История развития ботанической географии
Обширные территории земного шара были изучены в ботанико-географическом отношении. В области экологической ботанической географии следует назвать «Растительность земного шара» А. Гризебаха (1872), долгое время бывшую основным источником сведений о растительности всего мира, а также «Экологическую географию растений» Е. Варминга (1896) и «Географию растений на физиологической основе» А. Шимпера (1898). Последние две книги неоднократно переиздавались и не утратили своего значения до настоящего временя.
Исторический принцип в ботанической географии широко разрабатывался А. Энглером (1879, 1882 и др.). Он установил, что многие особенности распространения растений, непонятные, если пытаться объяснить их влиянием климата, легко объяснимы историей развития флоры страны.
Важное значение для развития ботанической географии в России имел труд И. Г. Борщова «Материалы для ботанической географии Арало-Каспийского края» (1865), в котором растительность рассматривается в тесной связи с климатом и почвами. Приведенные И. Г. Борщовым изображения ареалов – областей распространения отдельных видов растений–представляют одну из первых попыток ботанико-географического картографирования.
Первый оригинальный русский учебник ботанической географии был опубликован А. Н. Бекетовым в 1896 г. Он содержит характеристику растительности земного шара по областям, анализ исторических причин современного распространения растений и сведения о влиянии среды обитания на растения. Труд А. Н. Бекетова пронизан идеями дарвинизма.
В 1903 г. Г. И. Танфильев опубликовал сводный очерк растительности России с картой масштаба 1:25000000, которая может считаться первой русской геоботанической картой.
Следует упомянуть и о работах О. Друде (1890, 1897), указавшего на необходимость сочетания статистического метода исследования, под которым он понимал изучение состава флоры и истории ее происхождения, с методом климатическим, т. е. изучением растительности как отражения физико-географических, в частности, климатических условий различных районов. В работах Друде впервые четко разграничены исследования флоры и растительности.
Появились различные карты флоры и растительности всего земного шара и его отдельных регионов.
В описываемый период быстрыми шагами двинулась вперед и зоогеография. На основе применения статистического метода П. Л. Склетер (1875) разработал систему зоогеографических, как он их называл (точнее, фаунистических), областей, которая с теми или иными изменениями применяется и современными зоогеографами. Области он делил на округа. Напомним, что первый набросок системы фаунистических областей, основанный на распространении птиц, был опубликован Склетером за год до выхода в свет «Происхождения видов» Дарвина. В 1868 г. друг Ч. Дарвина Т. Гексли предложил ввести в зоогеографическое (фаунистическое) районирование суши эволюционный принцип. Система фаунистического расчленения суши должна, по мнению Гексли, отражать расположение основных центров развития классов животных, в частности млекопитающих. На основе этого принципа Р. Лидеккер (1896) выделил три «геи», или царства: ното-гею-центр развития сумчатых и однопроходных; неогею-центр развития неполнозубых; арктогею-центр развития большей части высших, плацентарных млекопитающих.
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 2340;