Объективный идеализм Платона.
Настоящее имя – Аристокл. Платон – значит «широкий», «плечистый». Участвовал борцом в Олимпийских играх.
1) Теория идей. П. – создатель объективного идеализма.
Платонсчитается первым древнегреческим философом,
создавшим целостную
философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию
и антропологию. Философское учение Платона обнимает широкий
круг вопросов: о бытии, о мире и его происхождении, о душе и
познании, об обществе и т.д. Философию Платон понимает как учение
о сущем, том что является постоянным в окружающем мире. Мир
чувственных вещей непостоянен и изменчив: материальные вещи
возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего
прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными
являются идеи (эйдосы) материальных предметов. Идея– это сущность
предмета, отделенная от него, «вынутая» из человеческого сознания и
помещенная в некий идеальный мир, где собраны все идеи всех
предметов. Любая материальная вещь является лишь материальным
отображением идеи данной вещи. Например, лошади рождаются и
умирают, но они лишь являются воплощением идеи лошади, которая
вечна и неизменна. Идея – образец, модель, по которой создаются,
«копируются» предметы. Материальный мир образуется из
соединения «идеи» и «материи», того, что придает «идее»
оформленность и вещественность. Платон считает, что первичен именно
мир идей, мир идей вторичен. Поэтому его называют создателем
первой в мире идеалистической системы.
А) Существует 1. мир вещей и 2. мир идей. 1. мир вещей – вещи изменчивы, рождаются и умирают, переходят др. в др.. Они существуют благодаря 2-му миру. Мир вещей – сфера неподлинного бытия, несовершенств, зла.
2. мир идей – это подлинное бытие. Идеи неизменны, не переходят др. в др., это сущность, благо.
Б) Вещи, чел-ская психика – стремятся к идеям, тоскуют, эротически любят их. Вещи, чел-ская душа – возникаютчерез сопричастность сущности, через присутствие в них идеи. (Отсюда – Причастие в христианстве).
2) Образ пещеры . Об. Идеализм не совместим со здравым смыслом, обыденным сознанием. Мы рождаемся в пещере.Пещера –символ окружающего мира.
(+ см. в Учебниках)
3) Телеология –учение о целях. Чел-ская дет-сть – есть реализация целей. Цели – в биол. Природе, в обществе. Истинная причина – целевая. Др. причины – ср-ва ее осуществления.
4) Учение о Душе (и Человеке).
Философ традиционно выделяет душу и тело в человеке. Тело смертно – душа
бессмертна. Душа– это «эйдос», сущность человека. Назначение тела
– быть временным вместилищем души (тюрьма души). Душа состоит
из трех частей – разумной (ведущей), аффективной (страстной) и
вожделеющей. Изначально было сотворено определенное количество
душ (сколько звезд на небе). Это число неизменно. После смерти и
воздаяния за грехи душа сама выбирает себе будущую жизнь, правда,
попадая в тело она это забывает. Душивселяются как в тела людей, так
ив тела животных и растений в зависимости от того, насколько разумной
части души удалось победить низшие.
А) Душа неделима, бессмертна, невидима.
Тело - смертно, делимо, видимо. Утверждается возможность свободы – в душе, разуме – против фатализма Демокрита.
Б) В душе выделяются составляющие, уровни, части: худшее – лучшее, господствующее – подчиненное, разумное – неразумное.
Алогон – неразумное, иррациональное начало в душе.
В) В неразумной душе выделяется 2. Благородная часть (хар-ка - пылкость) и
3. Неблагородная (хар-ки – стремление к наслаждению, богатству, жадность). Эта часть души – раб тела.
Образ колесницы - (см. в Учебниках)
Итак – выделяется 3 уровня души: 1. Разумная, 2. Благородная, 3. Неблагородная(вожделеющая).
1. Разумнаядуша (стремление к истине и красоте. (Калокагатия – единство истины и красоты)).
2. Благородная (пылкость)- для нее хар-ны:
а. Стремление к почестям, власти
б. Благородные чувства - ч-во долга, нравственности, ответственности, стремление к служению (высшему, государству)/
3. Неблагородная (жадность) - стремление к наслаждению и богатству.Вожделеющая часть души– раб тела.Препятствует реализации высшего. Соответствует (Id) Онопо Фрейду.
