Волны вековой длины
В сентябре 1977 года журнал Forbes опубликовал интересную статью о сложной теории инфляции, озаглавленной "Парадокс большого гамбургера", в которой автор Дэвид Уорш (David Warsh) вопрошает: "Что в действительности входит в цену гамбургера? Почему цены безудержно растут в течение века или более, а затем выравниваются?". Он цитирует профессора Фельпса Брауна (E.H. Phelps Brown) и Шейлу Хопкинс (Sheila V. Hopkins) из Оксфордского университета:
"Кажется, что в течение века или более цены подчиняются одному всемогущему закону; он меняется и новый закон вступает в свои права. Возможно борьба, которая направила движение вверх к новым высотам в одном своем проявлении, бессильна отклонить его в другую сторону. Знаем ли мы те факторы, которые поставили данное клеймо на целый век и почему, после того, как они продержались так долго, несмотря на потрясения, они быстро и полностью отступают в угоду другим?" |
Браун и Хопкинс утверждают, что оказывается цены "подчиняются одному всемогущему закону", а это как раз то, что говорил Р.Н.Эллиотт. Этот всемогущий закон - гармоничное соотношение, найденное в Золотой пропорции, которое основывается на законах природы, а также формирует часть физической, интеллектуальной и эмоциональной структуры человека. Как дополнительно и совершенно точно замечает Уорш, прогресс человечества, оказывается, происходит внезапными рывками и толчками, не похожими на плавную работу часового механизма Ньютоновской физики. Мы согласны с выводом Уорша и далее утверждаем, что все эти толчки являются не только одним заметным уровнем преобразования или временного периода, но происходят на всех уровнях вдоль логарифмической спирали развития человека и вселенной, от Маленького (Minuette) волнового уровня и мельче до Главного (Grand) волнового уровня и больше. Чтобы познакомить вас с дальнейшим развитием этой идеи, мы предположим, что сами эти толчки являются частью часового механизма. Может показаться, что стрелки часов идут плавно, но их движение управляется судорожными толчками часового механизма, механического или кварцевого (электромеханического*). Совершенно в такой же манере, как двигается логарифмическая спираль развития человечества, но с толчками, связанными не с временной периодичностью, а с повторяющейся формой.
Если вы отнесете этот тезис к основополагающим, пожалуйста, имейте в виду, что, возможно, мы говорим не об экзогенных (внешних*), а об эндогенных (внутренних*) силах. Любое отрицание Закона волн на основании того, что он является детерминистским (детерминизм - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений*), оставляет без ответа причины и следствия общественных моделей, которые мы демонстрируем в этой книге. Все, что мы хотели показать, заключается в том, что у людей есть природный психодинамизм, который порождает формы в общественном поведении, что и выявило рыночное поведение. Самое главное понять, что формы, которые мы описываем, прежде всего, социальны, а не индивидуальны. У каждого человека есть возможность и каждый действительно в состоянии научиться распознавать эти типовые модели общественного поведения и применять эти знания себе на пользу. Не легко действовать и думать противоположно толпе и своим собственным склонностям, но с дисциплиной и опытом вы определенно сможете натренироваться поступать таким образом, как только выработаете исходную ключевую способность проникать в истинную суть поведения рынка. Излишне говорить, что это совсем не то, во что верят люди, поскольку на них оказывают влияние опрометчивые предположения обусловленности событий, выполненные фундаменталистами, экономические модели, постулируемые экономистами, "произвольное блуждание", предлагаемое учеными, или представление рыночных манипуляций "Банкиров Цюриха" ("Gnomes of Zurich") (иногда называемых только как "они"), преподносимое тайными теоретиками.
Мы полагаем, что у среднего инвестора мало заинтересованности в том, что может произойти с его инвестициями после его смерти или какая инвестиционная обстановка была при его пра-пра-пра-пра-прадеде. Достаточно трудно справиться с современными условиями в ежедневной баталии за инвестиционное выживание и без соотнесения нас с далеким будущим или давно забытым прошлым. Тем не менее, долгосрочные волны необходимо оценить, во-первых, потому что события в прошлом чрезвычайно помогают определить будущее, во-вторых, на их примере можно показать, что тот же самый закон, который применяется к длительным периодам, применяется и к коротким и формирует те же самые модели поведения фондового рынка.
В Уроках 26 и 27 мы обрисуем современную точку зрения на развитие "толчков и рывков" с того, что мы называем Тысячелетним (Millennium) волновым уровнем до сегодняшнего Основного (Cycle) уровня бычьего рынка. Более того, мы увидим, что из-за положения текущей волны Тысячелетнего волнового уровня и построения "пятерок" в нашей последней составной волновой структуре, это десятилетие может оказаться одним из самых захватывающих времен в мировой истории, о котором пишут или изучают в Законе волн Эллиотта.
