Геометрического структурирования природных форм
Salone Satellite – известнейшая выставка проектов, созданных молодыми талантами, – всегда проходит в рамках мебельной выставки iSaloni.
В качестве примеров дизайн-объектов, разработанных с использованием принципа складчатости, могут выступить светильники, представленные на стенде японского университета (рис. 55). Авторами светильников переработана традиционная этническая тема бумажного светильника с использованием текстиля и нетканых материалов. В тоже время, произведено новое формообразование на базе принципа складчатости, характерного для большого числа природных форм. Благодаря использованию этого принципа стал возможным уход от строгой геометрии и трансформация каждой модели.
Рис. 55. Светильники, представленные на стенде японского университета – воплощение принципа складчатости, характерного для природных форм.
В прошлом году отметил свое 10-летие проект «Грандиозные события Interni», предметом которого являются художественные инсталляции. В нынешнем сезоне на открытых пространствах внутренних дворов Миланского университета развернулась экспозиция Interni Design Energies. Проект посвящен творческой энергии, ее способности становиться осязаемой - излучать свет и тепло, создавать пространство для жизни, приводить объекты в движение. Участниками проекта стали великие мастера итальянского и мирового дизайна Симоне Микели, Фернандо и Умберто Кампана, Карло Коломбо, Пьеро Лизони, сотрудничавшие с крупнейшими производителями технологий и материалов.
Итак, Неделя дизайна в Милане – 2009, «INTERNI EVENT», дала нам возможность ознакомиться с интереснейшими примерами дизайн-объектов, разработанных на основе различных принципов формообразования, характерных для биоформ.
На рис. 56 представлен редизайн первого этажа (входной зоны) отеля Nhow, выполненный Aqua Creations с коллекцией мебели и светильников из цветных шелка, войлока, шерсти, спроектированных Аялой Серфати.
Рис. 56. Светильники, спроектированные Аялой Серфати – изящное воплощение принципов складчатости и модульности.
Российская школа – ArtFuture (г. Санкт-Петербург) разработала несколько проектов, которые интересны как примеры работы в разных стилях с использованием принципов структурирования природных форм.
Например, впервые на выставке Salone Satellite была представлена концепция проекта «growing forms» – взаимодействие пластики форм природного мира и геометрии, позволяющее создать компактное, удобное предметное наполнение интерьера, не лишенное, в то же время, яркой эмоциональной окраски.
Проект «Egg» – элементы для ванной и макет душевой кабины. Форма яйца как идеальное сочетание природного и геометрического позволяет создавать большое количество функциональных комбинаций (рис. 57).
Система хранения «Кактус»: сочетание фанеры и пластика, использована пропорциональная ритмическая компоновка фасадов, фасады двусторонние (рис. 58).
В обоих проектах дизайнеры использовали принцип модульности: в первом проекте модули обтекаемой формы, во втором – геометризированные.
Рис. 57. В проекте «Egg» использованы модули разной формы.
Рис. 58. Система хранения «Кактус» из модулей разной формы и размера
Колумбийский университет представил на выставке системы хранения с «органическим» силуэтом, которые совмещают пластику биоформы и модульный принцип организации пространства. Элементы из клееной древесины скреплены металлическими тисками – элементами индустриального стиля (рис. 59).
Рис. 59. Системы хранения с «органическим» силуэтом
(Колумбийский университет): принцип модульности биоформы взаимосвязан
с модульным принципом организации пространства
Выставка света Euroluce проходит раз в два года и является составляющей выставки iSaloni. Одно из основных открытий выставки Euroluce – возможности кристаллов в светодизайне. Кристаллические светящиеся «ковры», кристаллы вместо прозрачности в дизайне плафонов, отражающая способность кристаллов внутри стеклянных коробов с внешним источником освещения – вот концепции, представленные компанией Swarovski.
При внимательном изучении представленных на рис. 60 светильников становится заметна их модульность, но в ином аспекте. Модульность здесь воплощена не в крупных, основных элементах, а в формах, создающих крупнозернистую текстуру и блестящую фактуру уникальной поверхности. Таким образом, принцип модульности, как и другие принципы строения природных форм, дизайнер может использовать не только напрямую, но и деликатно, изящно, как в больших масштабах, так и в маленьких. Тщательно проработанная дизайнерами поверхность светильника, состоящая из маленьких шариков разного размера, стала похожей на кожу морского обитателя. Благодаря этому светильник напоминает живое существо, которое светится и словно парит в пространстве океана… интерьера.
Рис. 60. Нежные и «живые» светильники от компании Swarovski
Модульная структура объекта как один из самых перспективных для использования в дизайне принципов строения биоформ может быть еще более простой и сложной одновременно. Например, на рис. 61 представлены надувные светильники-шары из нетканых материалов, дающих вариации размеров и форм в неограниченном количестве. Принцип модульности и принцип трансформируемости удачно совмещены в данной концепции. Материалы – нежные и мягкие, а формы –простые, шарообразные, но объект создан стильный и даже футуристический.
Рис. 61. Надувные светильники-шары из нетканых материалов
Если количество светильников увеличить до десятков – мы получаем возможность создать «космическое пространство». Именно так и выглядел выставочный стенд со светильниками (рис. 62).
