ГРЕЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ 3 глава


 

Все большее развитие получала в греческом мире и торговля. Внешнеторговые операции были связаны преимущественно с морем, поскольку сухопутные дороги были менее удобными и безопасными. Соответственно крупнейшими торговыми центрами были приморские полисы, располагавшие портами и значительным флотом (Коринф, Эгина, Хиос, Самос, Сиракузы и др.). Однако уже к середине ? в. до н. э. крупнейшим центром морской торговли стали Афины с их портом Пирей. Торговля греческих полисов, как друг с другом, так и с негреческими государствами и племенами, была ориентирована в основном на ввоз товаров. Главной ее целью было приобретение того, что греки не могли произвести собственными силами. Прежде всего ввозился хлеб, главными продавцами, которого выступали наиболее плодородные регионы Средиземноморья: Египет, Великая Греция, Северное Причерноморье. Ввозили также рабов, предметы роскоши (украшения, благовония), корабельный лес, некоторые металлы (в частности, олово, отсутствовавшее в Элладе). В обмен на эти товары греки вывозили керамику, изделия из металлов, дорогие вина, масла и т. п. Греческие товары порой попадали в весьма отдаленные места: Персию, Скифию, Галлию и др. – по большей части, очевидно, через посредников. Важнейшие морские торговые пути шли из Греции на северо-восток – в Понт Эвксинский, на восток – к Кипру и Финикии, на юг – к Египту и Кирене, на запад – к Южной Италии, Сицилии и далее вдоль северного побережья Средиземного моря. Как правило, торговые корабли держались вдоль берегов: выходить далеко в открытое море купцы не рисковали. В Греции торговля была делом исключительно частной инициативы (государственных торговых агентов, как на Древнем Востоке, не было), однако многие полисы проводили «социальную» торговую политику, направленную на максимальное обеспечение населения всем необходимым. Так, в Афинах предпринималось регулирование рыночных цен на хлеб, и за превышение установленных цен торговец мог понести суровое наказание, вплоть до смертной казни.

Торговую жизнь определяла деятельность крупных оптовых купцов (они назывались эмпоры), закупавших «за морем» большие партии товаров. Это занятие считалось чрезвычайно выгодным, но крайне рискованным. Существовали и мелкие розничные торговцы, перекупавшие у эмпоров их товар на оптовом рынке и затем продававшие его в своих лавках. Главный афинский оптовый рынок находился в Пирее, ставшем крупнейшим торговым центром всей Эгеиды.

Наряду с внешнеторговыми существовали и местные рынки. В Афинах основным местом торговли была Агора – главная городская площадь. На местных городских рынках продавались практически все продукты питания и все основные виды ремесленных изделий. С продукцией сельского хозяйства крестьяне выходили на рынок от случая к случаю. Лишь немногие землевладельцы, подобно стратегу Периклу, пытались перестроить свое домашнее хозяйство на рыночный лад. Управляющий поместьями Перикла полностью продавал полученный урожай, а затем в течение года все необходимое закупал на рынке. Большинство сограждан воспринимали такое «хозяйствование» Перикла как странный каприз.

 

Мелкая торговля считалась в Греции делом унизительным. К крупным оптовым торговцам относились с большим уважением. Оптовой торговлей могли заниматься и аристократы (торговал даже знаменитый афинский законодатель Солон). Афинские торговцы, как и ремесленники, выступали, как правило, сторонниками демократии, а нередко становились и ее вождями.

Расширение торговых операций привело в классическую эпоху к появлению первых «банкиров» (наибольшего расцвета банковское дело в Афинах достигло в І?в. до н.э.). Эту роль взяли на себя трапезиты – менялы, производившие на рынках операции по обмену многочисленных древнегреческих «валют». Постепенно конторы трапезитов стали выполнять чисто банковские функции: принимали деньги на хранение, выдавали ссуды под проценты, вели безналичные расчеты через отделения в различных городах и т. п. Крупнейшие банкиры-менялы принадлежали к числу наиболее состоятельных жителей Афин, но в большинстве своем были лицами, не имевшими гражданских прав.

