ГРЕЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ 6 глава


Еще раньше, в 429 г. до н. э., не выдержала осады афинян Потидея. Сдавшийся город был превращен в афинскую клерухию. В целях улучшения финансового положения народное собрание Афин в 425 г. до н. э. по инициативе Клеона более чем вдвое увеличило размер фороса, взимаемого с союзных полисов. Большинство союзников опасалось выражать свое недовольство, поскольку афинский флот по-прежнему безраздельно доминировал в Эгеиде. Оправившись от последствий эпидемии, Афины под руководством Клеона перешли к активному ведению боевых действий. В 427—424 гг. до н. э. афинская эскадра пыталась закрепиться в Великой Греции, однако это мероприятие потерпело неудачу, так как богатые греческие полисы Южной Италии и Сицилии в большинстве своем сохраняли дружественные связи с Пелопоннесским союзом и отнюдь не стремились переходить под власть Афин. Более значительных успехов афиняне достигли в Пелопоннесе. В 425 г. до н. э. они захватили прибрежный город Пилос в Мессении и превратили его в свой опорный плацдарм. Туда начали стекаться из окрестных местностей мессенские илоты, издавна враждебно настроенные к Спарте. Все это вызвало серьезнейшее беспокойство спартанских властей, тем более что враги находились теперь в каких-нибудь десятках километров от Лакедемона. Срочно отправленный морем в Пилос спартанский отряд, однако, потерпел от афинян поражение. Оставшиеся в живых несколько сотен спартанских воинов, в том числе 120 спартиатов из знатных родов, были окружены на островке Сфакт ерия, в гавани Пилоса, и через некоторое время сдались афинянам, которыми командовал Клеон. Захваченные в плен спартиаты были в оковах отправлены в Афины и оставлены там в качестве заложников (что было для них неслыханным позором). Взятие Пилоса и Сфактерии стало важной победой Афин как в военно-стратегическом, так и в моральном отношении. История Спарты практически не знала случаев, когда ее граждане сдавались бы в плен. Таким образом, был развеян миф о непобедимости спартиатов. После афинских побед «пелопоннесское» войско больше не нападало на Аттику, поскольку власти Спарты боялись, что спартанские заложники в таком случае будут казнены. Пилос продолжал оставаться военной базой Афин на территории противника. В 424 г. до н. э., развивая достигнутые успехи, афинская эскадра под командованием Никия овладела островом Кифера, на котором у спартанцев был морской порт. Спарта как бы зажималась «в клещи» со всех сторон. Но случались у афинян и неудачи. Так, в 424 г. до н. э. беотийцы, союзники Спарты, нанесли афинскому сухопутному войску тяжелое поражение возле местечка Делий (на границе между Аттикой и Беотией). Тем не менее перевес в войне оказался на стороне Афин. В этих условиях спартанские власти пришли к мысли о необходимости радикальной перемены общей стратегии: практика ежегодных вторжений в Аттику не оправдала себя. Было решено нанести упреждающий удар по афинским позициям на северном побережье Эгейского моря, откуда Афины получали строевой лес для постройки кораблей, серебро и золото из находившихся там рудников, а также немалые суммы фороса от расположенных в этом регионе союзных полисов. В 424 г. до н. э. отряд «пелопоннесцев» под командованием талантливого спартанского военачальника Брасида совершил стремительный бросок через всю Балканскую Грецию к полуострову Халюдика. Воспользовавшись этим, многие расположенные там города, входившие в состав Афинской архе, стали добровольно переходить на сторону Спарты. Сопротивлявшиеся города Брасид брал силой. В частности, в его руках оказалась чрезвычайно важная афинская колония Амфиполь на фракийском побережье Эгеиды[19]. Для афинян все это было полной неожиданностью. Лишь в 422 г. до н. э. они смогли направить в район Амфиполя свой флот и войско. Битва при Амфиполе принесла победу спартанцам, однако в ней погибли вожди обеих сражавшихся армий – Клеон и Брасид. Итак, на протяжении первого десятилетия Пелопоннесская война шла с переменным успехом. Обе враждующие стороны нуждались в мирной передышке. После гибели главы «военной группировки» Клеона в Афинах нарастают мирные настроения. Никию, влияние которого усилилось, удалось склонить афинское народное собрание к ведению мирных переговоров со Спартой, в которой после гибели Брасида тоже возобладало стремление к миру. В результате переговоров в 421 г. до н. э. был подписан мирный договор (так называемый Никиев мир), возвращавший стороны к положению, существовавшему до войны. Таким образом, ни одно из имевшихся между Афинами и Спартой противоречий не было устранено. Договор был рассчитан на 50 лет, но на деле мир был непрочным, и это все понимали. Кроме того, оба полиса так и не выполнили некоторые условия мирного договора: спартанцы не возвратили афинянам Амфиполь, а афиняне сохранили под своим контролем Пилос. Такие сильные союзники Спарты, как Коринф и Фивы, отрицательно отнеслись к заключению мира с Афинами и настаивали на возобновлении военных

