Церковь и ее место в государственной системе.


Из всех институтов Российской монархии церковь пользовалась наибольшей поддержкой народа, являлось основным культурным звеном, которое объединяло более 80 миллионов славян. Монархия придавала православной церкви большое значение, у нее был статус господствующей, она имела привилегию перед другими конфессиями. Связь между государством и церковью базировалась на убеждении, что православие – национальная вера России и только православные – настоящие русские. Все другие в глазах властей были инородцами. Запрещено было произвольно покидать лоно церкви, родившиеся от православных дети автоматически становились православными. Браки с представителями других религий разрешались при предварительном принятии одним из супругов православия. За смену религии могло последовать наказание – срок в монастыре, потеря гражданских прав владения и наследования. Со времен Петра Первого церковь зависела от государства в административном, а со времен Екатерины Второй – в финансовом отношении. Святейший Синод возглавляло гражданское лицо на правах министра вероисповеданий. Административная структура церкви совпадала с гражданской, границы епархий совпадали с границами губерний. Церковный сан воспринимался как бюрократический чин, а не как атрибут должности. Священники обязаны были докладывать полиции крамольное, услышанное от прихожан. Духовенство находилось на государственном довольствии (в 1890 году расходы церкви – 23 млн.руб.). Это 1/5 часть всех доходов церкви. В армии и образовании священники избегали ведения идеологической пропаганды, так как это могло вызвать контраргументы. Поэтому главным средством пропаганды было религиозное воспитание через систему церковных школ, в которых обучалось около 1/3 всех учащихся, получавших начальное образование. В них учителями-священниками читался курс религиозного обучения, прививались нравственные правила: лояльность и уважение к царю (царь – наместник Бога на Земле), повиновение (любое неповиновение – грех). Таким образом, судьба церкви была тесно связана с судьбой монархии. Всего в России на 1908 год было около 50 тысяч православных церквей, 215 тысяч служителей культа, 923 монастыря, 20 тысяч монахов и монахинь. Около 20 млн. человек исповедовали ислам.

В начале ХХ века православная церковь оказалась в состоянии кризиса и раскола. Причина – ее двоякая роль в обществе: с одной стороны, она источник духовности (строительство храмов, подвижническая деятельность Иоанна Кронштадтского), а с другой, как часть государства, копирует его бюрократизм. Результат: образовались два течения в церкви – консервативное (за сохранение церкви как части государственного аппарата) и радикальное (за отделение церкви от государства, слияние идей христианства и социализма). В таком состоянии церковь вступила в эпоху политических потрясений в России.

 



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 414;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.