ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ


Ученик Платона Аристотельвыступил с критикой своего

учителя. Ошибка Платона, с его точки зрения, состояла в том, что он

оторвал «мир идей» от реального мира. Сущность предмета в самом

предмете, а не вне него. Нет и мира «чистых идей», существуют

только единичные и конкретно определенные предметы. Сущность

предмета и причина его заключена в форме, которая неотделима от вещи.

 

1) Учение о ЧЕТЫРЕХ ПЕРВОНАЧАЛАХ.Дает ответ на вопрос: «Почему существующее существует?» Выделяется четыре первоначала.

1. Материальная причина. Материя не может быть сущностью. (Как и «форма», «материя» - латинское слово, не известное Аристотелю. Он употреблял здесь греческое слово «хюлэ», означавшего: лес, дрова, необработанный материал; тема, предмет исследования; осадок и, наконец, материя в самом общем смысле).

Материя двояка. Во-первых, она — бесформенное и неопределенное вещество. Во-вторых, материя это «то, из чего вещь возникает и состоит». Материя непозна­ваема. Она пассивна, безжизненна, неспособна сама по себе из себя ничего породить. (По неопределенности похожа на апейрон Анаксимандра.) Материя вечна. Она подобна бесформенной и темной глине. Дается ответ на вопрос: «Из чего

2. Формальная причина. Форма — не качество, не количество, не отношение, а то, что составляет «суть бытия» вещи, без чего ее нет.

Они не сотворены Богом: «форму никто не создает и не производит». Они существуют сами по себе и, будучи внесенными в ма­терию, творят вещи. К тому же в материю их в конечном счете вносит бог. Дается ответ на вопрос: «Что есть?». Каждая вещь слагается из активной формы и пассивной материи. Здесь Аристотель близок своему учителю Платону.

Материя и форма — два вечных начала. Не возникают и не уничтожаются. Все, что существует в природе, состоит из материи и формы. Вещь возникает в результате того, что в мате­рию вносится форма. Материя – возможность (дюнамис). Форма - действительность (энергейя). Глина соединяется с формой, и получается амфора. Они неотделимы. Действительность идет впереди возможности. Отдается приоритет форме перед материей.

Форма – ключевое понятие Аристотеля. Именно форма делает

предмет тем, чем он является. Бронзовый шар и бронзовая статуя едины

поматерии, но различны поформе. Материя– это возможность бытия,

а форма есть осуществление этой возможности, действительность.

Единичное бытие (предмет) есть соединение двух причин бытия:

формальной и материальной.

Их соотношение подобно единству тела (материя) и души. Душа подобна форме в отношении тела. Душа – высшая функция тела.

3. Целевая причина.Дается тем самым ответ на вопрос: «Ради чего?». Все процессы, особенно в живой природе, обладают целью. Развитие есть осуществление цели. Все процессы обладают целенаправленностью и потенциальной завершенностью. Яйцо имеет и осуществляет цель, но не осознает её. Так же и человек – в отношении смысла жизни, который носит трансцендентный характер, хотя и реализуется человеком. Аристотелевское учение телеологично. Телеология – учение о целях (телеос (греч.) – цель). Телеология теологична: Бог есть квинтэссенция всех возможных целей – природных, социальных, духовных. Душа, проецируя цели и ценности, движет телом.

«Осуществление» цели и реализация формы есть энтелехия. Душа как единство формы и цели являет собой энтелехию. Препятствия в осуществлении высших функций и целей – основа психопатологии («метапатологии» А.Маслоу). Неврозы – следствие потери смысла жизни (В.Франкл как основатель логотерапии)...

4. Движущая причина. Дается тем самым ответ на вопрос: «Откуда начало движения?». Движение понимается механистически, оно – результат внешнего воздействия одного тела на другое. Выстраивается «дурная бесконечность» цепи причинно-следственных отношений. Она обрывается понятием Бога, пребывающего вне времени и пространства, вносящего в мир перводвижение. Хотя сам он неподвижен, являет собой сферу – идеальную форму.

Всего их 4:

формальная, - сущность вещи;

материальная – субстрат вещи;

действующая – то, что приводит в движение и обуславливает

изменение;

целевая – во имя чего совершается действие.

 

2) БОГу Аристотеля лишен материального,

* Бытие по Аристотелю иерархично и выражается оно в

иерархичности форм. Поднимаясь по лестнице форм значение материи

ослабевает, а формы возрастает. Форма неживых предметов –

растительная форма - животная – форма (душа) человека – Бог (как

чистая форма освобожденная от материи вообще).

* Бог Аристотеля –

совершенный Ум, источник всякого движения– Перводвигатель, хотя

он сам неподвижен, вечен, не имеет истории, бесстрастен и не

принимает участия в делах людей. Бог– как абсолютное совершенство,

та целевая, конечная причина, которая влечет к себе весь мир.

Он есть: 1. форма форм (действительность, Бытие), 2. цель целей (смысл жизни), 3. первотолчек, перводвигатель, 4. сущность сущностей. Что соответствует христианской теологии. Он не изменяется, имеет идеальную – круглую, мандальную - форму.