Анализируя экономику Древней Греции в классическую эпоху, следует обратить внимание на некоторые важные экономические особенности большинства полисов. В сравнении с экономическими системами Древнего Востока древнегреческая экономика была несравненно более интенсивной и динамичной, теснее связанной с морем. Развитие ремесла и торговли в ряде полисов (но далеко не во всех) достигло весьма высокого уровня, что способствовало совершенствованию денежного обращения и зарождению банковского дела. При этом основой экономической жизни почти повсеместно оставалось сельское хозяйство, преимущественно земледелие.

Характернейшей чертой античной экономики было развитие классического рабства. Труд рабов широко использовался прежде всего в ремесле и торговле. Несмотря на появление элементов товарного производства, основной экономической ячейкой оставалось домохозяйство (ойкос), в значительной мере натуральное. Главной целью производства было не получение прибыли, а самообеспечение ойкоса. Да и само слово «экономика» – греческого происхождения, изначально оно обозначало именно «ведение домашнего хозяйства». В классической Греции экономика впервые стала предметом специального изучения. А первые в истории экономические теории были выдвинуты Ксенофонтом и Аристотелем.

 

Источники

В классическую эпоху все больше полисов начинает чеканить собственную монету. Особенно популярными в греческом мире V—IV вв. до н. э., пользовавшимися спросом практически на любом рынке, были афинские драхмы и тетрадрахмы. На лицевой стороне монеты была избражена голова богини Афины, на оборотной – сова. Нумизматические памятники дают возможность судить о характере древнегреческого денежного обращения, о путях межгосударственной торговли, о системах мер и весов и о многих других аспектах античной экономики.

 

СТРУКТУРА ГРЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. КЛАССИЧЕСКОЕ РАБСТВО

 

Темпы развития античных государств да и сами пути, по которым оно шло, значительно отличались друг от друга. Соответственно свою специфику имела и структура общества в каждом греческом полисе. Наиболее полное и всестороннее представление о структуре античного общества можно получить на примере Афин – крупного демократического полиса с развитой экономикой.

Гражданский коллектив афинского полиса, объединявшего всю Аттику, в 432 г. до н. э. составлял 35—45 тысяч мужчин – полноправных граждан. Вместе с женщинами и детьми в полисе насчитывалось до 172 тысяч человек. В ?в. до н. э. в обществе еще сохранялось введенное Солоном деление на четыре имущественных разряда, хотя теперь оно уже не имело большого значения для политической жизни. К первым двум разрядам – пентакосиомедимнам и всадникам – относились в основном представители «старой» знати. Аристократов в Афинах было довольно много. По закону они не имели каких-либо привилегий. Тем не менее высокий статус и авторитет выходцев из знатных семей, хорошее образование, значительное богатство, сохранившееся у многих из них от предшествующих эпох, позволяли аристократам играть видную роль в общественной жизни. Именно представители знати чаще всего избирались на высшие должности, возглавляли военные экспедиции.

 

Помимо аристократов, к первым двум разрядам относились также весьма зажиточные граждане незнатного происхождения, составившие свое состояние на торговле и ремесленном производстве (крупные торговцы, владельцы мастерских). В греческих полисах сказочных богатств никто не нажил. Даже самые крупные состояния были, по современным меркам, довольно скромными. Так, в V в. до н. э. богатейшим человеком в Афинах (а по некоторым сведениям – и во всей Греции) считался дипломат Каллий (заключивший мир с Персией), имевший состояние в 200 талантов серебром. Страна была бедной, и богатство в ней было понятием относительным.

В целом рядовой демос воспринимал богачей с долей подозрения. Считалось, что они самим своим существованием как бы нарушают принцип всеобщего равенства. Для восстановления «справедливости» власти демократического полиса налагали на состоятельных граждан литургии – различного рода повинности. Одной из распространенных литургий была триерархия: афинянин должен был за свой счет оснастить и укомплектовать экипажем военный корабль. Гимнасиархия подразумевала организацию богатым горожанином спортивных состязаний, устройство гимнасиев – помещений для занятий спортом. Хорегия обязывала гражданина оплачивать набор и подготовку хора и актеров для праздничных представлений. Таким образом, государство перекладывало значительную часть своих расходов на частных лиц, что было необходимо, так как граждане не платили регулярных прямых налогов, лишь в экстренных ситуациях взималась эйсфора – разовый чрезвычайный налог.

