ВОПР СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
1) Специфика Ср.Ф.
А) Понятие “средневековье”, впервые употребляется гуманистами эпохи Возрождения. Это самый продолжительный период истории. Западной Европы - со времени падения Римской империи в 5 веке и до начала эпохи Возрождения (XIV—XV вв.).
Б) Два источника формирования Ср.Ф. Первый из них — древнегреческая философия (в платоновской и аристотелевской традициях). Второй источник — Священное Писание. Библия – книга трех религий: иудаизма, христианства, ислама. Языческая религиозность, многобожие, политеизм (характерные для древнегреческой ф-фии) сменяется религией единобожия, монотензма (иудаизм, христианство, ислам).
В) Ср.Ф. теоцентрична. Она опирается на два принципа а) идею творения, лежащую в основе онтологии б) идею Откровения, лежащую в основе гносеологии.
Г) Христианская церковь перестала быть угнетаемой. Она вступила в союз со светской властью и повела борьбу за расширение своего – политического, финансового и идеологического - влияния. Влияние церкви распространилось на все сферы общества. Она значительно влияла и на философию. Философия средних веков оказалась в жесткой зависимости от религии.
2) Основные принципы - теоцентризм, креационизм, провиденциализм.
А) Теоцентризм— (греч. theos — Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало.
Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология — учение, “наука” о Боге; ниже ее — находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже — естественные науки.
Б) Креационизм — (лат. creatio — созидание, сотворение)” принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
В) Провиденциализм — (лат. providentia— провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение — в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).
3) Патристика|В I—IV веках в борьбе с еретическими учениями христианство нуждалось в философском обосновании своих идей. Таким образом появилась патристика — совокупность богословско-философских взглядов “отцов церкви” (лат. pater— отец). Цель П. - обоснование христианства в опоре на античную философию (Платон, Аристотель, неоплатонизм) Выделяется три этапа: 1) апологетика (II—III вв.), (греч. apologetikos — защита), занимавшаяся оформлением и защитой христианского учения.
2) классическая патристика (IV—V вв.), систематизировавшая христианское учение. 3) заключительный период (VI—VIII вв.).
4) Апологетика.Представителями апологетики являются Квинт Септимий Тертуллиан из Карфагена, Тит Флавий Климент и Ориген - выходцы из Александрии, в то время крупнейшего центра христианской мысли. Основная задача, стоявшая перед А. - не столько в том, чтобы защищать христианство от его врагов, сколько в обращении язычников в христианство.
5) Юрист и христианский богослов Тертуллиан (ок. 160—230) получил на этом поприще особенно широкую известность. Он полагал, что чем более божественные истины, вера противоречат человеческому разуму и здравому смыслу, тем более они истинны. “Верую, ибо абсурдно”, — говорит он.
“Сын Божий распят; нам не стыдно, ибо полагалось бы стыдиться. И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем несообразно. И после погребения Он воскрес; это несомненно, ибо невозможно”. Знание несовместимо с христианством. Человеческий разум - источник ереси. Только вера, божественное откровение приводят к истине.
В рамках классической патристики, виднейшим ее представителем из которых на греческом Востоке был Григорий Нисский, а на Западе Аврелий Августин, прозванный Блаженным.
6) АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (354—430 г.) оказал наибольшее влияние на формирование западноевропейской философии и богословия. Среди его работ - “Исповедь” и главный труд его жизни «О граде божием». Он получил образование в Карфагене (Северная Африка), где пробудился его интерес к философии. Первоначально Августин находился под влиянием манихейства, учения, утверждавшего в основе мира борьбу равноправных света и тьмы (См. ниже).
7) Манихейство - учения, основанное в III веке религиозным мыслителем Мани. Согласно этому учению существует два вечных начала мира — свет и тьма. Свет олицетворяет благое, духовное начало, тьма — дьявольское, деструктивное, материальное. Противопоставляя свои взгляды христианству, Мани утверждал, что зло и тьма вечны и неискоренимы. Человек должен следовать строжайшему аскетизму, дабы преодолеть зло. Ибо человек - порождение материи, тьмы, в которые заключена душа, “искра божественного света” - в оковы плоти. В Ш—XI манихейство распространилось от Северной Африки до Рима и Китая. Оно жестоко преследовалось официальным христианством в союзе со светской властью, так как объясняло мир с позиции дуализма (лат. dualis— двойственный), согласно которому мир есть постоянная борьба двух вечных начал — добра и зла, света и тьмы. Такая концепция противоречила Библии, учению церкви о едином всеблагом и всемогущем Боге.
