Глобальные проблемы взаимосвязаны и взаимозависимы, так как они являются одним из закономерных следствий единого общемирового процесса глобализации.

Понятие глобальных проблем современности. Глобальные проблемы и глобализация

 

Глобальные проблемы (от лат. globus – “земной шар”) – это проблемы, имеющие общечеловеческий характер и затрагивающие интересы как всего человечества в целом, так и отдельных людей в любой точке планеты. Иначе говоря, эти проблемы отражают общечеловеческие, планетарные противоречия и ставят вопрос не только о возможности дальнейшего развития, но о возможности существования нашей цивилизации. Варварское уничтожение природы, использование войны как средства разрешения конфликтов, международный терроризм, нерациональное использование энерго-сырьевых ресурсов, демографическая проблема, состояние голода, присущее значительной части населения земного шара… Это далеко не полный перечень глобальных проблем современности. Субъектом глобальных проблем теоретически выступает все человечество. Теоретически, так как человечество пока еще не осознало в полной мере остроту ситуации, не превратилось в единое мировое сообщество, которое способно адекватно реагировать на происходящее в мире. Для разрешения этих проблем необходимы целенаправленные согласованные действия, по крайней мере, большинства населения планеты. Эти проблемы конкретно-историчны и имеют объективный характер. Они формируются в определенных социокультурных условиях и сами являются частью этих условий. Глобальные проблемы – важнейший фактор мирового развития, и их игнорирование приводит к непоправимым последствиям.

В понятии “глобальная проблема” нашло отражение общее противоречие между существующим состоянием или существующей тенденцией в развитии определенной сферы жизнедеятельности человечества и тем, какими должны быть это состояние или тенденция в оптимальном варианте. Данное утверждение сразу обнажает сложности в изучении такого рода проблем, связанные с объективным их анализом и оценкой перспектив развития человечества. Преодолению этих сложностей способствует использование научной и философской методологии.

Глобальные проблемы взаимосвязаны и взаимозависимы, так как они являются одним из закономерных следствий единого общемирового процесса глобализации.

Анализируя распространенные в научной и философской литературе точки зрения, можно сделать вывод о том, что глобализация - это многовековой естественноисторический процесс становления единого взаимозависимого мира. Однако наиболее существенные признаки данного процесса трактуются учеными по-разному. Например, под глобализацией могут понимать определенную ступень в развитии капитализма или процесс преодоления недостатков индустриального общества. Достаточно распространен взгляд на глобализацию как на негативный, разрушительный процесс. Встречается точка зрения, согласно которой это - субъективный процесс, чей-то целенаправленно осуществляемый негативный замысел. Некоторые сводят сущность глобализации преимущественно к взаимосвязанному развитию экономических, технико-технологических и политических процессов. Эти разногласия можно объяснить, прежде всего, сложностью и противоречивостью самого процесса глобализации, а также относительной молодостью его комплексных научных исследований. Однако большинство авторов понимают под глобализацией нечто всеобщее, всемирное, общезначимое. Это объективные интеграционные и дезинтеграционные процессы, происходящие в масштабах планеты в области экономики, политики, духовной культуры, а также антропогенные изменения окружающей среды всеобщего характера[1]. Как замечает А.Б. Вебер, глобализация, объединяя мир в некоторых отношениях (торговые, финансовые, производственные связи), одновременно еще больше разъединяет его, обнажая и обостряя различия и противоречия, провоцируя защитные рефлексы на локальном уровне (“глокализация”)[2]. Глокализация – это понятие, которое возникло в результате объединения понятий “глобализация” и “локализация”. Оно отражает противоречивый характер взаимосвязи глобальных и локальных процессов и их особенностей. В чем конкретно может проявляться глобализация? В растущем единообразии товаров, пользующихся всеобщим спросом и поставляемых на мировой рынок, в стандартизации навыков и технологий в сфере профессиональной деятельности, в укоренении поведенческих стереотипов, в формировании общих черт в организации политических, экономических и правовых систем, в совпадении систем ценностей, в принятии единого христианского календаря как основного, организации быта, досуга, в появлении универсального пространства электронных коммуникаций и т.п. Болонский процесс в сфере образования также можно считать ответом на глобальные вызовы современности. Глобализация способствовала распространению понятия “мировой стандарт”. Тем не менее, неправильным будет понимать под глобализацией лишь унификацию и стандартизацию, хотя обезличивание, утрата индивидуальности и своеобразия, к сожалению, - реальные спутники этого процесса и его результаты. Глобализация основывается на быстром технико-технологическом обновлении, либерализации движения товаров и капитала, межнациональных социальных движениях, повышении роли межгосударственных структур, на внедрении передовых информационно-коммуникационных технологий и т.п. В мире уже давно появились проблемы, которые нельзя решить автономно, локально. Растет взаимная зависимость стран, народов, экономик, культур и ее осознание. Это также будет проявлением глобализации. Если глобализация будет способствовать повышению уровня жизни людей в разных странах, развитию существующих в мире культур, общественному прогрессу в целом, если она не будет отрицательно сказываться на национальном развитии, то она будет восприниматься как позитивное явление.