Литургии, заменяя собой налогообложение, позволяли гражданскому коллективу в известной степени сдерживать имущественное расслоение среди граждан. Надо сказать, что в Vв. до н. э. сами богачи, заботясь как о благе полиса, так и о собственном престиже, отнюдь не пытались уклониться от литургий, а, напротив, стремились перещеголять друг друга щедростью трат на благо общества. Это давало почет, обеспечивало рост политического влияния, что считалось более весомым, чем накопление материальных ценностей.

К третьему разряду, зевгитам, относились среднезажиточные крестьяне. Наиболее многочисленный, этот разряд вначале составлял главную социальную опору демократии.

Но постепенно все большую роль начинают играть феты – четвертый разряд, объединявший беднейших крестьян и ремесленников, рабочих-поденщиков, а также лиц неопределенных занятий. Роль фетов в жизни полисов особенно повысилась, когда в ходе греко-персидских войн они впервые были включены в состав экипажей триер. В отношении этих людей государство проводило определенную социальную политику: охраняло их от окончательного разорения, старалось обеспечить земельным наделом (хотя бы за пределами Аттики, на землях полисов – членов Делосского союза), организовывало для них хорошо оплачиваемые общественные работы, чаще всего строительные. В интересах бедняков была введена плата за участие в работе общественных органов, а в IV в. до н. э. – даже за посещение народного собрания.

Помимо граждан, в Афинах жили метеки – еще одна довольно многочисленная категория населения (их было примерно 25—35 тысяч человек). Статус метека имели лица, переселившиеся на постоянное жительство в Афины из других городов, а также их потомки. Метеки не пользовались гражданскими правами, не могли участвовать в управлении государством, не могли владеть землей на правах частной собственности, но, в отличие от граждан, платили налоги. Источником существования для метеков, как правило, было занятие ремеслом и торговлей. Впрочем, в условиях экономически развитого афинского полиса эти виды деятельности приносили значительные доходы. Многие метеки стали весьма зажиточными людьми и, несмотря на низкий правовой статус, были вполне удовлетворены своим положением.

 

Наконец, самой низшей в социальной иерархии была одна из наиболее многочисленных групп населения – рабы. Некоторые античные авторы (впрочем, «поздние», чьи свидетельства не слишком достоверны) утверждают, что в Афинах V в. до н. э. было 400 тысяч рабов[14]. По более осторожным оценкам, в афинском полисе классической эпохи было 80—115 тысяч рабов. Точную цифру вряд ли удастся установить: в отличие от граждан и метеков рабы не учитывались ни в каких переписях. Во всяком случае, рабы составляли около трети всего населения афинского государства.

В V в. до н. э. в развитых греческих полисах, к числу которых относились и Афины, окончательно утвердилось классическое рабство, характеризовавшееся максимальным противопоставлением правовых статусов раба и свободного человека, отношением к рабу как к вещи. Одним из важнейших факторов развития рабовладельческих отношений стали греко-персидские войны, в ходе которых взятые в плен варвары порабощались. Например, после разгрома персов при Евримедонте было продано в рабство 20 тысяч пленных. Собственно, в этот период именно иноплеменники составляли подавляющее большинство рабов. Кстати, это сыграло свою роль в складывании у греков представления о варварах как «рабах по природе».

Другим источником рабов был захват свободных людей пиратами. Пополнялся рабский контингент и за счет детей, рожденных рабынями. Причем такие рабы пользовались обычно большим доверием со стороны своих господ. Развитие рабства неизбежно вело к появлению рынков рабов. Крупнейшие из них существовали в Эфесе, а также на островах Хиос, Самос и Делос.