Лишь гораздо позднее, пребывая в Риме и Медиолане (Милане), в возрасте 33 лет Августин принял христианство. Августин оставался до самой своей смерти епископом Гиппона, неподалеку от Карфагена. “Августин был одержим чувством греха, которое сделало его жизнь суровой, а философию бесчеловечной, — отмечает Бертран Рассел. — Св. Августин непоколебимо боролся с ересями, но некоторые из его собственных взглядов, когда они были повторены Янсеном в XVII столетии, были объявлены, еретическими. Однако до того как протестанты подхватили его воззрения, их ортодоксальность никогда не оспаривалась католической церковью”1.
В своей знаменитой “Исповеди” Августин описывает тернистый путь своего прихода в христианство.
Большую известность получил и другой его трактат “О граде Божьем”. Он начал эту работу под впечатлением разгрома Рима вандалами в 413 г. Многие его современники видели в нем месть римлянам за их отступничество oт римских богов и переход в христианство. Высшей целью человеческой жизни, по его мнению, должна стать любовь к Богу и осознание полной зависимости человека от Всевышнего.
1.Учение о двух градах. А) Человеческая душа осуществляется в двух царствах: “Граде земном” и “Граде Божьем (небесном)”. («Существовало всегда не более как два рода человеческого общения, которое мы, следуя Писаниям своим, справедливо можем называть двумя градами. Один из них составляется из людей, желающих жить в мире своего рода по плоти; другой — из желающих жить также по духу»). Два града созданы двумя видами любви: земной — любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной — к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый полагает славу свою в самом себе, последний — в Боге. Град земной есть мир сатаны – агрессии, зла, в нем преобладает «похоть господствования», это мир господства и подчинения. "Град Божий - это мир Бога, добра, где “по любви служат друг другу» - и руководители, и подчиненные,
Б) История человечества - это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий – и в обществе, и в душе человека.
В) Он полагает церковь представителем Божьего Града на земле. Поэтому, светская власть, монархи должны быть ее слугами. Утверждаются принципы теократии. (Но церковь, зачастую, представляет град Земной – с его «похотью господствования», эксплуатацией, стяжательством, служению «кесарю»)
2. Концепция времени а) Мир, вещи находятся в постоянном движении. Одни события сменяют другие, возникают и вновь исчезают. Что же было до сотворения этого мира? Ничего, кроме Бога. Мир не был сотворен раньше потому, что никакого “раньше” не было.
Б) Время было сотворено вместе с сотворением мира. Время также тварно, сотворено Богом, как и мир.
В) Бог вечен: он существует вне времени. В Боге нет “раньше” и “позже”, а только вечное настоящее. В вечности пребывают сразу все времена.
Время есть мера изменения созданных Богом преходящих вещей.
Г) Время феноменологично, психологично, оно выражает лишь настоящее. Прошлое и будущее есть человеческие установки, они отсутствуют в настоящем. Есть три времени — настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Отсюда прошлое, настоящее прошедшего — есть воспоминание, свойство человеческой памяти. Будущее, настоящее будущего — только надежда, ожидание изменений. Ни будущего, ни прошлого в настоящем нет.
Д) Но и настоящее не имеет длительности. Оно превращается в точку. «Есть только миг. Именно он называется «жизнь»»
3) Теории познания Основу его гносеологии составляет иррационализм, согласно которому мир, сотворенный Богом, полон непостижимых для человеческого разума чудес. Но при этом существуют достоверные знания и абсолютная истина, которые даются человеку через Откровения. Это утверждение направлено против скептицизма - утверждения относительности любой истины, и того, что наши знания имеют лишь вероятностный, недостоверный характер.
Б) Веру он ставит выше разума. Божественное Откровение - главный источник человеческих знаний. Вера – основа познания. “Верить, чтобы понимать” – его формула.
2- СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
1) Теодицея – проблема зла. Суд над Богом. Почему существует зло, если существует Бог (как Всемогущество и абсол. Справедливость)? Бог выступает как соучастник мирового зла. Актуально для России.
Зло – 1. недостаток добра (как темнота – недостаток света).
2. не сущность, не субстанция мира – в отличие от добра (добро - субстанция).