УЧЕНИЕ О ДУШЕ

1. Определение души. В трактате «О душе» Аристотель оп­ределяет душу через понятия — сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехии. Душой обла­дает только естественное, а не искусственное тело (стул души не имеет). Душа есть форма естественного тела, обладающего в воз­можности жизнью. Жизнь есть реализация возможностей и целей. Душа есть энтелехия тела.

2. Виды души. Выделяется три вида души. Душа есть везде, где есть жизнь. Одушевленное отличается от неодушевленного наличием жизни. Виды души – одновременно ступени её развития. Утверждается генетический, эволюционный подход, принцип развития: высшее возникает на основе низшего.

а) Растительная душа.Объединяет человека и растение. Функции: пита­ние, рост, размножение, способность к закату (естественный цикл живого). Способность к питанию, усвоению внешнего вещества — критерий растительной ду­ши. Растения воспринимают воздействие среды вместе с материей. Это психофизиологический уровень, уровень бессознательного. Проявление её: обмен веществ; ранку на коже заметили через неделю – а она уже заросла. Она обладает способностью размножаться и осуществлять обмен веществ.

 

б) Животная душа.Функции: осязание, ощущения, чувства, восприятие, память, аффекты. Ощущение – уподобление внешнему объекту, усвоение формы ощущаемого без его материи. Обладает способностью восприни­мать формы с помощью ощущений. Способность к ощущению влечет за собой удовольствие и неудовольствие, приятное и неприятное, а тем самым желание приятного и стремление к нему (и избегание неприятного). Животные обладают не только жи­вотной, но и растительной душой.

в) Разумная душа.Совсем немного существ обладает волей, способностью рассуждения и размышления. Люди обладают как животной, так и растительной ду­шой. Бог обладает лишь разумной душой. Человек—и растение, и животное. Бог—только бог. Разум в максиме развития – проявление божественного, он не связан с телесным и внешним. В этом измерении он бессмертен, может быть отделен от тела, после смерти тела сливается со вселенским разумом.

Так обра­зуется лестница живых существ в психологическом аспекте.

3. Душа и тело. Душа неот­делима от тела. Она принадлежит телу, которое не безразлично душе. Душе не безразлично, в каком теле она пребывает. Аристотель отвергает орфико-пифагорейское (и платоновское) учение о переселениях душ. Все живые тела — орудия души и существуют ради души. Душа есть причина как цель и как сущность одушевленных тел. Но все это относится лишь к растительной и животной душам.

4. Состояния души связаны с телом. Душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например, при гневе, отваге, желании, ощущениях. Все состояния души связаны с телом: негодование, кротость, страх, сострадание, радость, любовь и отвращение. Вместе с этими состояниями души меняется и состояние тела. Эмоции— функции не только души, но и тела. Если тело не придет в воз­буждение, то несчастье не вызовет эмоции. Люди часто «каменеют», дабы защититься от страдания. Состояния души имеют свою основу в материи, в состоянии тела.

5. Ум не соединен с телом. Некоторые части души могут быть отделимы от тела. Если способность ощущения невозможна без тела, то ум существует отдельно от него, как вечное - отдельно от преходящего. Аристотель не находит доказательств того, что ум соединен с телом. Аристотель утверждает, что ум не имеет своего органа (хотя пифагореец Алкмеон задолго до Аристотеля нашел орган мышле­ния в мозге).

 

5) Принцип ОРГАНИЗАЦИИ(системности, структурности). Организация – упорядоченное целое для решения определенной задачи. Часть связана с целым. Все функции – телесные и психические – взаимосвязаны. “Если бы глаз был живым сущнством, то его душой было бы зрение”. Зрение – это функция, связанная с душой и телом. Душа – функция, связанная с телом и его функциями. Др. уровни проявления П.О.: личность и общество, душа и тело, функции в душе и функции в теле, телесные функции связаны с душой (психические – с телом).

Учение о душе.1) Душа связана с телом. Душа не существует вне тела. Она делает тело живым, это причина функций тела (развитие, дыхание, чувства, мышление). Отсутствие души делает тело трупом. Действует не душа, а тело одушевленное. Не душа, а человек благодаря душе думает, сочувствует. Душа не существует вне тела и не является им. Отделить от тела нельзя. Сказать: «душа гневается» все равно, что «душа строит дом». Это не сущность, а способ организации живого тела.

2) Душа – проецирует цели активности тела. Животное стремится стать более совершенным и адаптированным животным. Органы тела – орудия души, существуют ради неё. Цель – развитие тела, развитие души. Телеологизм (телос (с греч.)- цель ). Все функции (ум и пр.) – ради чего-то. Существует цель. Препятствия в её осуществлении ведут к психопатологии.

3) Душа – форма, суть, причина и цель действий, т.е. энтелехия.

4) Носитель души – пневма. Она бестелесна, но существует в крови. Орган души – сердце. Мозг, подобно радиатору, выполняет вспомогательную функцию – охлаждает кровь.

