Условная и безусловная аргументация
Уверенность, что аргументируемый результат исследования будет полностью принят, обычно невелика. Как правило, аргументатор пытается выявить сильные и слабые стороны своей теории, оценить ее, получить согласие. Здесь мы имеем дело с условной аргументацией, приводимой в отношении некоторой абстрактной (идеальной) аудитории. Будем называть безусловной аргументацию, которая обращена к реальному реципиенту и направлена на защиту и убеждение. Очевидно, что в ходе спора возможно взаимное превращение обоих видов аргументации.
Особым случаем безусловной аргументации может считаться косвенная аргуметация, когда аргументатор, обращаясь к своему оппоненту, рассчитывает склонить на свою сторону не его самого, а аудиторию, в присутствии которой разворачивается спор.
В этом случае мы сталкиваемся с проблемой «честности» аргументатора и естественно возникает вопрос о требованиях к аргументатору.
Требования, предъявляемые к аргументатору
Искусство аргументации было хорошо развито еще в Древней Греции. Сократ заявлял: «... красноречие должно употреблять соответственно, дабы оно служило справедливости». Аналогичной позиции придерживался Платон, одним из первых использовавший термин «идеальный аргументатор». Этот человек, по его мнению:
1) постоянно ищет истину и бескорыстно предан ей;
2) в ходе аргументации отдает предпочтение ее семантическому аспекту, т.е. заботится о предмете речи, а не о том, какое впечатление он произведет на слушателей;
3) убеждает только честными методами;
4) стремится к тому, чтобы аргументация была понята реципиентом и подлежала его оценке.
Идеальный аргументатор стремится к истине. Остановимся на современных концепциях идеального аргументатора. В книге «Спор: О теории и практике спора» С. И. Поварнин рассматривает спор как совокупность аргументационных монологов, где каждый участник выступает как аргументатор. В. Брокриди утверждает: «Идеальный аргументатор критичен в отношении своих собственных аргументов и в отношении аргументов соаргументаторов (т.е. реципиентов, осуществляющих контраргументацию)». Приведенные концепции Платона, Аристотеля, Поварнина, Брокриди рассматриваются как взаимодополняющие, а не исключающие друг друга.
Важно учитывать и то, что человек не может быть одинаково силен в обсуждении вопросов из любой области и в любой аудитории. Таким образом, один из показателей аргументационной, культуры - умение правильно выбрать предмет аргументации и аудиторию.
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 447;