Категории медицинской этики
Этика – это наука о нравственности, учение о нормах поведения людей в том, или ином обществе. Врачебная этика воспитывает в каждом враче, в каждой медицинской сестре личное сознание профессионального долга и профессиональной моральной ответственности. Чувства сознания, сознание долга – первые нравственные акции личности. К основным этическим категориям относятся понятие «Долг и Достоинство». Долг означает определенный профессиональных и общественных обязательств и исполнений своих обязанностей, сложившихся на основе профессиональных или общественных отношений. Понятие долг довольно емкое. Чтобы правильно выполнить долг у человека появляется потребность обоснованно выполнять свои обязанности. Выполнение долга неразрывно связано с моральными качествами личности, уровнем общественного сознания. Медицинский работник, обладающий высокими моральными качествами и хорошо знавший свое дело, выполняет его четко и качественно. Долг может пониматься и формально из-за боязни нарушить законность, опасения понести общественные или административные порицания.
Выполнение морального долга перед обществом зависит от социально – политической сущности господствующего класса его идеологии. Моральный долг каждого медика сочетает в себе патриотизм, высокие принципы интернационализма. Так, медики оказывают бескорыстную медицинскую помощь, народам многих развивающихся стран, пропагандируя, тем самым принципы высокой солидарности. Долг медицинского работника, – никогда и не под каким, предлогом не участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья людей, либо угрожающих их жизни.
Медицинский работник, никогда не под каким предлогом не имеет права ускорить наступление смерти даже безнадежного больного он должен всеми возможными способами уменьшить страдания больного и бороться за каждый час его жизни назначения медика – продлевать, а не укорачивать жизнь человека.
Этикет в медицине
Основополагающее требование медицинского этикета таково: облик врача должен убедить больного, что перед ним профессионал, которому не страшно вверить здоровье и жизнь. Никто не захочет стать пациентом человека легкомысленного, неаккуратного, с безразличием, а то и с неприязнью относящегося к больным. Внешний вид иногда выдает приверженность к вредным привычкам. Врач должен быть собранным, сдержанным, доброжелательным и, конечно, здоровым и подтянутым человеком (или как минимум производить такое впечатление).
Согласно медицинскому этикету, облик врача очень важен. На работу предпочтительно надевать костюм и галстук, а не майку и джинсы. Врачу не пристало блистать ультрамодными нарядами и дорогими украшениями, поражать коллег и больных необычными прическами. Для медиков обязательны хорошие манеры, вежливость, доброжелательность. Повышать голос, грубить больным и их родственникам недопустимо, даже сталкиваясь с их неадекватной реакцией, врачу следует вести себя твердо, но корректно. Если пациент и его близкие вызывают явную антипатию у медицинского работника (что случается не так уж редко), негативные чувства не должны проявляться ни в словах, ни в жестах и, естественно, не должны отражаться на лечении – это уже требования не этикета, а деонтология.
Медицинский этикет требует корректности в отношении между всеми членами коллектива, невзирая на чины и звания. Почтительное обращение к коллегам, так же как и белый цвет медицинского халата, подчеркивает чистоту и высокий смысл профессии. Особенно строго этого принципа следует придерживаться, если общение идет в присутствии больного. Панибратство, пренебрежение со стороны начальства заискивание подчиненных вредят авторитету медиков. Крайне неэтичной считается ситуация, когда врач ставит под сомнение в глазах пациента профессионализм коллеги.
Важнейший элемент этики – наставничество, передача опыта и знаний начинающим врачам. У каждого хорошего доктора, ученого, в начале пути был свой Учитель, огромное уважение и признательность которому сохраняется на всю жизнь. В медицине, как никакой другой профессии, принято оказывать знаки уважения заслуженным врачам, профессорам, академикам. За плечами этих людей главное достояние медика – опыт, которого не заменят способности и образование.
Если факты доказывают врачебную ошибку (например, неправильно интерпретированы результаты обследования, поставлен неверный диагноз, лечение проведено неправильно), врач должен думать, прежде всего, как оказать помощь больному, не обвинять во всем своего предшественника. Однако корпоративная солидарность не означает, что на ошибки нужно закрывать глаза. Прежде всего, необходимо обсудить ситуацию с коллегой – очно и наедине.
