Средневековая философия.
Схоласты подразделяли знание на два вида: сверхъестественное, естественное
В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления — номинализм и реализм.
Реализм — направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие — универсалии.
Номинализм — направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.
ПатристикаВ I—IV веках в борьбе с еретическими учениями христианство нуждалось в философском обосновании своих идей. Таким образом появилась патристика — совокупность богословско-философских взглядов “отцов церкви”. Цель П. - обоснование христианства в опоре на античную философию (Платон, Аристотель, неоплатонизм)
Апологетика.Основная задача, стоявшая перед А. - не столько в том, чтобы защищать христианство от его врагов, сколько в обращении язычников в христианство.
ее представителем Григорий Нисский, Аврелий Августин, прозванный Блаженным.
1.Учение о двух градах. А) Человеческая душа осуществляется в двух царствах: “Граде земном” и “Граде Божьем (небесном)”. Два града созданы двумя видами любви: земной — любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной — к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый полагает славу свою в самом себе, последний — в Боге. Град земной есть мир сатаны – агрессии, зла, в нем преобладает «похоть господствования», это мир господства и подчинения. "Град Божий - это мир Бога, добра, где “по любви служат друг другу» - и руководители, и подчиненные.
Б) История человечества - это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий – и в обществе, и в душе человека.
В) Он полагает церковь представителем Божьего Града на земле. Поэтому, светская власть, монархи должны быть ее слугами. Утверждаются принципы теократии.
2. Концепция времени а) Мир, вещи находятся в постоянном движении. Что было до сотворения этого мира? Ничего, кроме Бога. Мир не был сотворен раньше потому, что никакого “раньше” не было.
Б) Время было сотворено вместе с сотворением мира. Время также тварно, сотворено Богом, как и мир.
В) Бог вечен: он существует вне времени. В вечности пребывают сразу все времена. Время есть мера изменения созданных Богом преходящих вещей.
Г) Время феноменологично, психологично, оно выражает лишь настоящее. Прошлое и будущее есть человеческие установки, они отсутствуют в настоящем. Есть три времени — настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. прошлое, настоящее прошедшего — есть воспоминание.Будущее, настоящее будущего —надежда. Ни будущего, ни прошлого в настоящем нет.
Д) Но и настоящее не имеет длительности,превращается в точку. «Есть только миг-назывется жизнь»
3) Теории познания Основу гносеологии составляет иррационализм, согласно которому мир полон непостижимых для человеческого разума чудес. Но при этом существуют достоверные знания и абсолютная истина, которые даются человеку через Откровения. Это утверждение направлено против скептицизма - утверждения относительности любой истины, и того, что наши знания имеют лишь вероятностный, недостоверный характер.
Б) Божественное Откровение - главный источник человеческих знаний. Вера – основа познания. “Верить, чтобы понимать” – его формула.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖЬЕГО Фома Аквинскому. 5 путей:
1. понятие движения. Все, что движется, имеет причиной движения нечто иное =>есть и перводвигатель-Бог.
2. понятие производящей причины, и первой производящей причиной является Бог.
3. понятие возможности и необходимости. Самое первое, составляющее причину необходимости всех иных необходимостей, есть Бог.
4. Бог понимается как вершина совершенства.
5. Бог - как последняя цель, гармонизирующая .-все целесообразные процессы.
Персонализм христианства. Христианство персоналистично. Оно признает в каждом человеке личность. Бог также, будучи существом наделенным волей, свободой выбора, ответственностью, страданием, является личностью.
Христианство о человеке
Христианство исходит из того, что человек есть образ и подобие Божие. Это подобие не по физическому облику, так как Бог бестелесен, и не в душе, а в духе. Он подобен по всем проявлениям духа и одновременно атрибутам Бога – в совести, нравственности, праведности, благе, святости, принятии другого, в любви. Человек подобен и в «социальном чувстве»: Бог аутокоммуникативен в Троице и полон стремлением к общению с собственными творениями, желает, чтобы и человек жил в общении.
Душа (т.е. дух) человека бессмертна. Тело – смертно. Люди равны между собой в духе и возможности достижения спасения. Человек внутренне раздвоен. Он принадлежит и «тварному» и «вечному».
Типы веры:
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 359;