5) Душа едина.Существуют не части души (Платон), а уровни, функции.

(6) Интеллект – в 2-х формах: 1) Теоретической (академической) и 2) Практической (эффективен в достижении конкретных вещей и ценностей)

 

4) ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ Начало познанияОЩУЩЕНИЯ, сенсорный опыт. Позиция эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. А. сравнивает ощущения с оттиском навоске, оно пассивно.Это уподобление внешнему.Органы чувств воспринимают предметы без материи, сенсорное восприятие дает копию пред­метов, но такая копия не ма­териальна. Она напоминает отпечаток перстня без железа или золота. «Чувственное», сенсорное знание адекватно и объективно. Благодаря ему мы воспринимаем свойства тел. Зрение дает восприя­тие цветов. (Но есть общие свойства — величина, число, единство, движение, покой,— которые воспринимаются всеми орга­нами чувств, особого органа для их восприятия нет). Мы познаемтолько форму предмета, но не материальный субстрат, не атомы (как полагал Демокрит). Хотя ощущениядают намзнание только единичного, в нем потенци­ально содержится и знание общего. Опыт - основа знания, но еще не само знание. Опыт обобщается разумом, наукой, тем самым постигается общее. Выявляются законы.

 

5) Учение о КАТАРСИСЕ. Трагедия посредством стра­ха и сострадания очищает душу от аффектов и неврозов. Страх вызывается в зрителе такой ситуацией, когда трагический герой не очень превосходит зрителя, ибо страх зрителя—это страх за подобного себе. Сострадание испыты­вается не из-за порочности героя, а из-за «большой ошибки». Страх (трепет) и со­страдание—только путем отождествления себя с героем. Зритель получает удовольствие— от сострадания и страха. Это очищающее действие трагедии называется катарсис. Терапевтическая процедура в психоанализе З.Фрейда носит катарсический характер.

 

6) ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО. Личность социальна.Люди от природы равны. При этом А. защищал необходимость рабовладения. Раб понимался как «говорящее орудие труда».

Утверждается зависимостьчеловека,индивида от общества, первенство, главенство государства (общества) над индивидом. Первенство государства – благо государства (целого) выше блага отдельного человека.

Человек – «политическое животное». Если человек чувствует себя независимым, то он - или животное (скотина), или Бог (ангел). «Политическое» - от слова «полис» - город государство. «Политика» - деятельность в осуществлении «Царства Божьего на земле», среднего материального достатка и справедливости. Человеку присуща инстинктивная устремленность к “совместному сожительству”, обусловленная “сознанием ей пользы”. Отождествляя государство с обществом, Аристотель рассматривает его как большую семью (= Конфуцию). Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем свободным гражданам. Счастье есть “хорошая жизнь”. “Счастлив тот, кто “волен”. Государство существует для «лучшего существования».

 

7) МОРАЛЬАристотель – один из родоначальников этики. Его принципы. а)Избегание крайностей, Умеренность, принцип золотой середины. Роскошь, власть, богатства – и бедность – крайности, которых следует избегать.

б) Сократ основания нравственности искал в “душе” человека, Платон - в мире абсолютных идей. Аристотель основы нравственности искал в социуме. Изолированный от общества индивид не может быть нравственным. Только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Добродетель, нравственность – это то, что соответствую законам. Всякий, кто нарушает закон — несправедлив.

Цель человеческой жизни – счастье (это общая установка

для античной философии. Счастье, по Аристотелю, заключается не в

материальном богатстве, не в наслаждении, и ни в одной добродетели,

а в разумной деятельности в согласии с добродетелью. Необходимо

реализовать в действительности то, что заложено в нем потенциально.

Центральное понятие этики Аристотеля – понятие середины.

Добродетель – середина между излишеством и недостатком

(«ничего слишком»). Великодушие есть середина между тщеславием и

малодушием, мужество – между безрассудной отвагой и трусостью,

щедрость– междурасточительностью и скупостью. Философ особенно

высоко ценит такие добродетели как: разумная мудрость, практическая

мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость,

правдивость, дружелюбие, любезность.

 

Политология. Так же как и Платон, Аристотель делит формы

государства на правильные (когда достигается польза для всех) – это

полития, монархия и аристократия; и неправильные (польза для

некоторых)– тирания, олигархия и демократия. Хорошими он считает

формы, при которых исключена возможность корыстного

использования власти, а сама власть служит обществу в целом – это

монархия, аристократия и «полития», т.е. власть среднего класса.

Аристотель полагает, что и для государственного правления (как и в

этике) «умеренное и среднее наилучшее», т.е именно среднее сословие,

владеющее умеренной собственностью и устанавливают наилучшую

форму правления. В отличие от Платона, Аристотель – защитник

частной собственности. Он говорит о том, что «одна мысль» о

собственности доставляет несказанное удовольствие», отмена ее ничего

не даст, так как «общее дело все сваливают друг на друга. Причина

несправедливости общества состоит в нежелании управляющих

действовать в интересах общего блага. Именно служение общемублагу

является критерием правильных форм.

 



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 425;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.032 сек.