Инкрустация сегодня и вчера
"Инкрустация" происходит от латинского слова incrustatio - покрытие слоем чего-либо. Оно употребляется в двух значениях. Во-первых, это техника декорирования изделий путем врезания в поверхность кусочков разнообразных материалов (металла, кости, перламутра и т. д.), отличающихся от декорируемой поверхности цветом или фактурой. Во-вторых, это самостоятельная область декоративно-прикладного искусства, включающая произведения, созданные в технике инкрустации. При этом врезные элементы и поверхность предмета должны составлять единую плоскость.
Среди материалов, пригодных для инкрустирования поверхностей, встречаются драгоценные и цветные металлы.
Инкрустация по дереву насчитывает в своей истории много веков. Еще в Древнем Египте существовали специальные мастерские. На одной из фресок гробницы фараона Рехмира изображены четыре мастера, инкрустирующие ларец фигурками бога Осириса. В 20-е годы нашего века английский археолог Хоуард Картер обнаружил гробницу Тутанхамона со множеством предметов, часть из которых богато инкрустирована.
Мастера Древнего Египта выполняли инкрустации из коры деревьев, кожи, радужных крыльев жуков, из древесины кедра и черного дерева, слоновой кости, фаянса, драгоценных камней, золотой фольги.
Благодаря раскопкам удалось обнаружить, что техника инкрустирования мебели бронзой, золотом, слоновой костью и цветным стеклом была широко распространена в Ассирии и Вавилоне. О расцвете этого искусства рассказывают поэты древности: Павсаний, Гомер, Аристофан, Еврипид и др. Легендарный Гомер в "Одиссее" подробно описывает процесс изготовления деревянного ложа из маслины, богато инкрустированного золотом, серебром и слоновой костью.
На рисунке 47 - пример древнегреческой инкрустации - саркофаг (IV в. до н. э.).
В средние века появилась особая разновидность инкрустации -чертозианская мозаика (от названия итальянского монастыря Чертоза Павийская, где расцвело это искусство). Она покрывала предметы мелким нарядным узором (рис. 48, 50). Склеивали несколько длинных тонких брусьев разного сечения и цвета так, чтобы в торце полученного бруска образовался геометрический узор. Затем этот брусок распиливали поперек на тонкие пластинки (рис. 49), которыми оклеивали украшаемые плоскости. В чертозианской мозаике дерево соседствовало с перламутром, металлом и слоновой костью. В Государственном Эрмитаже находится несколько предметов, инкрустированных чертозианской мозаикой. Большинство из них венецианского происхождения.
Высокого совершенства достигло искусство инкрустации в эпоху Возрождения.
Об исключительной выразительности инкрустаций XVII-XVIII вв. можно судить по изделиям французского королевского мебельщика Анри Шарля Буля (1642-1732 гг.). Мебель Буля покрывалась сплошным декоративным узором, в котором сочетались золоченая бронза, медь, латунь, цинк, свинец, олово, серебро с темными пластинками черепахового панциря. Чтобы обогатить плоскость, Буль оставлял под полупрозрачными черепаховыми пластинками красный фон, металлические элементы покрывал тончайшей гравировкой. Инкрустации Буля, созданные по его же рисункам, отличаются неистощимой фантазией растительных композиций (рис. 51). Этот вид инкрустации впоследствии применяли другие мастера для декора деревянных изделий. Такими наборами, например, украшены двери зала Леонардо да Винчи в Государственном Эрмитаже в Ленинграде.
Из русских мастеров инкрустации известны оружейники Московского Кремля Евтихий Кузовлев, Филипп Тимофеев, Филипп Бандырев, Григорий и Леонтий Вяткины, создававшие свои произведения в XVII в. Художники орнаментировали ложа "винтованных пищалей" перламутром, слоновой и моржовой костью, золотыми гвоздиками. Среди изображений, врезанных в приклады, встречаются человеческие лица, всадники, звери, птицы,
Имея многовековую историю, искусство инкрустации успешно развивается и сегодня во многих республиках нашей страны.
Мастера Прибалтики предпочитают инкрустации деревянных изделий полированным и необработанным янтарем.
Гуцульские умельцы сочетают резьбу по дереву с инкрустацией цветной (травленой и натуральной) древесиной, листовой медью, латунью, мельхиором, жестью, тонкой проволокой, перламутром, бисером, костью.
На выставках встречаются сувенирные гуцульские топорики, разнообразных форм шкатулки и баклаги для вина, блюда и тарелки, резные линейки и указки, рамки для фотографий и женские украшения. Своим изяществом привлекают точеные шахматы, созданные Н. Кищуком в 1970 г. (цв. ил. 16).
В конце 1960-х годов в унцукульских изделиях, ранее полностью покрывавшихся лаком, стали использовать новые приемы отделки - переплетение матового дерева с блеском сверкающей насечки. Таким образом в изделиях не теряется главная красота унцукульской инкрустации - движение серебристых полосок металла на поверхности предмета.
В наши дни ряды работников фабрики пополняются выпускниками местной школы. На уроках труда и в кружках учащиеся познают секреты уникального искусства. Руководит занятиями опытный мастер X. Н. Нурмагомедов.
Искусство инкрустации изучают и будущие учителя. На рисунке 54 - изделия выпускника Карачаево-Черкесского государственного педа
Материалы
1. Плоские круглые бляшки диаметром 8-12 мм. Их можно вырубить из листового металла (толщиной 0,4-0,8 мм) стальными пуансоном и матрицей.
2. Четырехгранная проволока для контурных дорожек. В сечении она представляет собой прямоугольник со сторонами 0,5X1,5-2 мм. Если нет фабричного материала, такие полоски получают, срезая слесарными ножницами кромки листового металла.
