Семь холмов — семь царей
Римские холмы.Город Рим стоял на семи холмах, которые возвышались на южном берегу Тибра примерно в 20 км от моря. Самые знаменитые из римских холмов — Палатин, Авентин и Капитолий.
На Палатине росло священное дерево смоковница, под которым волчица вскормила близнецов. Здесь гадал Ромул, здесь построил он первые укрепления своего города, здесь жили первые римляне. Можно сказать, что Рим начался с Палатина. Этот холм стал со временем самым почетным местом города, на нем селились богатые и знатные люди.
Авентин, с которого наблюдал за небесными приметами Рем, был заселен позже Палатина, и обосновались на нем в основном люди простые. В течение многих столетий Авентин оставался плебейским холмом. У его подножия стояли храмы крестьянских богов — покровителей земледелия.
Капитолий, самый высокий из римских холмов, с древних времен был городской крепостью. Он имел две вершины: на одной возвышался замок-“кремль”, на другой при последних царях был построен главный храм города, посвященный богу Юпитеру (Зевсу).
Остальные римские холмы назывались: Квиринал, Виминал, Эсквилин и Целий.
Царей римских было столько же, сколько холмов, — семь. Первый царь Ромул основал город, остальные шесть царей возвеличили и благоустроили Рим.
Нума Помпилий.После гибели Ромула римляне долго не могли найти ему достойную замену. Наконец они отдали предпочтение самому добродетельному человеку в Италии. Это был сорокалетний Нума Помпилий, скромно живший в городке Куры на сабинской земле: о нем шла громкая слава как о муже выдающейся учености, доброты и справедливости.
Говорили, что воинственный Ромул сделал римский народ “железным “, а Нума — добродетельным. “Вступив на царство, — пишет древний историк, — Нума тотчас принялся размягчать “железный” римский народ, чтобы из жестокого и воинственного сделать его кротким и справедливым”. Для этого он научил римлян благочестию — глубокому уважению к богам. Нума ввел в Риме новые культы (почитание новых богов), назначил жрецов, учредил жреческие коллегии — “товарищества” жрецов. Среди введенных им богов почетное место заняли богиня Верности и бог Границы, охраняющий священный знак собственности.
В течение 43-летнего правления Нумы римляне не вели никаких войн. Устраивая жертвоприношения, шествия и праздники в честь богов, царь приучал свой народ к добродетелям и радостям мирной жизни. Покровительствуя доброму труду и отдыху, он организовал коллегии ремесленников, установил праздничные и рабочие дни. В связи с этим Нума ввел в Риме новый 12-месячный календарь. По учености и характеру он напоминал Пифагора, и впоследствии римляне даже считали, что их царь был учеником Пифагора, хотя на самом деле Нума жил гораздо раньше греческого философа.
Тулл Гостилий.После Нумы правили два воинственных царя — Тулл Гостилий и Анк Марций. Царь Тулл успешно воевал с соседями и наконец пошел войной на Альбу-Лонгу — главный город Лация. Альба была разрушена, а ее жителей Тулл Гостилий переселил в Рим. С завоеванием Альбы связана легенда о Горациях и Куриациях.
Когда римское и альбанское войска сошлись для решающей битвы, вожди договорились, что спор о первенстве двух народов решит поединок между храбрейшими воинами. Со стороны Рима выступили трое братьев Горациев, со стороны Альбы — трое братьев Куриациев. Во время боя, за которым с замиранием сердца наблюдали оба войска, все Куриации были ранены, а двое Горациев — убиты. Единственному Горацию, оставшемуся целым и невредимым, противостояли три противника, и тогда он применил хитрость, ставшую знаменитой: обратившись в бегство, он добился, что его преследователи отстали на бегу друг от друга, а затем, внезапно остановившись, расправился с каждым из раненых врагов поодиночке. Римляне торжествовали победу. Когда ликующее войско во главе с героем возвращалось домой, у ворот Рима стояла сестра Горациев, просватанная за одного из Куриациев. Узнав плащ убитого жениха, она, забыв о погибших братьях, стала громко оплакивать врага своего народа. Не сдержавшись, Гораций в гневе убил родную сестру.
По римскому закону за убийство полагалась смертная казнь. Судьею был царь Тулл Гостилий. Он вынес смертный приговор, но тут же разрешил осужденному просить о помилований народ. Гораций произнес: “Обращаюсь к народу”, и народное собрание оправдало доблестного юношу. И был принят обычай, по которому граждане, приговоренные к смерти, имели право требовать народного суда.
Анк Марций.После завоевания Альбы-Лонги Рим хотел занять ее место во главе латинских городов, но латины не желали мириться с возвышением молодого города. Поэтому царь Анк Марций неоднократно сражался с ними и завоевал некоторые латинские города. Земли их он присоединил к римским владениям, а покоренных латинян перевел в Рим, расселив их на Авентине. Так при воинственных царях расширились границы и города Рима, и Римского государства.