 

действий. Хотя Архидамова война закончилась, последствия долгого военного противостояния продолжали негативно сказываться на всех сторонах жизни греческого общества. В частности, отмечалось катастрофическое падение нравов в греческих полисах. По словам Фукидида, «сломленные несчастьем люди, не зная, что им делать, теряли уважение к божеским и человеческим законам… Война, учитель насилия, лишив людей привычного жизненного уклада, соответственным образом настраивает помыслы и устремления большинства людей и в повседневной жизни». Во многих городах вспыхнула борьба между сторонниками демократии и олигархии. Первые, как правило, опирались на поддержку Афин, а вторые – Спарты. Столкновения были крайне ожесточенными и зачастую приводили к массовым убийствам. Сами воюющие стороны также отнюдь не церемонились друг с другом: зачастую все население захваченного города или острова подвергалось казни или обращалось в рабство. Таких войн Греция еще не знала; даже борьба против персов в первой половине V в. до н. э. велась на более гуманных началах.

АЛКИВИАД И СИЦИЛИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯПосле заключения Никиева мира (421 г. до н. э.) на первые роли в Афинах выдвинулся Алкивиад, родственник Перикла. Это был одаренный и образованный молодой человек, который проявил себя талантливым полководцем и умелым политиком. В то же время он отличался непомерным тщеславием и беспринципностью в достижении поставленной цели. Алкивиад стал главным антагонистом «миротворца» Никия. Он возглавил ту группировку в афинском обществе, которая получала выгоды от войны и не стремилась к ее завершению. Мирный договор официально продолжал действовать, но все чаще Никиев мир нарушался мелкими стычками враждующих сторон. Алкивиад, обладавший незаурядными дипломатическими способностями, создал антиспартанскую коалицию, в которую, кроме Афин, вошел ряд пелопоннесских полисов: Аргос, Элида, Мантинея. В 418 г. до н. э. военные силы нового альянса рискнули даже дать спартанцам сухопутное сражение при Мантинее, которое, правда, проиграли. Но к ухудшению стратегического положения Афин это не повело. В 416 г. до н. э. афинский флот направился к острову Мелос. Расположенный в южной части Эгейского моря и населенный дорийцами, Мелос был одним из немногих государств, не входивших ни в один из противостоящих союзов и сохранявших нейтралитет. Афиняне предложили островитянам перейти на их сторону, а после отказа осадили и взяли полис. По предложению Алкивиада афинское народное собрание вынесло решение о жестокой расправе с мелосцами: все взрослые мужчины были казнены, а женщины и дети – проданы в рабство. Через год, в 415 г. до н. э., Алкивиад выступил главным инициатором наиболее крупномасштабной за все время Пелопоннесской войны акции – морской экспедиции на остров Сицилия. Поводом к вмешательству в сицилийские дела послужила просьба о помощи, направленная афинянам жителями сицилийской Эгесты (Сегесты), небольшого городка, находившегося с Афинами в союзных отношениях. Однако в планы Алкивиада входило полное завоевание огромного острова, и прежде всего взятие Сиракуз – сильного полиса, по военной мощи лишь немного уступавшего Афинам и поддерживавшего тесные связи со своей метрополией, Коринфом. Овладение Сицилией, как считал Алкивиад, должно было решить все стратегические задачи афинян – обезвредить Пелопоннесский союз и обеспечить Афинам гегемонию в Греции. При этом казалось, что операцию удастся осуществить, избежав вмешательства Спарты, поскольку условия Никиева мира ею непосредственно не нарушались. Осторожный Никий пытался противодействовать замыслам Алкивиада, убеждая афинский демос в заведомой невыполнимости готовящейся авантюры. Тем не менее экклесия приняла решение о начале экспедиции, о подготовке для нее флота и армии. Во главе вооруженных сил были поставлены три стратега: инициатор всего предприятия Алкивиад, его главный противник Никий, который должен был сдерживать чрезмерное рвение своего молодого коллеги, и Ламах.