Труд рабов использовался в самых разных сферах производства. В ремесленных мастерских, строительных артелях рабы зачастую работали наравне со свободными людьми. Рабский труд преобладал там, где условия труда были особенно тяжелыми, например в рудниках. В сельском хозяйстве рабов использовали мало, но и там даже не очень богатому крестьянину в работе зачастую помогали один-два раба, а в поместье богача их могло трудиться до нескольких десятков во главе с управляющим, который тоже нередко был рабом. В городских домах аристократов рабы выполняли обязанности домашних слуг, поваров, привратников и т. п. Существовали также государственные рабы, которые могли занимать низшие должности, считавшиеся унизительными для свободных граждан. Так, в Афинах отряд вооруженных луками рабов-скифов исполнял обязанности полицейской стражи. Однако не следует представлять себе греческое общество упрощенно, как состоящее из горстки рабовладельцев и противостоящей им в яростной непримиримости огромной массы беспощадно эксплуатируемых рабов. Во-первых, исключительно важную роль играла многочисленная группа мелких производителей-собственников – людей свободных. А рабы ни в одном из греческих полисов никогда не составляли большинства населения.

Во-вторых, древнегреческое рабство не основывалось на жесточайшей эксплуатации рабов с целью выжать из них все что можно. В Древней Греции раб, бесспорно, воспринимался как вещь, но вещь дорогая и нужная в хозяйстве, поэтому к нему, как и ко всякой вещи, старались относиться бережно[15]. Условия существования рабов были довольно сносными и порой мало отличались от условий жизни бедных свободных крестьян. Это позволяло наиболее рационально использовать труд раба с оптимальной выгодой для владельца. Необходимо подчеркнуть, что тяжесть положения раба заключалась не в жестоком обращении с ним, а в его полном бесправии. Государство порой вмешивалось во взаимоотношения рабовладельцев и рабов. Так, в некоторых полисах (в том числе в Афинах) было запрещено беспричинно убивать или истязать рабов. В античной Греции практиковался и отпуск рабов на волю, хотя это и не было широко распространено. Если раб был связан с торговлей или ремеслом, он мог выкупиться на волю на свои сбережения. Рабы нередко получали свободу по завещанию после смерти хозяина. Существовал и такой способ отпуска раба на волю, как дарение или продажа божеству. При этом в специальном документе оговаривалось, что деньги от продажи целиком идут хозяину, а богу вверяется защита свободы раба. Вольноотпущенник пополнял ряды метеков и продолжал сохранять определенную зависимость от своего прежнего хозяина. Хотя история Греции классической эпохи практически не знала крупных вооруженных восстаний рабов, однако недовольство рабов своим статусом выплескивалось в различные формы протеста. Самой распространенной из них было бегство (так, во время Пелопоннесской войны из Афин бежали 20 тысяч рабов). Были случаи, когда доведенные до отчаяния рабы убивали своих хозяев. За это преступление раба казнили на могиле его хозяина.

Источники

 

Весьма ценным источником по истории Греции V в. до н. э., и особенно Афин, являются драматические произведения. Великие драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан были афинскими гражданами. Аттическая трагедия была весьма сложным литературным жанром, в котором мифологический сюжет позволял поднимать важнейшие религиозно-философские, этические, политические вопросы. Правда, использование «театральных» памятников для реконструкции событий политической жизни древности осложнено тем, что в трагедиях мы находим не прямые упоминания об этих событиях, а скорее аллюзии и реминисценции, подчас не во всем понятные людям позднейших эпох.

 

Греческая комедия V в. до н. э. имела характер злободневной политической сатиры. Аристофан смело изображал в своих пьесах современных ему политических деятелей и полководцев, зачастую выводя на сцену Клеона, Никия, Ламаха, Демосфена и др. под их собственными именами. Персонажами его произведений оказывались и другие известные афиняне: философ Сократ, драматург Еврипид. В комедиях Аристофана множество упоминаний о событиях афинской истории времен Пелопоннесской войны, причем о некоторых из них можно узнать только из сочинений этого автора.

В исследовательской литературе комедии Аристофана нередко называют «зеркалом» афинской действительности; однако необходимо помнить, что зеркало это – кривое. Дело в том, что, согласно законам жанра, в комедиях история Афин представала перед зрителями в гротескном, гиперболизированном преломлении. У Аристофана то простой крестьянин заключает сепаратный мир со Спартой и наслаждается благами мирной жизни, то два афинянина основывают птичий город между землей и небом, а потом одерживают верх над самими богами, то женщины совершают государственный переворот, отстранив мужчин от управления полисом. Это не отражение реальных событий, а скорее чаяния тех или иных слоев населения. Произведения греческих поэтов могут служить источником по религиозным представлениям и культам древних греков, их идеологии, менталитету, нравственным воззрениям.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В БАЛКАНСКОЙ ГРЕЦИИ