По справедливому утверждению А.А. Горелова, глобализация продолжает общую тенденцию социальной интеграции человечества, которая началась с человеческого стада и продолжилась в объединении в роды, затем в племена, народности, нации, а в политическом отношении – в государства-полисы, государства-нации, государства-империи[3]. В эпоху научно-технической революции процесс интеграции человечества перешел в тенденцию глобализации, устремясь к созданию еще более высокого уровня социальной интеграции, вызывая, однако, и дезинтеграционные тенденции. Более подробно о зарождении и развитии глобализации можно прочитать, например, в монографии А.Н. Чумакова “Глобализация. Контуры целостного мира”. Ученый замечает, что глобализация впервые реально обозначилась лишь в эпоху Великих географических открытий (конец ХV - XVI вв.). Магеллан, в 1522 г. обогнув Землю, положил тем самым начало и обозначил рубежи (точнее – их границы) формирования единого географического мирового пространства[4]. Глобализация продолжилась в эпоху колонизации (XVI – XVII вв.), а затем – и с началом научно-технического прогресса (XVII – XVIII вв.). С началом XIX века, когда наступило время промышленной революции, глобализация стала проявляться достаточно заметно. Первая мировая война открыла эпоху глобальных войн, которая продолжилась Второй мировой войной и “холодной войной”. К периоду второй половины XIX в. - первой половины ХХ в. относятся становление мировой экономики, появление первых международных организаций (Интернационалы – с Первого по Четвертый и Социалистический, Красный Крест, Всеобщий (Всемирный) почтовый союз, Международный Олимпийский комитет), образование Лиги Наций, Организации Объединенных Наций, Международного валютного фонда, Организации Североатлантического договора, Европейского Экономического Сообщества, Европейского Сообщества по Атомной Энергии и т.д. В середине ХХ века мир стал целостным в географическом, экономическом, политическом и экологическом отношении. Ю.А. Гагарин в 1961 г. завершил процесс формирования территориального единства мировой цивилизации. В 70-е гг. ХХ в. начался этап так наз. “многоаспектной глобализации”, характеризующийся активным освоением Мирового океана, атмосферы, Космоса, развитием информационных и коммуникационных технологий, формированием новой политической системы мира, возникновением и деятельностью новых международных организаций (например, Всемирной торговой организации, Гринпис и т.д.). Сегодня в мире насчитывается более 12 тысяч различных международных организаций.

Суть процесса глобализации, по мнению В.Л. Иноземцева, заключается в становлении такого социально-экономического пространства, которое позволит человеку взаимодействовать с другими людьми, корпорациями и социальными структурами, не прибегая к посреднической роли собственного государства[5].

На экономическую жизнь многих стран в последнее десятилетие ХХ века оказали значительное влияние идеи так наз. “вашингтонского консенсуса”, представляющие десять рекомендаций по реформированию мировой торговли, сформулированные в 1989 г. экономистом Дж. Вильямсоном. С ними можно ознакомиться в книге А.И. Уткина “Глобализация: процесс и осмысление”[6]. Среди этих рекомендаций поощрение приватизации государственных предприятий, дерегуляция промышленности, усиление защиты прав частной собственности. Все это значительно ослабляло, прежде всего, экономическую роль государства и способствовало ужесточению борьбы за выживание в условиях свободного капиталистического рынка. Однако именно экономика свободного рынка очень многими сегодня считается наиболее эффективной в плане повышения жизненных стандартов. Тем не менее, существует и противоположная точка зрения.

 

Глобализация и “антиглобализм”

В конце XX века возникло социально-политическое движение “антиглобализм”. В кавычки это слово берут именно сторонники этого движения, так как вопреки распространенному мнению сами они не выступают против объективных процессов интеграции, а стремятся изменить господствующую сегодня либеральную капиталистическую форму глобализации[7]. (Иногда, чтобы уж совсем исключить возможные недоразумения, используется термин “альтерглобализм”.) Основной целью движения является развитие процессов интеграции экономик, народов и культур на основах демократии, социальной справедливости, уважения самостоятельности и уникальности национально-культурных образований, их права выбора самостоятельного пути своего развития. Основной причиной создания движения является тотальное утверждение товарно-денежных отношений и глобального рынка с его крайне жестокими правилами регулирования, подрывом моральных норм поведения, обезличивание человека, редукция его к экономическому животному, увеличение разрыва между богатыми и бедными[8]. Позиция “альтерглобалистов” подробно изложена в работах А.В. Бузгалина и его соавторов. Ученый подчеркивает, что рынок ХХІ века стал мощной тоталитарной системой, всесторонне подавляющей человека[9]. Рубеж веков, пишет А.В. Бузгалин, ознаменовался тем, что транснациональные корпорации превратились в силу, сравнимую с силой государства, и стали освобождаться от контроля последнего в экономической сфере. На смену демократии приходят политическое манипулирование и локальные войны. “Антиглобалисты” (“альтерглобалисты”) борются за охрану окружающей среды, за права иммигрантов, сохранение рабочих мест, обуздание финансовых спекуляций, прекращение войн, развитие местного самоуправления. Они отстаивают идеи укрепления солидарности национальных сил, борющихся против массового наступления на социальные права граждан, демократизацию принятия решений на всех уровнях, приоритетность демократически сформированных органов управления над корпоративными на всех уровнях – от местного самоуправления до ООН. “Антиглобалисты” выступают за демократический контроль над финансовыми и другими рынками, над деятельностью транснациональных корпораций (ТНК), за отмену долгов “третьего мира”, за безвозмездную помощь развитию культуры развивающихся стран, за введение единых (или хотя бы согласованных) норм организации и оплаты труда с целью постепенного выравнивания уровней доходов трудящихся в разных странах и регионах. Они высказываются за запрет дискриминации работников по национальному и другим признакам, за введение единых экологических норм, создание системы стабильного перераспределения части мировых богатств (например, доходов ТНК) в пользу беднейших слоев населения Земли, за признание и законодательное закрепление права коренных народов на самоопределение, свой язык, систему образования, культуру в целом, а в перспективе – развитие принципов общедоступности, свободного распространения знаний и информации. Собственно говоря, все выше перечисленное уже намечает пути конструктивного разрешения глобальных проблем.

 






Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 2140; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2021 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.