Идейные течения и общественные
Движения в России на рубеже веков
Причины подъема общественного движения.
· сохранение старой социально-политической системы и, в первую очередь, самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод.
· нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны.
· К прежним социальным противоречиям (между крестьянами и помещиками) добавились новые, вызываемые развитием капитализма:
o между рабочими и предпринимателями,
o либеральной буржуазией и консервативным дворянством,
o между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи.
· Половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий) также активизировали общественное движение.
Отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. была политическая инертность широких народных масс:
· Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., быстро сошли на нет,
· рабочее движение находилось в зачаточном состоянии.
· Народ сохранял царистские иллюзии.
Политическую инертность проявляла и буржуазия. В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении – консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.
Консерваторы.
Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства.
Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории “официальной народности”:
· Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России.
· Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось.
· Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.
Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ. В социально-экономической сфере они ратовали за укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма – единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти.
Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье- бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать.
Либералы.
Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.).
Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России. Либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия.
Во внутриполитической области либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности России. В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, предлагали ликвидировать сословные привилегии, понизить выкупные платежи, провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества. Признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие было основой их морально-этических взглядов.
Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховской, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков). Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.
Особенности российского либерализма: его дворянский характер из - за политической слабости буржуазии и близость к консерватизму. Либералов и консерваторов объединяла боязнь народного “бунта” и действий радикалов.
Радикалы.
Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).
Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы крестьян и рабочих. В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества, посвятившие себя служению народу.
Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой правительства и условиями российской действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций). Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западно-европейского революционных движений.
В радикальном направлении второй половины XIX в. господствующее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и “общинного социализма”.
В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа:
· 60-е годы – складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков;
· 70-е годы -оформление народнической доктрины и деятельность организаций революционных народников;
· 80-90-е годы – активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы.
Организации
“Шестидесятники”.
Подъем крестьянского движения в 1861-1862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. Это активизировало радикалов, которые надеялись на крестьянское восстание.
В 60-е годы сложилось два центра радикального направления.
· Один – вокруг редакции “Колокола”, издаваемого А.Г. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию “общинного социализма” и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян.
· Второй центр возник в России вокруг редакции журнала “Современник”. Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но, в отличие от А.И. Герцена, видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития.
На основе идей Н.Г. Чернышевского образовались несколько тайных организаций: кружок “Великорусе” (1861-1863), “Земля и воля” (1861- 1864 “.Левые” радикалы поставили задачу подготовки народной революции.
“Земля и воля”.
Это была первая крупная революционно-демократическая организация. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты.
Первые тайные организации просуществовали недолго. Одни участники организаций (в том числе Н.Г. Чернышевский) были арестованы, другие эмигрировали. Правительству удалось отбить натиск радикалов первой половины 60-х годов.
Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н.Г.Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. В 1866 г. член кружка Н.А. Ишутина Д.В. Каракозов совершил покушение на царя Александра II.
В 1869 г. учитель С.Г. Нечаев и журналист П.Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь готовить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительством. После разгрома кружка С.Г.Нечаев на время уехал за границу, но уже осенью 1869 г. вернулся и основал в Москве организацию “Народная расправа”. Он отличался крайним политическим авантюризмом, требовал от участников слепого подчинения своим распоряжениям. За отказ подчиниться диктатуре студент И.И. Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С.Г. Нечаев скрылся в Швейцарию.
На рубеже 60-70-х годов, во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов последней трети XIX столетия. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2953;