Тысячелетняя волна из глубины Средних веков
Не особенно трудно собрать данные для исследования ценовых движений за последние двести лет, но в более раннем периоде мы вынуждены полагаться на менее точную статистику. Долгосрочный индекс цен, составленный Фельпсом Брауном и Шейлой Хопкинс и дополненный Дэвидом Уоршем, основан на простой "потребительской корзине" за период с 950 по 1954 г.г. Соединив график цен Брауна и Хопкинс с ценами на промышленные акции с 1789 года, мы получаем долгосрочную картину за последнюю тысячу лет. Рис. 5-1 показывает приблизительные основные отрезки из глубины Средних веков до 1789 года. В качестве пятой волны с 1789 года мы провели прямую линию, чтобы изобразить, в частности, отрезок фондовых цен, который мы рассмотрим в следующем разделе. Достаточно странно, но этот график, хоть и является очень грубым отражением ценовых движений, дает очевидную пяти-волновую модель Эллиотта.
Рисунок 5-1
Сравнение обширных ценовых движений истории принадлежит огромным периодам коммерческого промышленного развития в течение веков. Рим, чья великая культура, возможно, совпадает с вершиной предыдущей Тысячелетней волны, в конце концов, пал в 476 году н.э. В течение пятисот лет после этого, во время последующего медвежьего рынка Тысячелетнего волнового уровня, познавательные исследования почти угасли. Коммерческая революция (950-1350 г.г.) в конечном счете дала импульс первой волне развития До-тысячелетнего (sub-Millennium) волнового уровня, которая возвестила о начале Средних веков. Выравнивание цен с 1350 по 1520 г.г. формирует волну два и представляет "коррекцию" развития в период Коммерческой революции.
Следующий период подъема цен, первая подволна Главного (Grand) волнового уровня третьей волны До-тысячелетнего уровня, совпал и с Капиталистической революцией (1520-1640 г.г.), и с величайшим периодом в английской истории, эпохой королевы Елизаветы. Елизавета I (1533-1603 г.г.) взошла на трон Англии сразу после изнурительной войны с Францией. Страна была в бедности и отчаянии, но до того, как Елизавета умерла, Англия противостояла всем режимам в Европе, расширила свою империю и стала самой процветающей нацией в мире. Это была эпоха Шекспира (Shakespeare), Мартина Лютера (Martin Luther), Дрейка (Drake) и Рейли (Raleigh), действительно, выдающаяся эпоха в мировой истории. Бизнес развивался и цены росли в этом периоде созидательного великолепия и роскоши. К 1650 году цены достигли вершины, выравниваясь для формирования подволны два Главного волнового уровня.
Третья подволна Главного волнового уровня внутри волны До-тысячелетнего уровня, как оказалось, началась для товарных цен приблизительно с 1760 года, в отличие от нашего предположительного периода для фондового рынка в районе 1770-1790 г.г., который мы промаркировали "1789", и откуда начинаются рыночные данные. Тем не менее, как указывает исследование Гертруды Шерк в апрельском и майском выпусках 1977 года журналов Cycles, движения цен на товары имеют склонность опережать подобные движения фондовых цен, как правило, приблизительно на десятилетие. Две вычисленные даты, рассмотренные с учетом этого, совпадают чрезвычайно точно. Данная восходящая третья волна Главного волнового уровня совпадает с резким ростом производительности, порожденной Промышленной революцией (1750-1850 г.г.), и соответствует зарождению Соединенных Штатов Америки, как мировой силы.
Логика Эллиотта подсказывает, что Главный волновой уровень с 1789 года и до настоящего времени должен и следовать, и предварять другие волны в текущей модели Эллиотта (волны в других областях деятельности человека*), с обычными соотношениями по времени и амплитуде. Если 200-летняя волна Главного волнового уровня почти завершила весь свой путь, значит, она будет скорректирована тремя волнами Суперуровня (две вниз и одна вверх), которые будут тянуться один или два века. Трудно осмыслить состояние медленного развития в мировой экономике на протяжении такого длинного периода, но такую возможность исключать нельзя. Такой откровенный намек на долговременные трудности не исключает, что технические науки сдержат поступь того, что может развиваться в общественном отношении. Закон волн Эллиотта - это закон вероятности и относительных уровней, а не предсказатель точных условий. Тем не менее, текущий Суперуровень (V) может возвещать об экономическом и общественном застое или спаде в важных областях деятельности.
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 371;