Тарквиний Древний.Последних трех римских царей называют этрусками. История их началась с того, что один богатый человек из этрусского города Тарквинии переселился в Рим, стал советником Анка Марция, завоевал любовь римского народа и в обход сыновей Анка был избран царем. Он получил имя Тарквиния Древнего. Этот царь принес в Лаций высокую городскую культуру Этрурии. При нем в Рим перебрались многие этрусские ремесленники, закипели строительные работы, Рим начал превращаться из “большой деревни” в настоящий город. Строились каналы для осушения болотистых низин между холмами, замащивалась будущая главная площадь города — Форум, в долине между Авентином и Палатином был построен Большой цирк, а на Капитолии заложен каменный храм в честь Юпитера.
Сервий Туллий.После Тарквиния Древнего правил его воспитанник Сервий Туллий, сын рабыни. Рассказывают, что однажды домочадцы Тарквиния увидели чудесный знак — огненное сияние вокруг головы спящего мальчика, сына служанки. Угадав по этой примете великое будущее ребенка, царь и царица воспитали маленького Сервия как сына, а потом выдали за него свою дочь.
Когда Сервий стал царем, он преобразовал уже не город Рим, а само Римское государство. Подобно, Солону, он провел оценку имущества граждан и разделил народ на пять имущественных разрядов. Опорой государства он сделал 1-й класс богачей, имевших более 100 тыс. тяжелых медных ассов (так назывались древнейшие римские деньги). Эти люди составили основную силу римского войска: они служили как всадники и тяжеловооруженные пехотинцы, выставляя на войну 18 центурий (сотен) конников и 80 центурий гоплитов (пехотинцев); в то же время классы победнее выставляли в среднем по 20 центурий воинов в более легком вооружении. Зажиточные квириты господствовали и в новом народном собрании, которое напоминало голосующее войско: поднимался красный военный флаг, и сервиевы центурии собирались за городом на Марсовом поле, чтобы выразить свою волю в качестве римского народа. При этом 98 голосов 1-го класса перевешивали все вместе взятые голоса остальных “сотен”. Таким образом, после реформ (преобразований) Сервия Туллия и сражались, и выражали свою волю в основном состоятельные граждане 1-го класса, а так как плебеев среди них было больше, чем патрициев, то новый порядок дал плебеям большую силу в государстве.
Сервий Туллий прославился также тем, что обнес Рим первой каменной стеной. В памяти потомков он остался как добрый царь, покровитель плебеев.
Тарквиний Гордый.Последний, седьмой царь, сын Тарквиния Древнего, носил имя Тарквиний Гордый — и недаром. Власть он захватил путем злодеяния: свергнув и убив престарелого Сервия. Потом он перебил многих сенаторов, сторонников законного царя, и начал царствовать под защитой телохранителей — не избранный народом и не утвержденный сенатом. Плебеев он изнурял строительными работами, а видных патрициев уничтожал из ненависти к их влиянию. Чаша терпения римского народа переполнилась, когда сын царя надругался над знатной патрицианкой Лукрецией, отвергшей его любовь. Благородная женщина покончила с собой, а возмущенные римляне восстали и выгнали всю семью Тарквиниев из города. По расчетам римских историков это событие произошло в 510 г. до н.э. — в то же самое время, когда пала тирания в Афинах.
Установление Республики.После изгнания последнего царя в Риме установился строй под названием республика, что означает “общее дело”: верховным хозяином государства считался теперь весь римский народ, т.е. народное собрание. Постоянное руководство общественными делами перешло к сенату, а вместо царя были избраны два верховных правителя, названные консулами, т.е. “советчиками” или “товарищами”. Консулы получали царский империй, но всего на один год. Командовали они или вместе, или по очереди и были во всемравны: один консул не мог что-нибудь приказать другому, но имел право отменить приказ товарища, если считал его вредным для государства.
Брут.Восстание против Тарквиниев возглавил царский племянник Луций Юний, прозванный Брутом, т.е. “тупицей”. С юных лет притворялся он дурачком, чтобы ревнивый царь не заподозрил в нем соперника своим сыновьям. Когда же пробил решительный час, Брут отбросил притворство, созвал народ и произнес перед ним обвинительную речь против Тарквиния. По его призыву римляне выгнали царя из города и поклялись никогда впредь не терпеть над собой царской власти. В первый же год республики Брут был избран консулом римского народа. Горячая любовь его к свободе проявилась в поступке, который стал для всех грозным примером.
В год консульства Брута некоторые знатные молодые люди составили заговор в поддержку Тарквиниев. Среди заговорщиков оказались двое сыновей Брута. Благодаря доносу раба преступный замысел был раскрыт и виновников привели на суд. Второй консул и многие видные римляне колебались, не зная, как поступить с арестованными юношами, среди которых находились их родственники. Тогда Брут твердым голосом приказал ликторам приступить к делу и с окаменевшим лицом, не проронив ни единой слезы, смотрел, как секут и обезглавливают его сыновей. Эта твердость внушила римлянам ужас, но одновременно научила их превыше всего ставить интересы государства.
На помощь изгнанному Тарквинию пришли этруски. Они пытались силой вернуть своего соотечественника на царство. Войска их несколько раз подступали к Риму, но, не добившись успеха, возвращались восвояси. В одном из сражений погиб Луций Юний Брут. Римляне почтили память своего первого консула, водрузив его бронзовую статую на Капитолии.
Бюст Брута
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 4682;