3. Проволока круглая в сечении. Используют ее для торцового вколачивания. Диаметр ее 1-3 мм.
4. Гибкая полоса для насечки представляет собой тонкую металлическую ленту шириной 5-7 мм, толщиной 0,2-0,5 мм.
Названные параметры материалов пригодны для украшения предметов малой и средней величины. Для более крупных изделий вставки, естественно, должны быть крупнее, в зависимости от величины предмета и элементов декора.
5. В качестве материала для основы декоративного изделия можно брать любую бестекстурную (лишенную ярко выраженного строения) древесину. Ее поверхность должна быть плотной, равномерно твердой, без видимого рисунка. К таким породам относятся кизил, боярышник, абрикосовое дерево, груша, яблоня, грецкий орех. Это традиционные породы, которыми издавна пользуются мастера.
В учебной работе можно применять и более мягкие породы: березу, черную и красную ольху, осину, липу. Материал должен быть без трещин, сучков и других древесных пороков, влажностью не более 20%. При большей влажности дерева металл будет со временем вытеснен и изделие, как говорят, "ощетинится".
Большинство перечисленных древесных пород светлого тона, и сверкание металлических бляшек на этом фоне теряется. Чтобы заставить металл активно сиять, потребуется темная протрава для окрашивания древесной основы (морилка, бейц).
Для шлифовки поверхности потребуется наждачная бумага.
Прозрачной отделки готовых изделий добиваются с помощью лаков и политур. Для покрытия изделий с инкрустацией и насечкой годятся любые относительно светлые лаки: нитро, спиртовые, смоляные. Для получения полированной поверхности требуется шеллачная политура.
Лаки, политуры и растворители нужно хранить в стеклянной посуде в затемненном месте. На каждом сосуде рекомендуется сделать наклейку с надписью. Бутыли должны быть плотно закрыты, иначе растворители из лака испарятся и он станет непригодным.
Инструменты
Предметы под инкрустацию могут быть изготовлены токарным, столярным, долбленым и комбинированным способами. В зависимости от этого нужны соответствующие инструменты и оборудование. Следует помнить, что инкрустация выглядит сочнее на выпуклых и сферических поверхностях. Поэтому плоскости нужно будет слегка заовалить от центра к краям напильником или рубанком.
Из специальных приспособлений (рис. 55) нужно выделить нож-резец для подготовки канавок под проволочную дорожку. Удобен нож-косячок, заточенный, как сапожный нож, издавна применяемый резчиками по дереву. Ножом-косячком делают продольные прорези. Для удобства к нему лучше сделать деревянную ручку.
Рис. 55. Резцы для инкрустации
Канавки по окружности выполняют циркулем-резцом. В Унцукуле для этой цели мастера изготовляют несколько циркулей со стационарным шагом. У старых канцелярских ножниц срезают концы на наждачном круге, оставляя до 2,5-3 см. Одна ножка затачивается как опорная игла, а другая приобретает форму острого лезвия. Соединительный болтик ножниц наглухо заклепывают, чтобы при выполнении углублений канавки шаг циркуля оставался постоянным. Для удобства работы верхние опорные колечки ножниц срезают, а на их месте укрепляют шаровидную деревянную ручку (рис. 56). Сколько радиусов дуг и окружностей в узоре, столько унцукуль-ский мастер изготовляет циркулей-резцов. На наш взгляд, все же целесообразнее изготовить один циркуль с раздвижными ножками. Для этого годится обычный слесарный разметочный циркуль. Его ножки нужно укоротить и заточить. При необходимости таким инструментом можно сделать прорезь любого радиуса. При вращении игла циркуля резца вдавливается в дерево и разрушает его. Поэтому начало прорези часто не совпадает с ее окончанием. Чтобы этого избежать, под ножку циркуля следует подложить шайбу с отверстием для иглы.
Рис. 56. Разновидности циркуля-резца
Листы металла и отрезанные от их кромок узкие полоски для инкрустации выпрямляются деревянным молотком из прочной, твердой породы: дуба, бука, граба.
Углубление под бляшку выполняют, сверим типа "перка". В продаже они бывают двух размеров - 20 и 25 мм. Если потребуется меньший или больший диаметр, можно выточить самостоятельно. Перку вставляют в дрель или коловорот, которым производят вращение.
Прорези под насечку делают торцовым ножом-резцом. Он представляет собой стальную полоску, вставленную в небольшую шаровидную ручку. Режущая часть остро отточена на конус (см. рис. 55).
Отверстия под вставки-гвоздики накалывают обычным шилом.
Элементы инкрустации вколачивают в древесину легким металлическим молоточком на длинной ручке. Хороши для этой цели молоточки дантистов. Их можно приобрести в магазине "Медтехника".
Обрезание проволоки и полосок металла производят небольшими слесарными ножницами. Обычные слесарные ножницы используют для нарезания тонких металлических лент - материала будущей инкрустации. Выполнение частой насечки требует быстроты и сноровки, и здесь необходимы специальные легкие ножницы с пружинящими ручками. Их можно изготовить в учебных мастерских или заказать на подшефном предприятии. Ножницы для инкрустации можно сделать из обычных малых слесарных. Для этого на наждачном круге нужно снять с внешней стороны (до 2- 2,5 мм) толщину губ, изогнуть немного вверх концы ручек (зажать ножницы в тиски и с помощью отрезка трубы отогнуть, так как ручки не закалены). Пружиной может стать тонкая (2-3 мм) стальная проволока, изогнутая подковой, вставленная отогнутыми краями в предварительно просверленные в ручках отверстия и слегка расклепанная на выходе. Проволока-пружина может быть закреплена между ручками или сверху (рис.57).
Рис. 57. Слесарные ножницы для инкрустации
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 451;