Как укачивали детей в прошлом веке? История колыбельки, люльки, зыбки. Мастер-класс
Говорили ваши бабушки как укачивали детей в прошлом веке? Мама моего мужа мне рассказывала. Знаете ли вы, что еще в 60х и даже 70х годах 20 века в деревнях и поселках России (а в то время СССР) ребятишек укачивали в колыбельках, люльках, зыбках? А это так. Наверно, не просто так веками наш народ пользовался колыбелью. Что же хорошего можно взять для наших современных детишек? Уклад семьи существовал веками. И везде были свои традиции в пестовании лялечек. Даже колыбель разные народы называли по-разному: зыбка, люлька, качалка, баюколка, колыска, колыбелька, зибка.
Старуха качает зыбку. Русские. Фотоархив РЭМ.
Колыбель на очепе
Легкая зыбка (кузовок), сплетенная из сосновых дранок, подвешивалась на черемуховых дужках к очепу и имела подножку для качания. Очеп – это длинная, гибкая и крепкая жердь, прикрепленная к потолочной матице (продольная потолочная балка). Как правило, очеп делали из молодой березы; сосновая жердь ломается, а еловая не так хорошо выгибается. Береза хорошо гнется и одновременно не трясется, и качание мягкое, без толчков. На хорошем очепе зыбка колебалась довольно сильно. В матицу (верхний брус избы) вбивали железное кольцо и вдергивали в него очеп — и тянулся он в пол-избы. На конце очепа еще гвоздь вколачивали, и веревку наматывали, чтобы зыбка не слетела. Иногда в матицу крепился кованый крюк и на нем висела «зыбка».
Возможно, качание в колыбели со дня рождения с последующим качанием на качелях и вырабатывало особую закалку: моряки, выходцы из крестьян редко страдали от морской болезни.
Иногда детской зыбкой служило обыкновенное корыто
Иногда колыбель была в форме пяльцев, обшитых холстом и привешенных за углы на веревках. В городской местности заказывали люльку мастеру только с хорошей репутацией и добрым сердцем, т. к. работа мастера сопровождалась молитвами, приговорами. Порой детской зыбкой служило обыкновенное корыто. А у городского народа встречалась другая форма люльки – напольная, которая качалась по принципу «ваньки – встаньки». У некоторых народностей Северного Кавказа кроватка создавалась из дерева и четко по размеру родившегося ребенка. С возрастом ребенка увеличивался размер кроватки.
На Руси верили, что детишки, смеющиеся во сне, видят волшебные райские сады, светлые и благоухающие. Так колыбели и украшали: на боках «райские” деревца, царских птичек, лазоревые цветочки… В головной части зыбки изображали красно солнышко в лучах, а в ногах — ясен месяц о звездах. У подножья еще обязательно крест делали. Такую колыбель передавали из поколение в поколение и много малышей вырастало в одной люльке.
Зыбка
Чаще колыбель делал сам хозяин.Мама мужа говорит, что ее отец делал зыбку из березовых жердей. Пусть не такая красивая она была, но денег не стоила, да и тепло родной руки хранила. Из четырех точеных палочек сбивалась квадратная рамочка, не более аршина в длину. Потом на рамочку навертывалась крепкая тряпка — полотно. Натягивали его слабо, с углублением. После хозяйка зашивала его кругом. Иногда на дно укладывали досочку, туда же клали сено и пеленочкой застилали. Шилась маленькая перьевая подушечка; когда перо сбивалось, его меняли. Одеяльцем служила простая самотканая дерюжка, или оно сшивалось из ситцевых разноцветных лоскутков.
Была зыбка еще плетеная, из сосновых дранок — как корзинка, только продолговатая. Еще «лубочку” сшивали, из коры липы. «Лубочку” брали с собой в поле, когда страда была. К ней еще «почемки” приделывались, чтобы за плечи можно было вешать. Мать кладет ребеночка в этот короб, за спину закинет — и идет жать. Жнет-жнет, да и так его заколыхает, что убаюкивается младенец сладким сном почище, чем на очепе…
Состоятельные крестьяне нанимали к себе «зыбать” дите девочек из бедных семей. Как правило, девочки те были 7-8 лет; среди них попадались поистине талантливые няньки, умеющие быстро успокоить ребенка. «Славные пестуньи”, как тогда говорили. При убаюкивании использовали колыбельные песни, а были еще и байки, приговорки.
Вот как это было. Представим:
Висит зыбка на очепе, туда — сюда покачивается, очепок поскрипывает, а матушка в то время «баит” дите такой примерно байкой: «У царя-то, боярина колыбель богатая: новоточенная, позолоченная, с серебряными крюками, бархатными да шелковыми ремнями. Положки золотой парчи, в головах куни, в ножках соболи, одеялышко черного бобра. А подушечка-то у царского дитя — с павлиньева пера. А у нас с тобой, детка: зыбка дубова, очепок деревянный, колечко оловянно, катальник плетеный. А постелька — под головку подушка, рипачек под бочек да соломки пучок. Высыпайся, дурачок!..”
Существовали разные приметы и заговоры:
Если ребеночек плаксивый был, с ним рядом в колыбельку клали полено и говорили: «Расти, детонька, спокойный, как это полено!” А на вечерней зоре отец или дед выносил капризника на крыльцо и просил: «Заря-заяница, красная девица, возьми бессонницу-неугомонницу, а дай нам сон-упокой!” Или бабушка золы в печке на палец возьмет и на лбу малыша заметинки крестом делает, и при этом уговаривает: «Спи, внучек, не плачь, я испеку тебе калач! Спи-ка не реви, я испеку тебе три! Семечком помажу. А тебе его не покажу. Будь умничкой, засыпай и не плачь…” Ребенка до года чужим вообще не было принято показывать, а потому люльку покрывали ситцевым или холщовым пологом.
Зыбка-колыбелька
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Фресковые и мозаичные композиции | | | МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ДРЕВНЕКИЕВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ |
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2230;