Критика должна быть обоснованной, корректной и по существу дела, не переходящей на личные качества сослуживца. В сложных случаях, когда нельзя сразу однозначно установить, допущена ли ошибка и как действовать дальше, можно совместно обратиться к более опытному коллеге или к консилиуму из нескольких врачей.
Подчеркнуто уважительно врачи относятся к среднему и младшему медицинскому персоналу. Современная медсестра – высококвалифицированный работник, знающий и умеющий очень много. Она первый помощник врача, без которого лечебный процесс невозможен. Важнейшее требование этики медсестры – уважение к врачу – должно соблюдаться неукоснительно. К сожалению, медсестры нередко бывают, невежливы, неисполнительны (особенно, если указания исходят от молодого врача). Воспринимать врачей как работников с более высоким статусом медсестрам мешает и маленькая разница в оплате труда врача и медсестры (хотя по подготовке и сложности выполняемой работы эти категории медицинского персонала несравнимы). Вместе с тем опытная, квалифицированная медсестра действительно подчас знает о течении конкретной болезни гораздо больше начинающего врача, и ей очевидны его промахи. Уже поэтому для врача недопустимы проявления снобизма, желание «указать место». Уважительные доброжелательные отношения с медсестрами позволяют молодому специалисту многому научиться и избежать массы ошибок.
«Святая ложь»
Этика человеческих отношений требует от людей правдивости. Ложь осуждается, лжеца презирают. От медиков зависят здоровье и жизнь человека, поэтому к ним предъявляют особые требования. Одно дело, рабочий или служащий, несколько приукрасивший перед начальством истинное положением вещей с выполнением порученной работы. И совсем другое – врач, который, чтобы улучшить показатели своей работы, будет «приукрашивать» результаты анализов больного или занижать его температуру.
Одно дело секретарша, которая не отправила вовремя факс, но уверяет, что отправила, и другое – медсестра, которая забыла сделать инъекцию, жизненно необходимую больному, а говорит, что сделала.
Как ни парадоксально, именно для медиков строгая этика делает единственное исключение из правил «не лги». Это исключение – «святая ложь», или ложь во спасение. Врачи обязаны говорить правду коллегам, начальникам, представителям контролирующих и правоохранительных органов. В то же время, традиции медицины издавна предписывали вводить в заблуждение безнадежных больных, скрывать от них, что болезнь неизлечима.
В конце ХХ века отношение к «святой лжи» изменилось. Врачи и общество утвердилось во мнении, что больной имеет право знать правду о состоянии своего здоровья. Разговор с тяжелобольным или умирающим требует от врача особого такта и умения, истинного сострадания и большой душевной теплоты. Врачей специально обучают тому, как и в какой момент, сообщать пациенту о его положении. В некоторых клиниках работают психологи, которые помогают больным и их родственникам принять неизбежное, обрести душевный покой. Может также помочь и священник или просто мудрый человек, которому пациент доверяет. Появились даже специальные медицинские учреждения – хосписы, цель которых не лечить, а облегчать последние дни безнадежных больных. В российской медицине поворот в отношениях к «святой лжи» ещё нельзя назвать завершенным. Он требует изменения в восприятии смерти не только со стороны врачей, но и со стороны всего общества. Еще в начале ХХ века известный российский юрист А.Ф. Кони настаивал, что врач должен информировать больного о предстоящей смерти, чтобы тот мог выполнить юридические и духовные обязанности. Сегодня это право закреплено законодательством. Статья 13 Основ законодательства по охране здоровья граждан Российской Федерации гласит: каждый гражданин имеет право на полную правдивую информацию о своем здоровье.
Деонтологические аспекты научной деятельности
Сегодня организационную структуру медицинской науки составляют различные научно-исследовательские организации и коллективы ученых с их определенной атмосферой научного и нравственного климата.
Нравственные отношения внутри таких коллективов, если учесть, что наука в наше время не прерогатива одиночки, представляют достаточно сложную проблему и не в последнюю очередь с деонтологических позиций.