Незадолго до отплытия флота в Афинах было совершено религиозное преступление: неизвестные лица изуродовали гермы – стоявшие на улицах города изображения бога Гермеса. В этом кощунстве обвиняли Алкивиада и его сторонников. Кроме того, поступил донос, что в доме Алкивиада и под его руководством совершалось еще одно нечестивое деяние – пародировались элевсинские мистерии, глубоко чтимый сакральный ритуал. Алкивиад, настаивая на своей невиновности, требовал немедленного разбирательства дела в суде, но следствие затянулось. Тем временем, в начале лета 415 г. до н. э., огромная афинская армада, состоявшая из 136 кораблей, отбыла на запад. Однако не успел флот прибыть в Великую Грецию и начать военные действия, как Алкивиад был отозван в Афины на судебный процесс по делу о повреждении герм. Понимая, что его ожидает осуждение и, возможно, даже казнь, самый талантливый и энергичный из афинских полководцев решил не возвращаться на родину и вскоре перешел на сторону Спарты. Суд Афин заочно приговорил Алкивиада к смерти.

 

Вместо Алкивиада Сицилийскую экспедицию возглавил Никий, убежденный в провале всей акции (Ламах погиб в одном из сражений вскоре после прибытия на Сицилию). Около двух лет афиняне безуспешно осаждали Сиракузы. За это время лакедемонские власти прислали на помощь осажденным отряд под командованием спартиата Гилиппа. Ему удалось укрепить обороноспособность Сиракуз, поднять боевой дух их жителей и отразить штурм афинского войска. Не помогло афинянам и прибывшее из Афин в 413 г. до н. э. подкрепление – 65 кораблей под командованием стратега Демосфена. После нескольких сражений афинский флот оказался полностью разгромлен, а армия, отступавшая от Сиракуз по суше, настигнута и уничтожена. Стратеги Никий и Демосфен были взяты в плен и казнены.

Поражение в Сицилии стало страшной катастрофой для Афин. Было потеряно около 200 кораблей, не вернулось 10 тысяч гоплитов, т. е. треть всего афинского ополчения. Часть афинских воинов погибли в сражениях, другие были обращены в рабство и отправлены на сиракузские каменоломни. Афинский полис потратил на окончившуюся провалом военную авантюру огромные денежные средства. Полностью оправиться от перенесенного потрясения Афины так и не смогли. Сицилийская экспедиция стала переломным моментом в ходе Пелопоннесской войны, после которого стратегическая инициатива перешла к Спарте.

 

ДЕКЕЛЕЙСКАЯ (ИОНИЙСКАЯ) ВОЙНА

После поражения афинян в Сицилии спартанцы, ощутив радикальное изменение ситуации, начали развивать свой успех. По совету Алкивиада, прекрасно знавшего все слабые места военной организации своих бывших сограждан, они сменили тактику боевых действий на суше. Отказавшись от практиковавшихся ранее периодических вторжений в Аттику, спартанцы захватили на ее территории постоянный плацдарм – крепость Декелею (к северу от Афин) и разместили там свой гарнизон. Теперь они получили возможность постоянно угрожать Афинам. Из Афин в Декелею перебежало большое количество рабов (по сообщению Фукидида, около 20 тысяч человек). Поэтому последний период Пелопоннесской войны часто называют Декелейской войной. Другое название этого периода, встречающееся в исторической литературе, – Ионийская война, так как на этом этапе военные действия активно велись и в восточной части Эгеиды, у берегов Ионии.

