Понятие Нового времени в международных отношениях, его возникновение и эволюция.
Новая история −общепринятое в науке название третьего периода всемирной истории, которому предшествуют древний и средневековый.
Впервые мысль о начале новой истории в развитии человечества высказали гуманисты в эпоху Возрождения (15–16 вв.).
Гуманисты, в противовес тогдашней периодизации, согласно которой, все еще продолжался период Римской империи (в виде т.наз. "Священной Римской империи"), выделили отрезок времени, наступивший сразу после распада Римской империи в период, который назвали "средними веками"(между античной и новой эпохами).
Наступление новой истории гуманисты связывали с развитием светской науки и культуры под знаком Возрождения.
Новое время − период возрождения многих черт античности (это импонировало нарождавшейся буржуазии, поскольку античности была присуща частнособственническая экономика, гражданские права, демократия, свободомыслие мудрецов.
Это разделение всемирной истории на древнюю, средневековую и новую уже со второй половины 17 в. прочно утвердилось в западноевропейских университетах и поныне доминирует в мировой исторической науке.
Однако в отношении хронологических рамок новой истории существуют различные взгляды, обусловленные неодинаковым видением представителями различных исторических школ определяющих особенностей и ведущих процессов, происходивших в этот период.
Существует мнение, что началом нового времени является 1453 г. − падение Константинополя под ударами турок.
Многие историки во Франции, Англии и Германии началом нового времени считают возникновение гуманизма и Реформации. В Британской энциклопедии, в частности, в качестве конца средних веков рассматривается 15 в. В Кембриджской истории Нового времени называется конкретный год – 1493.
В США начало нового времени связывают с Великими географическими открытиями, и прежде всего − с открытием самой Америки (1492 г.). Эти путешествия были бы невозможны без предпосылок, главными из которых являлись: изобретение компаса и создание судна, способного преодолевать огромные расстояния в открытом море. Интересно, что одно из этих изобретений было сделано задолго до наступления Нового времени.
Весьма часто в зарубежной историографии под нижним хронологическим рубежом подразумевается начало XVI в. При этом западные историки прежде всего исходят из концепции Средневековья, продолжавшегося от краха Западной Римской империи (конец V в.) до «эпохи Высокого Возрождения» (начало XVI в.).
Что касается конечного рубежа, то считается, что период новой истории продолжается и поныне, хотя для обозначения последних десятилетий употребляются термины "недавняя" или "современная" (Late or Contemporary) история. Таким образом, верхняя рамка Новой истории находится как бы в поступательно-подвижном состоянии. По мнению большей части зарубежных историков, грань Нового и Новейшего периодов отстоит всего лишь на время жизни одного поколения (20–25 лет) от текущего календарного года. Некоторые историки пытаются "отмежевать" этот период, используя какие-либо крупные события глобального масштаба – распад СССР в 1991 г., террористические атаки на США в 2001 г., мировой кризис 2008 г. либо Южноосетинскую войну (в западной историографии – российско-грузинская). При этом период новейшей истории, когда события и процессы последних двадцати пяти лет еще не могут получить должной оценки, относится скорее к политологии.
Что же касается истории международных отношений, то в качестве начала м/о Нового времени практически однозначно признается заключение в 1648 г. Вестфальского мира, завершившего Тридцатилетнюю войну в которой участвовала по разным причинам, в том числе религиозным, династическим, территориальным и др., значительная часть европейских государств, и заложившего основы новой политической системы (ей, таким образом, менее 400 лет, что по сравнению с историей человечества является относительно небольшим "возрастом"), В основу была положена идея национального государства (англ.: nation-state). Эта, возникшая в Европе, модель политического устройства распространилась потом и на другие континенты, став действительно мировой.
Вестфальский мир включил в себя два мирных договора, о которых в течение нескольких лет велись переговоры в двух городах – Мюнстере и Оснабрюке (Вестфалия). Они были подписаны в 1648 г., соответственно, между Священной Римской империей германской нации и Францией в Мюнстере, а также между Священной Римской империей германской нации, с одной стороны, и Швецией, протестантскими германскими княжествами – с другой – в Оснабрюке. Вестфальский мир закрепил за Францией, Швецией с их союзниками немалые территориальные приобретения и право вмешательства в дела империи. Голландия и Швейцарская конфедерация получили признание в качестве суверенных государств, а за германскими князьями были признаны права суверенных государей. Таким образом, Священная Римская империя германской нации превратилась в конгломерат почти 300 независимых государств. Вестфальский мир признавал также религиозные права и свободы за лютеранами и кальвинистами. Иногда к нему относят и мирный договор от 30 января 1648 г. между Голландией и Испанией, который завершил их Восьмидесятилетнюю войну (боевые действия между ними с 1625 г. принято рассматривать одновременно как части и Тридцатилетней, и Восьмидесятилетней войны).
Новая политическая система возникла не на пустом месте. Ее подготовило историческое развитие Европы в ХV–ХVI вв. Поэтому «корнями» она уходит к отношениям между территориями еще со времен Древней Греции, Римской империи, а также к политическим традициям итальянских городов позднего средневековья. Признав в качестве одного из ключевых принцип национального (государственного) суверенитета (англ.: state sovereignty), Вестфальский мир положил начало новой системе отношений, которая впоследствии получила название Вестфальской, или государственно-центристской, модели (системы) мира. Она же – европейская по сути!
Затем м/о проходят длительный период эволюции, в частности, формируется следующий исторический тип – венская система м/о (1815 г.). В 1815 г. Венский конгресс подвел итог Наполеоновских войн восстановил нарушенный принцип национального суверенитета. В рамках Вестфальской модели мира складывается система международных отношений, получившая название "Европейский концерт",илиВенская система международных отношений.
В этих рамках пытаются сотрудничать в целях предотвращения новых войн на континенте ведущие европейские государства, хотя конфликты интересов между различными странами сохраняются. Венская система международных отношений основывалась на общем согласии наиболее могущественных европейских монархий (великих держав, включая Россию) относительно территориального и политического статус-кво в Европе; возможности коллективного вмешательства в дела тех государств, которым угрожают революции; требовании дипломатических консультаций по территориальным и прочим проблемам. В целом, как отмечает американский исследователь и политический деятель Г. Киссинджер, в Европе XIX в. именно традиционные национальные интересы и, меняющееся соотношение сил определяли дипломатическую игру, образование и развал союзов, изменение сфер влияния.
Конец XIX в. характеризуется интенсивным захватом новых колоний великими державами. Мир фактически оказался поделенным между ведущими европейскими странами. Европейская политическая система распространяется по всему земному шару. В начале XX столетия на мировую сиену выходят новые государства. Это прежде всего США (они становятся мировым экономическим лидером), а также Япония, Германия, Италия. С этого момента Европа перестает быть единственным континентом, где формируются новые мировые государства-лидеры.
XX столетие ознаменовалось двумя мировыми войнами. Первая (1914–1918) закончилась поражением Германии и ее союзников. В июне 1919 г. в Версале был подписан мирный договор, зафиксировавший новые территориальные границы Германии. Отдельно заключены мирные договоры и с ее союзниками. С этого момента наступает Новейшая история м/о, которая характеризуется глобальным характером, охватывает все континенты и все страны.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 368;