Моральный фактор стал одним из ведущих в решении проблемы эффективности научного труда, ускорения научного прогресса. Особое значение приобрели, в частности, личные профессиональные и нравственные качества научного руководителя. Это определяется тем, что каждый научный коллектив, как правило, имеет общую научную цель (научная стратегия коллектива) и различные пути решений этой общей проблемы каждым научным сотрудником (научная тактика специалиста). Возникает проблема общего и индивидуального в творчестве коллектива. Здесь переплетаются весьма сложные отношения: субординация, личные симпатии и антипатии, разделение научного труда и необходимость его кооперации, а также отношения между старшими и младшими коллегами.
Это далеко не простой вопрос, как иногда кажется. И возникает он не только, например, при защите диссертации или опубликовании открытия или изобретения. История науки показывает: от того, насколько и как ладят между собой научные поколения, в очень многом зависит и окончательный продукт научного творчества.
Нельзя противопоставлять технику и технический прогресс врачебному мышлению, его опыту и психологическому подходу к больному его качествам, особенностям личности.
Каждый врач в своей повседневной деятельности должен исходить из личной и коллективной ответственности перед пациентами и, в конечном счёте, перед обществом. Личная ответственность врача опирается на его собственный опыт, человеческие качества, глубокое знание больного и его заболевания, индивидуальный подход к каждому. Коллективную ответственность можно трактовать как проведение в жизнь идей, концепций и традиций лечебного (или научного) учреждения, накопленных и обобщённых учителями и старшими коллегами, в свете основных принципов здравоохранения. Личная ответственность должна исходить из постоянного стремления врача к углублению теоретических знаний и совершенствованию практических навыков, непрерывному повышению профессиональной классификации на основе критического анализа своих наблюдений, изучения ошибок, учебы у старших коллег и чтения литературы, воспитания этикодеонтологических норм.
Объективная, научно обоснованная, вдумчивая оценка фактов и событий, понимание врачом необходимости, прежде всего, выяснить их первопричину и мотивы, а затем уже сформировать свое суждение и мнение – таков логический путь, помогающий принять правильное и справедливое решение.
Если в самом общем виде говорить о требованиях, которые должны предъявляться к врачу, стремящемуся посвятить себя научной деятельности, то они представляются следующими: надлежащая общая и специальная подготовка в той области медицинской науки, в которой он намерен работать. В науке нельзя не спорить. Младший научный сотрудник может даже не состояться как ученый, если полностью потеряет критическое чутье и станет в любом случае поддакивать всем и вся. Нельзя, однако, отождествлять научный спор и конфликт личностей. Нельзя также допустить, чтобы отстаивание той или иной научной точки зрения, позиции выходило за рамки морально-этических, нравственных, да и правовых норм.
История науки со всей очевидностью свидетельствует, что часто отношения внутри научной школы складываются так, что попросту не остается места для серьезных разногласий.
Сохранить честные, корректные, дружеские отношения всегда бывает непросто, ведь взаимное понимание разрушают обстоятельства самые подчас разные. Конечно, здесь многое зависит от деонтологической компетентности руководителя, но и в немалой степени от самих членов коллектива, от «научного микроклимата» института, клиники, больницы.
Проблема научного творчества в медицине, особенно его этикодеонтологические аспекты, пока еще освещены, в литературе относительно мало, и не имеют достаточно строгой регламентации, что связано с реальными сложностями. В условиях научно-технического прогресса научная деятельность приобрела массовый и коллективный характер, существенно изменилась как сама ее суть, так и, особенно, ее этика и деонтология научного творчества.
Современная наука все более воздействует на стороны общественных отношений, превращаясь в мощную социальную силу. В ее орбиту включены культурные отношения и сам человек с его природно-биологическими и социально-культурными характеристиками. Наука не только взаимодействует со всеми сферами человеческого бытия. Она и сама существенно зависит от социального и человеческого факторов.
Медицинскую науку «делают» ученые. Кто эти люди? Что ими движет? Каковы их характерные черты? Соответствует ли представление об облике ученого его объективной деятельности?