 

Спартанцы начали осознавать, что им не удастся одержать окончательной победы в войне, пока в их распоряжении не появится флот, сопоставимый по мощности с афинским. Однако средств для создания такого флота у Спарты не было. За деньгами, необходимыми для постройки кораблей и содержания их экипажей, спартанцы обратились к давним врагам эллинов – персидскому царю и его сатрапам. Персы, не сумев в свое время одолеть греческие полисы военным путем, теперь решили извлечь для себя выгоду из сложившейся ситуации. Они с готовностью предоставили Спарте значительную денежную субсидию, получив за это ряд выгодных для себя уступок: спартанцы согласились с персидскими притязаниями на контроль над малоазийскими греческими полисами. Между Персией и Спартой был заключен ряд договоров, и в лакедемонскую казну полилось серебро Ахеменидов. Уже в 412 г. до н. э. спартанский флот вышел в Эгейское море. Выплату жалованья служившим в нем гребцам взяли на себя персидские сатрапы из Малой Азии.

Тем временем союзники Афин (Хиос, Милет, полисы Эвбеи и др.) стали один за другим переходить на сторону Спарты. Помимо появления опасного соперника на море – спартанского флота, поддерживавшего бывших афинских союзников, ситуация для Афин усугублялась общей растерянностью афинян после неудачной Сицилийской экспедиции. К 411 г. до н. э. Афинская архе практически распалась, прекратились поступления денежных взносов от ее членов, что серьезно ударило по афинской казне. Кроме того, был утрачен контроль над черноморскими проливами, по которым в Афины поступал хлеб. Однако афинский полис был еще достаточно силен, чтобы снарядить новый флот взамен разгромленного при Сиракузах и направить его на усмирение непокорных союзных городов. Афины настраивались на продолжение борьбы.

В то же время участившиеся военные неудачи обусловили возникновение внутриполитических трудностей в афинском государстве, что привело к кризису демократии. Засилье демагогов, по инициативе которых нередко принимались вредные для полиса решения, нарастание элементов власти толпы (охлократия) в политической системе, авантюристическая внешняя политика вождей демоса – все это привело к тому, что широкие массы граждан, особенно средние слои, потеряли веру в принципы народовластия.

С усилением олигархических настроений начали набирать силу сторонники примирения со Спартой, активизироваться антидемократические политические группировки, возникать гетерии – тайные общества, деятельность которых была направлена на свержение существующего государственного строя. Практически сразу после поражения на Сицилии в Афинах была учреждена экстраординарная коллегия, состоявшая из десяти пробулов – специальных должностных лиц. Этот орган стал инструментом ограничения демократии. В компетенцию пробулов входило предварительное рассмотрение всех вопросов перед их представлением в Совет пятисот и народное собрание. В 411 г. до н. э. при содействии пробулов и при ведущей роли антидемократических гетерий в Афинах произошел государственный переворот: демократия была ликвидирована, к власти пришел олигархический совет, состоявший из 400 человек (так называемый Совет четырехсот). Беднейшие слои населения полиса были лишены гражданских прав; статус граждан и, соответственно, право участвовать в народном собрании сохранили лишь богатые афиняне (всего 5000 человек). Но даже и эту «сокращенную» экклесию олигархи не спешили собирать, предпочитая решать все дела в узком кругу. Совет четырехсот направил посольство в Спарту. Стремясь к скорейшему заключению мира, он изъявлял готовность пойти на весьма серьезные уступки. Однако олигархический режим оказался крайне непопулярным. Афинский флот, находившийся на момент переворота на военной базе на острове Самос, решительно отказался подчиняться новой власти. Моряки, традиционно настроенные демократически, сместили стратегов, признавших Совет четырехсот, избрали на их место командующих из своей среды, и флот фактически конституировался как своего рода «полис на кораблях» (ведь в понимании древних греков полис – это «не стены, а люди»). В самих Афинах олигархи тоже очень скоро утратили поддержку гражданского коллектива. Олигархический режим просуществовал лишь несколько месяцев, и в 410 г. до н. э. демократия была восстановлена в полном объеме.