3. Мир – степени градации добра. Зло – в силу удаленности благу.
4. Зло не м. уничтожить благо, добро. Добро м. победить зло.
5. Зло – в природе человека – в рез-те его грехопадения.
Человек в свободе выбора между добром и злом – выбирает зло.
И Бог не виноват в этом выборе и в том, что зло входит в этот мир. Это классическое решение проблемы теодицеи.
2) Идея «Непрерывного творения». А) Сущ-ние мира определяется постоянным влиянием, «попечением» Бога.
И человек, 1. проецируя атрибуты Бога – принятие, любовь, нравственность – и 2. в творчестве – соучаствует в божественном сотворении мира.
Б) Мир иррационален, необъясним, как и Бог. Мир полон чудес – которые не воспринимаются чел-ком. Чудо – это явление, нарушающее, выпадающее за границы причинно-следственныхотношений, необъяснимое, непредсказуемое.
3) 2 чуда. 1 – чудо видимое, предметное (плач икон, превращение воды в вино). Оно знаменует всемогуществов действительном миреБога-Отца (Он все может).
2 – чудо невидимое, духовное (нравственность в аморальном мире, святость, добро). Проецирует и доказывает бытие в мире Бога-Сына, Христа.
Предметные чудеса евангельского Христа – символ чуда духовного, невидимого. Превращение Христом воды в вино – символ трансформацииличности в вере. Вода – символ души неверующего, несамоактуализированной личности. Вино - символ состояния души верующего, личности самоактуализированной.
Хождение по водам – символ безусловности веры (она – бездоказательна, неавторитарна).
4) Квинт Семптимий ФлоренсТертуллиан (ок. 160—230) Ему приписывается формула “Верую, ибо абсурдно” (Credo, quia absurdum). Утверждал несовместимостьФ-фии,христианства. разума– и веры
Он следует формуле апостола Павла: Откровение упраздняет мудрость мира сего; лишь человеческое безумие – путь к божественной мудрости.
Тертуллиан– между Афинами (символ языческой мудрости) и Иерусалимом (мудрость Откровения) – нет ничего общего. После Христа любознательность – излишня, после Евангелия – исследование (они дают ответы на все нужные ч-ку вопросы).
“Сын Божий распят; нам не стыдно, ибо полагалось бы стыдиться. И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем несообразно. И после погребения Он воскрес; это несомненно, ибо невозможно”.
Если читать с обратной стороны, получится - любой абсурд, маразм достоин веры. Что не верно. Абсурдны предельные ценности с т. зрения чел-го разума. (Например: вера в жизнь после смерти тела – предмет предельной заинтересованности, веры – с.т. зрения биологии, физич. з-нов, разума – абсурдна).
Сила веры пропорциональна абсурду с т. зрения разума.
5) Августин – Вера и Понимание. Концепция авторитарной веры (См.: Типы веры), веры как доверия. Верит, чтобы понимать.
6) Проблема Универсалий. Реализм и номинализм. (См. любой уч-к)
7) Теория Двойственной истины(Сигер Брабантский, Дунс Скот, Уильям Оккам). Религиозная истина м. противоречить ф-фской истине. И наоборот, истинное в ф-фии м. б. ложным в теологии.
А)Ф-фские истины постигаются посредством рационального познания мира.
Рел-ные истины – посредством Откровения.
Б) Ф-фия не д. подчиняться теологии (Фома Аквинский: «Ф-фия – служанка богословия»).
(Примеры. 1. Одна проблема – откуда произошел мир? Разные решения. Наука – несотворенность мира. Рел. – сотворенность мира. 2. Проблема – существование души после смерти тела. Разные решения. Наука – смертность инд. души. Религия – бессмертие).
В) У. Оккам: Ф-фия не м. познавать Бога, т.к. Бог иррационален, трансцендентен. Он познается только верой.
Право ф-фии и науки на выводы, противоречащие теологии и религии.
8) Концепция Гармонии веры и разума.
А)Научные,ф-фские истины – относительны, преходящи, разумны, человеческие.
Рел-ные истины – абсолютны, рез-тат Откровения, вечны, божественны.
Б) Cуществующее между ними противоречие – рез-тат несовершенства разума. По мере его развития противоречие между верой и разумом будет устраняться.
Разум и Откровение – творение Бога, «созданы» из одного начала. В бесконечности развития разума достигается гармония.
******
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 364;