В художественной литературе ученый иногда изображается гротескно – человек не от мира сего, занятый только своими исследованиями, не замечающий людей и окружающего мира, в котором он живет и работает. Стоит ли говорить, насколько поверхностны подобные представления?
Одним из важнейших принципов ученого, прежде всего, должна быть объективность. В этом принципе фокусируется общая этическая ориентация познания.
Характерные для медицинской науки дифференциация знаний, накопление большого экспериментального и теоретического материала, совершенствование методов исследований резко повысили значение этической нормы доказательности. Наука должна основываться только на доказательствах, ясных и логически строгих аргументах, на проверке фактов и их анализе.
Надо помнить, что объективность научной позиции, отстраняя субъективное, обеспечивает общечеловеческую значимость выводов науки.
Недостаточно последовательное соблюдение требования научной деятельности или тем более прямые отступления от него абсолютно недопустимы, тем более, если эти отступления допускают крупные ученые.
Заметим, что готовность к критическому пересмотру добытого знания, той или иной теории, готовность воспринимать самые неожиданные явления, которые могут открыться в происходящем, является ценной чертой настоящей науки и придает ей качество революционности.
Требование критичности принадлежит науке как внутреннее условие ее развития. Этическая норма доказательности побуждает ученого быть требовательным к себе, самокритичным.
Из этого требования доказательности вытекает другое – уважение к оппоненту (или оппонентам). Если мнение оппонента доказано, ученый обязан прислушаться к высказанному мнению во всех случаях без исключения (даже если он не уважает оппонента как личность). Если же точка зрения оппонента представляется ошибочной, то эту ошибочность тоже надо доказать со строго научных позиций, не прибегая к чуждым природе науки средствам, скажем просто, к ссылке на научные авторитеты.
Ученый, особенно начинающий, должен много и вдумчиво читать, глубоко изучать, особенно труды классиков медицины и фундаментальные работы наших современников. Лишь так можно постигнуть всю глубину их содержания, обогатиться плодотворными, открывающими широкие перспективы мыслями и идеями и не открывать давно известные истины.
Особенность работы медика - в том, что он постоянно сталкиваются с необходимостью решать (и порой в считанные минуты) сложнейшие проблемы, за которыми стоят, прежде всего, жизнь и здоровье пациента. Это не только диагностика, но и определение степени риска операции, целесообразности тех или иных дополнительных диагностических и лечебных манипуляций, получение согласия больного и его родственников на срочное хирургическое вмешательство, и т.д.
Принятие таких решений требует от врача большого напряжения моральных сил, мобилизации опыта и знаний, глубокого понимания степени ответственности перед больным, коллективом учреждения, где он работает, наконец, перед обществом. Сложность положения усугубляется и тем, что он не может гарантировать абсолютного успеха и в тоже время должен найти возможности снижения степени операционного риска, а в случае, когда такой риск превышает риск самой болезни, иметь мужество сказать об этом.
Разумеется, чем выше возможности медицины, тем больше требований предъявляется и к самим медикам.
В век технического прогресса медицина обогащается новыми методами исследования, но мы должны помнить, что техника не должна быть барьером между врачом и больным.
Ряд больших и трудных операций в настоящее время требует соблюдения особых условий, можно сказать, специфических для данного вмешательства, например при операциях на открытом сердце с применением искусственного кровообращения.
Медицина, как и всякая другая наука, тесно связана с другими областями знаний, в частности, все более широко применяются математические методы. И речь идет не только о статистике: уровень развития современной математики позволяет строить математические модели заболеваний с тем, чтобы иметь представление о дальнейшем протекании болезни и возможных последствиях при выборе того или иного метода лечения. Конечно, об абсолютной точности таких моделей говорить нельзя, т.к. всякая модель верна при определенных ограничениях, связанных не только с погрешностями, которые не принимаются во внимание, а также с индивидуальностью каждого организма и невозможностью исключить полностью внешние воздействия. В связи с вышеизложенным, возникает новый аспект деонтологии, рассматривающий меру ответственности ученых, занимающихся разработками математических моделей заболеваний и определяющих совместно с врачом методы лечения.