Улучшилось и военное положение Афин. Бежавший из Спарты Алкивиад прибыл на Самос, был избран военными моряками стратегом и фактически возглавил военно-морские силы. Благодаря его полководческому таланту, афинянам удалось одержать ряд блестящих побед над спартанским флотом (в районе черноморских проливов, у побережий Ионии и Фракии). Многие полисы, вышедшие из Афинской архе, были вновь возвращены под власть Афин. Правда, взыскивать с них форос в изменившихся условиях было уже невозможно. В поисках новых источников дохода Алкивиад, восстановив афинский контроль над черноморскими проливами, учредил там таможню, которая взимала пошлину со всех торговых судов, проходивших через Босфор и Дарданеллы. Кроме того, он установил дружественные отношения с персидскими сатрапами Тиссаферном и Фарнабазом, которые управляли областями на западе Малой Азии, и стал получать от них финансовую помощь.

В 407 г. до н. э. Алкивиад во главе победоносного флота триумфально возвратился в Афины. Ему были торжественно прощены все его былые прегрешения, и афиняне, вопреки своим обычаям, назначили его автократором – единоличным командующим всеми вооруженными силами. Теперь он получил право сам выбирать себе помощников. Алкивиад находился на вершине славы. Однако его торжество оказалось недолгим. Уже в следующем году, когда афинский флот потерпел незначительное поражение, причем даже не по вине Алкивиада, недавнего кумира демоса вновь ждала отставка. Опальный стратег удалился в свои родовые владения на полуострове Херсонес Фракийский.

Последний период Пелопоннесской войны осложняется радикализацией афинского демоса. Вновь появляются охлократические тенденции в управлении государством. Ободренные одержанными победами демагоги призывали к войне «до победного конца». Отвергая любые мирные предложения Спарты, они толкали полис к принятию невзвешенных, порой авантюрных решений. Яркое свидетельство того – события после битвы при Аргинусских островах (406 г. до н. э.). Это морское сражение завершилось победой Афин, последней в Пелопоннесской войне.

Но выигравшие битву афинские стратеги, возвратившись на родину, были преданы суду и по его приговору казнены за то, что они из-за начавшейся бури не сумели подобрать и предать погребению тела погибших, что являлось, по мнению судей, религиозным преступлением (по представлениям греков, души непогребенных бродят по свету и мучат живущих).

Таким образом, афиняне оставили собственные вооруженные силы без командиров. Этим не преминули воспользоваться их враги. Персидский царевич Кир Младший, назначенный в это время наместником всей Малой Азии, отказал Афинам в финансовой помощи и стал активно поддерживать спартанцев. В Спарте пост наварха занимал выдающийся полководец Лисандр. Именно он стал главным героем последнего периода Пелопоннесской войны. В 405 г. до н. э. афинский флот был застигнут Лисандром врасплох у реки Эгоспотамы (регион черноморских проливов) и наголову разгромлен. Это сокрушительное поражение афинян предрешило исход многолетней войны. Спарта, осадив Афины как с суши, так и с моря, полностью перекрыла подвоз продовольствия в город. После нескольких месяцев осады афиняне, изнуренные голодом, в 404 г. до н. э. были вынуждены капитулировать. Условия мира, продиктованного спартанцами, оказались для Афин весьма тяжелыми. Афинский морской союз распускался. Остатки афинского флота подлежали уничтожению. Наиболее важные оборонительные укрепления, в частности Длинные стены, должны были быть срыты. Афины обязывались признавать гегемонию Спарты в греческом мире. Город, который еще недавно блистал как «школа Эллады», крупнейший политический и культурный центр, столица обширной симмахии, превратился в рядовой греческий полис. Анализируя главные причины поражения Афин в Пелопоннесской войне, следует в первую очередь назвать внутреннюю непрочность созданного ими объединения полисов – Афинской архе. Постоянная эксплуатация афинянами своих союзников порождала в их среде сепаратистские устремления, которые открыто проявились при первых же признаках ослабления Афин. Пелопоннесский союз, построенный на добровольных началах, оказался значительно прочнее. Далее, афинский демос, вдохновленный большими успехами, достигнутыми в предвоенный период, явно переоценил свои силы. В ходе войны Афины совершили ряд серьезных стратегических и тактических ошибок, зачастую проявляя излишнюю нервозность и даже допуская авантюризм. Немалую роль в победе Спарты сыграла и финансовая помощь, оказанная ей Персией.