Уровням души соот-вуют 3 вида благ, ценностей:
Мудрость. 2. Почести. 3. Деньги
3 типа личностей:
1. Философы. 2. Честолюбцы. 3. Корыстолюбцы
3 соц. класса:
1. Правители-мудрецы. 2. Стражники, воины. 3. Люди физического труда (крестьяне, ремесленники + торговцы)
В алогоне – пребывает дюмодейес – демон, ангел-хранитель. Он направляет человека, подсказывает.
5) Платон верит в Метемпсихоз – реинкарнацию, перерождение души после смерти тела.
6) Теория познания связана с идеей Метемпсихоза.
Души=идеи первоначально
находились в идеальном мире и созерцали сущности=идеи всех
предметов. Попав в материальные тела, они все забыли. Отсюда, по
Платону, знание есть не что иное как припоминание того, что они
созерцали ранее.
Душа после смерти тела пребывает в потустороннеммире. Душа = Колеснице с 2-мя конями (См. Уч-к)
Душа там соприкасается с абсолютными идеями, которые на ней отпечатываются. Душа воплощается в тело с уже готовыми трансцендентальными (априорными, врожденными, абсолютными) идеями.
Но, воплощаясь в тело, она забывает абсол. идеи.
Задача – чтобы их припомнить. Припоминание – анамнезис (греч.).
Факторы, стимулирующие припоминание:
Соприкосновение с земной красотой. (Хоть она и жалкий отзвук красоты трансцендентной).
Состояние божественного экстаза, исступления, неистовства, состояния пифии (пророчицы).
Логическая диалектика Сократа (См.). Искусство задавать вопросы.
Именно поэтому Платон столь парадоксально
трактует смерть как благо – особенно для философа, стремящегося познать сущее.
7) Эрос – бог любви – движущая сила мира. Любовь – желание блага и счастья другому. Это стремление к вечному, к бессмертию. Это «переход от небытия к бытию». Любовь – пронизывает мир. Она заставляет: вещи подражать абс. Идеям, души – стремиться вернуться в высший мир.
2 вида любви (2 Афродиты): 1. Телесная. Для больш-ва стремление к вечному, бессмертию – в продолжении рода (в зачатии и рождении).
2. Любовь духовная – в стремлении к прекрасному.
8) Мышление – диалогично. Это внутренний диалог, столкновение разных точек зрения.
9) Социальная философия. Платон – первый философ, создавший
социальную утопию. Его интересовали условия возникновения и
построения справедливого – идеального государства. Ко всем
существующим он относился отрицательно. Платон резко критикует
олигархию (власть богатых), тимократию (власть военных), тиранию
и демократию («безумие большинства»), которая как правило,
вырождается в тиранию. Он предлагает свой образец совершенного
государства. Философ основывает свое учение о государстве на учении
о структуре души человека. «Государство подобно человеку и человек
подобен государству». Подобно тому как в душе три части, так и в
государстве должно быть три группы граждан, три сословия. Разумной
части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать
сословие правителей – философов; страстной части, добродетель
которой в мужестве – сословие воинов, воспитанных в дисциплине;
низменной, вожделеющей части души – сословие земледельцев и
ремесленников. Каждое сословие должно быть ограничено
выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства
в дела других. Именно в этом и заключается справедливость по Платону.
Каждый занят своим делом и действия всех граждан подчинены общему
благу, выразителем которого является государство. Философ пытается
предложить модель не только справедливого, но и гармоничного
общества. Источником противоположных интересов, подрывающих
единство общества, он первый в истории общественной мысли называет
частную собственность. Поэтому ни философы-правители, ни стражи
не имеют право иметь частную собственность (земледельцы и
ремесленники лишь в небольшой степени). Лишены они также семей и
детей, воспитанием которых занимается государство. Государство
Платона построено по жесткому кастовому принципу, переход из
одного сословия в другой невозможен. Это государство в котором
интересы личности подчинены интересам общества, человек лишен
свободы выбора (это недостаток также всех последующих утопий).
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 545;