Для греческого мира временем наивысшего подъема оказался период между 479 г. до н. э. (изгнание персидских полчищ из Эллады) и 431 г. до н. э. (начало Пелопоннесской войны). Этот период уже у античных авторов получил образное название – Пентеконтаэтия (т. е. пятидесятилетие). В политическом отношении это время характеризовалось так называемым афино-спартанским дуализмом – примерным равновесием сил двух наиболее крупных греческих полисов, их напряженным и все более обострявшимся противостоянием.

Спарта, стоявшая во главе Пелопоннесского союза, по традиции (еще с архаической эпохи) имела репутацию самого могущественного в военном отношении государства Греции. И долгое время никто не мог составить ей конкуренцию. Теперь спартанцам был впервые брошен вызов, и сделали это афиняне. Афины, которые опирались на свою морскую мощь, на свое главенство в Делосском союзе (форос союзников резко увеличивал их финансовые возможности), на авторитет, который создали им победы над персами, уже со времени Фемистокла все более активно начали претендовать на гегемонию в Балканской Греции, что, естественно, не устраивало Спарту.

 

Впрочем, в афино-спартанских взаимоотношениях чередовались периоды относительного сближения и острого конфликта. Так, на протяжении 70—60-х годов V в. до н. э., когда наиболее влиятельным человеком в Афинах был Кимон, между двумя полисами установились дружественные контакты. Кимон симпатизировал спартанцам и не желал враждовать с ними, понимая, что противостояние Спарте отвлекло бы от главной цели – войны против Персии. Однако такая политика властителя Афин встречала нарастающее несогласие его сограждан.

Поводом для выражения открытого недовольства действиями Кимона послужил ряд обстоятельств. В 464 г. до н. э. в Спарте произошло разрушительное землетрясение, которое на время привело ее население в состояние растерянности. Этим воспользовались илоты Мессении и подняли восстание против спартанского владычества (историки часто называют его Третьей мессенской войной). Спартанские власти, осознав, что не в силах справиться с возникшей опасностью, обратились за военной помощью к полисам, которые находились в союзе со Спартой или были с ней в дружественных отношениях. Просьбу помочь спартанцам получили и Афины. Вопреки возражениям многих демократически настроенных политиков Кимон, поддержанный влиятельным ареопагом, провел в народном собрании решение о предоставлении помощи Спарте и сам возглавил направленный в Пелопоннес вооруженный контингент.

Однако выяснилось, что спартиаты не доверяют афинянам, подозревая их в тайном сочувствии мессенянам. Как только они поняли, что смогут подавить восстание собственными силами, в 462 г. до н. э. афинскому отряду было в довольно унизительной форме предложено отбыть на родину.

Неблагодарность Спарты вызвала в Афинах взрыв негодования и стала причиной того, что Кимон, «главный виновник» испытанного унижения, был подвергнут остракизму, т. е. изгнан из полиса. Пришедшая к власти демократическая группировка во главе с Эфиальтом и Периклом была настроена резко антиспартански. Отношения со Спартой были полностью разорваны. Впоследствии афиняне даже демонстративно предоставили убежище илотам, бежавшим из Мессении после подавления восстания (их поселили в городе Навпакт на северном побережье Коринфского залива). Афины вступили в союз с Аргосом – злейшим врагом Спарты. В это же время под эгиду Афин перешли ранее входившие в состав Пелопоннесского союза Мегары – ближайший сосед Афин.

Планы афинских политиков становились все более экспансионистскими, они включали в себя создание нового сильного «сухопутного» союза, разумеется под гегемонией Афин. Спарта предпринимала ответные недружественные шаги. В результате между враждующими сторонами была развязана война, получившая в историографии название Первой, или Малой, пелопоннесской войны (459—446 до н. э.). Война относилась к разряду вялотекущих: периоды острых стычек чередовались с длительными мирными передышками. В то время ни Афины, ни Спарта не были еще готовы к масштабным военным действиям: спартанцы не успели исправить ситуацию после восстания илотов, а афинянам приходилось параллельно вести военную кампанию в Египте.