Однако фактически в Пелопоннесской войне не было победителя: от нее пострадала вся Эллада. Длительный вооруженный конфликт положил начало нарастанию кризисных явлений в греческом мире. Не было региона, экономику которого не разрушили бы постоянные военные кампании, сопровождавшиеся гибелью людей, разорением сельскохозяйственных угодий, разрывом торговых связей, бессмысленной тратой колоссальных денежных средств. Война оказала отрицательное воздействие на внутриполитическую ситуацию в полисах: участились гражданские выступления и государственные перевороты. Тенденцией внешнеполитического развития стала нараставшая раздробленность, что мешало объединить силы даже перед лицом серьезной угрозы. Таким образом, «золотой век» классического греческого полиса, век процветания Эллады остался позади.

 

«ТРИДЦАТЬ ТИРАНОВ»

Вскоре после заключения мира со Спартой, в том же 404 г. до н. э., в Афины прибыл спартанский наварх Лисандр. Он обвинил афинян в том, что условия мирного договора выполняются недостаточно быстро, и потребовал ликвидации демократии в полисе. Народное собрание вынуждено было подчиниться; афинская демократия во второй раз временно прекратила существование. Власть была передана коллегии из тридцати олигархов, ярых приверженцев Спарты, во главе с Критием – умным, жестоким и циничным политиком, убежденным противником народовластия. Режим «тридцати тиранов», как афиняне прозвали своих новых правителей, опирался на размещенный в Афинах спартанский гарнизон и поддерживался антидемократическими гетериями.

Новое правительство Афин сосредоточило в своих руках всю полноту власти и приступило к проведению проспартанской политики. Число граждан было сокращено до 3000 человек, а остальные афиняне были разоружены и впоследствии высланы в сельскую местность. Демократические институты не функционировали. «Тридцать тиранов» установили в Афинах террор. Приверженцы демократии частью были казнены, частью бежали. Всех неугодных олигархам лиц, да и просто невинных людей из числа состоятельных горожан, убивали без суда и следствия в надежде попользоваться их богатством. Всего жертвами режима «тридцати тиранов» стало более 1500 человек, как граждан, так и метеков. По инициативе Крития были подосланы убийцы к Алкивиаду, жившему в то время в персидских владениях, – жизнь этой яркой и неоднозначной личности оборвалась.

Подобный разгул беззакония не мог, конечно, продолжаться долго. В 403 г. до н. э. бежавшие из Афин сторонники демократии, объединившись под командованием активного участника Пелопоннесской войны Фрасибула, вторглись в Аттику и нанесли войску олигархов ряд поражений. Критий погиб в одной из битв, правительство было свергнуто, и Фрасибул торжественно вступил в город. Спартанскому гарнизону пришлось оставить Афины. Во избежание продолжения гражданских смут был принят закон о всеобщей амнистии, не распространявшейся только на «тридцать тиранов». Таким образом, и вторая попытка установления власти олигархии оказалась безуспешной; афинская демократия была восстановлена.

Историография

Изучая историю Пелопоннесской войны, ученые особенно часто пытались понять предпосылки этого военного конфликта. Была ли война неизбежна или же ее можно было предотвратить путем взаимных уступок? Какая из сторон должна в наибольшей степени считаться виновником кровопролитного столкновения? Этим темам посвящены, в частности, работы Дж. де Сент-Круа (G. de Ste Croix), Э. Бадиана (E. Badian), В. М. Строгецкого. Одни исследователи придерживаются традиционной, восходящей еще к Фукидиду точки зрения, согласно которой войну инициировала Спарта, недовольная усилением Афин. Другие считают, что, напротив, афинский экспансионизм, нежелание афинян и лично Перикла идти на какие-либо уступки привели к тому, что война оказалась неизбежной. Самым фундаментальным является исследование о Пелопоннесской войне Д. Кэгена (D. Kagan), в котором детально проанализированы все сколько-нибудь важные военные кампании 431– 404 гг. до н. э.

ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

В классическую эпоху греческая культура достигает своего наивысшего расцвета. Это было непосредственно связано с окончательным оформлением классического полиса. Центральной фигурой античной цивилизации стал новый культурно-исторический тип человека – полноправный и свободный гражданин полиса, носитель новой системы ценностей. Именно античный человек создал уникальную культуру, ставшую основой современной мировой культуры. Он создал величайшие образцы художественной и духовной культуры, отражавшей его богатый внутренний мир.

Культура эпохи классики стала итогом интеллектуального развития общества периода архаики. Была разрушена сковывавшая человека традиция, благодаря чему высвободилась огромная творческая энергия, которую античный человек блестяще реализовал в создании памятников культуры, имеющих мировое значение. Эта культура отражала, как отметил Г. Гегель, ту «временную гармонию человека с природой и его политическим миром», которой он достиг в V в. до н. э. в рамках античной цивилизации. Наиболее точным выражением этой гармонии стали произведения искусства эпохи высокой классики, отличавшиеся красотой формы и ясностью содержания. В художественной и духовной культуре классической эпохи была найдена и выражена идеальная мера гармонии, ритма, эстетических и этических оценок.

Те духовные ценности, которые сложились в архаическую эпоху, привели к утверждению высокой гражданственности, основанной на гуманистических началах. В центре античной гуманистической системы ценностей стоит не бог или царь, а рядовой гражданин, у которого духовное превалирует над материальным. Центральным элементом этой системы ценностей было понятие счастья. Геродот рассказал нам о диалоге между Солоном и царем Крёзом. На свой вопрос: «Кто самый счастливый человек на свете?» утопавший в богатстве царь надеялся услышать собственное имя. Но Солон назвал самым счастливым человеком на свете рядового гражданина Телла и перечислил те простые общечеловеческие ценности, которые для обычного человека оказались дороже царских сокровищ. Телл был счастлив потому, что был свободен, зажиточен, имел славную семью, прекрасных сыновей, дожил до того времени, когда смог увидеть внуков, и погиб со славой, защищая родной полис. Фразой «Счастлив не тот, кто богат, а тот, кто жизнь закончил благополучно» Солон подчеркнул принципиальное отличие античной, гуманистической системы ценностей от древневосточной, «варварской».

Смыслом жизни и высшей добродетелью объявляется любовь к доброй славе. Она воспринимается как высшая награда за безупречное и жертвенное служение гражданскому коллективу, за совершенный ради родного полиса подвиг. Обретенная слава определяла место героя среди сограждан, создавала атмосферу почета, уважения и любви, которую не способны дать никакие материальные блага. Только слава делала имя человека бессмертным, что порождало уникальную атмосферу оптимистического мироощущения греков, запечатленную в памятниках искусства.

Важно отметить, что в классическую эпоху в Греции были созданы условия, когда разрыв между идеальным в системе ценностей и реальным в жизни общества практически исчез. В этой духовной атмосфере памятники культуры обретали эстетически совершенную и законченную форму, становились классическими образцами. Наиболее полно и последовательно эта тенденция была выражена в афинских памятниках художественной культуры, когда во времена правления Перикла Афины превратились в культурный центр Эллады. Как передает Фукидид, Перикл высоко оценивал культурное лидерство Афин: «Мы развиваем нашу склонность к прекрасному без расточительности и предаемся наукам не в ущерб силе духа. Богатство мы ценим лишь потому, что употребляем его с пользой, а не ради пустой похвальбы». На Афины равнялись все полисы Древней Греции.

 

ПАНАФИНЕЙСКИЕ ПРАЗДНЕСТВА

Духовная жизнь афинского общества была неразрывно связана с поклонением покровительнице полиса – богине Афине Палладе. В посвященном ей празднике Панафинеи (т. е. Всеафинские празднества) принимало участие все население полиса. Здесь наиболее полно проявился общеполисный коллективизм в религиозной сфере. Учрежденные, согласно легенде, Тесеем, ставшие традиционными при Писистрате, набольшей пышности празднества в честь Афины достигли в V в. до н. э.



Дата добавления: 2016-08-06; просмотров: 1027;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.022 сек.