Рис. 62. Надувные светильники-шары из нетканых материалов:
создано новое «космическое» пространство
Завершая обзор дизайн-объектов, разработанных на основе принципа модульности, рассмотрим еще один проект российской группы ArtFuture.
Стол в форме тора произведен из различного вида пластика методом формовки, резки, склейки. Его пористая, структурная поверхность связана с образами и пластикой космических тел, но напоминает и клетки живого существа.
Стол-тор – низкий, выполняет функцию стола-подиума. Кресло-мак разработано с использованием инновационного текстиля, а рисунок нанесен войлоком. Все текстильные элементы – съемные; каркас – полая металлическая гнутая труба (рис. 63 а), б)).
а) стол-тор крупным планом | б) стол-тор и кресло-мак |
Рис. 63. Проект российской группы ArtFuture |
В качестве примера, иллюстрирующего принцип спиралеобразности, интересен архитектурный проект города Ауровиль (Индия). Изящная структура города, в котором здания закручиваются в спираль, уже воплощается в жизнь (рис. 64).
Ауровиль – «город Рассвета» – находится на юге Индии. Цель Ауровиля – cоздание «всемирного города, в котором мужчины и женщины всех стран будут иметь возможность жить в мире и растущей гармонии, выше всех верований, выше всякой политики и вне национальных различий. Согласно плану, город разделяется на четыре района – Культурный, Жилой, Международный и Промышленный – расходящиеся по спирали от Матримандира. Каждый район фокусируется на важном аспекте городской жизни.
Центр города Ауровиль (рис. 65, 66) напоминает бутон лотоса – священного индийского цветка, одного из символов Будды. В проектировании Ауровиля использованы как лучшие символы индийской культуры, так и новейшие достижения в области современных технологий.
Сегодня Ауровиль – это город, существующий как социальный эксперимент под эгидой ЮНЕСКО и Индийского правительства.
Рис. 65. Спиралеобразное движение в плане города Ауровиль (Индия)
Как мы видим на рис. 65, спираль может быть не столь «прямолинейной», как. например, проволочная спираль. Здесь спираль состоит из модулей, т.е. в данном объекте использован как принцип спиралеобразности, так и модульности. В целом, объект архитектуры производит очень благоприятное впечатление, он кружевной, нежный и даже напоминает то ли отпечатки раковины времен палеолита, то ли рисунок с фрески на храме. Словно древний символ, эта современная спиралевидная структура города притягивает взгляд, завораживает своим скрытым, и даже немного мистическим, движением. Город может ассоциироваться и со спиралью галактики, как символ новой жизни для людей.
Рис. 66. Центр города Ауровиль (Индия)
Принцип спиралеобразности используется и в объектах из других сфер дизайна (рис. 67).
Рис. 67. Принцип спиралеобразности в промышленном дизайне
Принцип ветвления современному дизайнеру также интересен.
Например, на рис. 68 представлено оригинальное решение для хранения множества флеш-карт. Такого рода объект-дерево может быть использован и для украшения интерьера в стиле «хай-тек».
Рис. 68. Принцип ветвления использован в дизайне «дерева»
для хранения множества флеш-карт
Дизайн-объект «дерево» может быть как несущей конструкцией, так и декоративным элементом (рис. 69).
Рис. 69. «Деревья», разработанные с использованием принципа ветвления, играют роль декоративных элементов экстерьера здания
В футуристических проектах принцип ветвления используется для создания объектов с разными функциями. Например, функцией может быть создание тени для защиты объектов, расположенных под бионическим «деревом» (рис. 70). Крона дерева вполне может быть и солнечной батареей.
Рис. 70. Искусственные «деревья» защищают людей и машины от солнца
В проектах архитектурных комплексов используется не только принцип ветвления кроны дерева, но и принцип ветвления… его корней! Корни, как известно, также разветвляются, что придает устойчивость дереву. На рисунке представлен комплекс из трех зданий, связанных переходами. Эти здания напоминают нижнюю часть дерева, они тоже «растут» из земли. Кроме принципа ветвления, архитекторами здесь использован принцип спиралеобразности (рис. 71).
Выводы
Органическая архитектура и бионический дизайн на сегодня – самые перспективные направления развития архитектуры и дизайна. Развивается и новое направление архитектуры и дизайна: био-тек.
Рис. 71. Здания, «растущие» из земли
Контрольные вопросы
1. Перечислить первые примеры бионики в архитектуре.
2. Дать определение органической архитектуры, перечислить архитекторов – ярких представителей этого направления.
3. Рассказать об использовании природных форм в строительстве.
4. Обозначить и оценить современное воплощение органической архитектуры.
5. Рассказать о направлении «био-тек».
Вопросы для дискуссии
1. Назовите три наиболее интересных, по Вашему мнению, объекта органической архитектуры ХХ в.
2. Каковы наиболее удивительные, на Ваш взгляд, примеры зданий, спроектированных в рамках направлении «био-тек»?
3. Элементы каких двух-трех биоформ, по Вашему мнению, можно совместить в перспективном, с точки зрения сейсмоустойчивости, здании?
Дата добавления: 2016-08-06; просмотров: 2590;