С одной стороны, всю ответственность за лечение больного несет врач: врач в конечном итоге назначает лекарства, выносит решение о необходимости операции, о применимости того или иного метода лечения. Но, с другой стороны, врач может судить о правильности построенной математической модели заболевания только как практик, имея накопленный опыт по лечению заболеваний и наблюдая протекание той или иной болезни множество раз, в математической, же теории он не может разбираться профессионально.
Кроме знания своего предмета, ученый должен разбираться и в медицине, т.к. не имея ни малейшего представления о течении того или иного заболевания нельзя делать выводы о его протекании.
Нельзя забывать о том, что за формулами и цифрами стоят жизни людей и ошибки допускать в данном случае непростительно, хотя никто не упрекнет математика в построении некорректной модели, все будут обвинять врача в том, что он не достаточно хорошо лечит больных. Это не должно снижать груза ответственности, который ложится на плечи ученого, занимающегося таким серьезным делом, как применение математических методов в медицине, скорее напротив, помня о тех, кому он может помочь, ученый с большим упорством стараться достигнуть поставленной цели.
Заключение
В наше время, когда уровень развития науки и техники повышается с каждым годом, особенно остро встает проблема медицинской деонтологии как учении о долге, науке о моральном, эстетическом, и интеллектуальном облике человека, посвятившего себя благородному делу – заботе о здоровье человека. О том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и целыми учреждениями, участвующими в борьбе за жизнь и здоровье людей. Несмотря на существенные успехи в разработке проблем деонтологии, отмечается недостаточность теоретической разработки отдельных аспектов деонтологии, сдерживающих (наряду с другими факторами) ее широкое использование в практике отечественного здравоохранения. Все это определяет, как указывают многие авторы, необходимость дальнейшего расширения фронта исследований, публикацию работ, способствующих более эффективному внедрению деонтологических принципов в практику. Особенно сложными в правовом и деонтологическом отношениях являются вопросы, связанные с новыми активными и рискованными методами диагностики и лечения, не вошедшие в широкую практику, операциями пересадки органов от одного человека другому, а также от трупа и т.д. Экспериментирование – этап, необходимый при разработке новых методов лечения и диагностики, лекарственных препаратов, медицинской техники, но при внедрении в практическое здравоохранение апробированных методов допустимо их применение только в тех случаях, когда исключено их вредное воздействие на человека.
«Завтра, как и сегодня, будут больные. Завтра, как и сегодня, понадобятся врачи. Как и сегодня, врач сохранит свой сан жреца, а вместе с ним и свою страшную, все возрастающую ответственность. Медицинская наука станет ещё точней, её оснащение приумножится, но рядом с ней, как и сегодня, будет стоять, сохранив свое место в медицине, врач классического типа – тот, чьим призванием остается человеческое общение с пациентом…Медики всех стран будут, как и сегодня, связаны единой врачебной моралью….. И жизнь врача остается такой же, как и сегодня, - трудной, тревожной, героической и возвышенной …….»
А. Моруа
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Адо А.Д. Этико-деонтологические вопросы экспериментальной медицины // Актуальные этико-деонтологические вопросы современной медицины: тезисы докладов научно-медицинской конференции, посвященной 60-летию образования СССР.- М.: Изд. АМН СССР, 1983.
2.Алисевич В.И. Вопросы медицинской этики, деонтологии и ответственности врача// Философские и социальные проблемы биологии и медицины / под ред. Г.И. Царегородцева.-М.,1980 – с.72
3. Грандо А.А. –Врачебная этика и медицинская деонтология, Киев, 1988;
4.Деонтология в медицине, под ред. Академика Б.В. Петровского, Москва, 1988;
5.Кодекс врачебной этики Российской федерации, 1997;
6.Макеева Л.А. «Теоретические проблемы врачебной этики и медицинской деонтологии в условиях современной НТР: Автореф. дис. к.ф.н./Л.,1985.
7.Орлов А.Н. Основы клинической биоэтики, Красноярск, 2000;
8.Профессиональная этика и деонтология современного медицинского работника в свете национального проекта Здоровье (Медицина и здоровье), 2007.
9. Философский словарь. под ред. М.М. Розенталя,
Москва, 1972 г.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 623;