и в Дейр-эль-Медина (5 томов, 1935—1951 гг.).
Основные исследования в египтологии, в том числе и раскопки в Египте, проводили ученые европейских стран и США. С 20-х годов постепенно формируется школа местных египтологов, которые продолжили традиции первого египетского археолога и филолога Ахмеда Камаля, ученика и сотрудника знаменитого Г. Бругша. Среди местных египтологов видное место заняли Селим Хассан и Закария Гонейм, прославившиеся открытиями комплекса вельможных гробниц и пирамид фараонов Древнего царства. А. Бакиру принадлежит тщательное и глубокое исследование такой важной проблемы, как древнеегипетское рабство (1947). Активные раскопки в современном Египте и сопредельных с ним странах, тщательный анализ вещественных памятников и письменных материалов позволяют проводить исследования многих аспектов древнеегипетской жизни, истории, религии и культуры всех периодов древнеегипетской истории. Согласно современным воззрениям, древнеегипетская цивилизация рассматривается как одна из древнейших древневосточных цивилизаций, тесно связанная в своем развитии с окружавшими ее народами и вместе с тем сохранившая свой самобытный характер.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 1601;