Война шла с переменным успехом. В 458 г. до н. э. афиняне захватили остров Эгина, политически тяготевший к Спарте, и насильственно включили его в состав Делосского союза. Эгина как центр морской торговли была богатым полисом, и сумма денежного взноса (фороса), наложенного на нее, была огромной. Спартанцы, на море уступавшие афинянам, не смогли защитить эгинцев. Но на следующий год они взяли реванш на суше: в битве у беотийского города Танагра не знавшая себе равных спартанская фаланга разгромила афинян. Однако Афины вскоре оправились от поражения и, собрав новое войско, нанесли удар по союзной Спарте Беотии. Почти вся эта область (кроме ее крупнейшего города Фивы) оказалась под афинским влиянием. Со Спартой было заключено перемирие, и военные действия на несколько лет приостановились. В период войны афиняне построили мощное оборонительное укрепление – так называемые Длинные стены. Две стены образовали коридор протяженностью около 5 километров, соединивший Афины с их портом Пирей. Теперь город мог не бояться никакой осады, поскольку всегда существовал выход к морю, где господствовал афинский флот и откуда шел постоянный приток продовольствия.

Последние вооруженные действия в Малой пелопоннесской войне начались в 447 г. до н. э. На этот раз положение складывалось явно не в пользу Афин. Против их владычества восстала Беотия, и афинянам пришлось вывести свои войска из этой области. В следующем году восстал один из верных афинских союзников – Эвбея, и это восстание с трудом удалось подавить. Тогда же Мегары «вернулись» в Пелопоннесский союз. Одновременно на Афины двинулось сильное спартанское войско, и афинским властям лишь путем умелой дипломатии удалось избежать военного столкновения, которое закончилось бы для них неминуемым поражением.

Попытка создать сильный союз под гегемонией Афин, который смог бы противостоять Спарте, потерпела крах. В конечном счете в 446 г. до н. э. между Афинами и Спартой был заключен так называемый Тридцатилетний мир. Этот договор закреплял равновесие сил между Афинами и Спартой и разграничивал сферы влияния этих двух полисов. Впрочем, мир не был прочным, поскольку не были ликвидированы причины существовавших противоречий. Рано или поздно должна была произойти новая схватка за лидирующее положение в греческом мире.

 

Источники

Важные сведения о событиях V—IV вв. до н. э. можно почерпнуть из исторических трудов «поздних» древнегреческих и римских авторов: Диодора Сицилийского и Помпея Трога (I в. до н. э.). Диодор во многом дополняет, а в чем-то исправляет ту информацию, которая содержится у Геродота и Фукидида. Трог излагает события весьма кратко. Цикл биографий видных греческих полководцев классической эпохи был написан римским историком Корнелием Непотом (I в. до н. э.).

Чрезвычайно информативны сочинения Плутарха – автора «Сравнительных жизнеописаний». Большую часть «греческой» половины этого обширного цикла составляют биографии политических деятелей классической эпохи (жизнеописания Фемистокла, Кимона, Перикла, Никия, Алкивиада, Агесилая, Демосфена и др.). Специфика труда Плутарха как исторического источника определяется следующими обстоятельствами. С одной стороны, в распоряжении автора находилось огромное количество исторических описаний, созданных в предшествующие века (значительная часть этих сочинений нам уже недоступна). С другой стороны, Плутарх далеко не всегда достаточно критично относился к используемым данным, делая больший акцент на яркость и поучительность повествования, нежели на его документальную точность. Его изложению свойственны принципиальное пренебрежение хронологической скрупулезностью, определенная морализаторская тенденция, использование риторических клише и ненужные длинноты. Правда, во многом все это обусловлено особенностями жанра биографии. Тем не менее данные, содержащиеся в работе Плутарха, дополняя материал сочинений «ранних» авторов, позволяют точнее реконструировать исторические события.

Для греческого мира первых веков нашей эры, когда он находился под римским владычеством, был характерен повышенный интерес к «славному прошлому», ностальгические воспоминания о былом величии. Это породило «антикварную» литературу. Во II—III вв. появляются трактаты энциклопедического характера Афинея, Элиана, Полиена, Полидевка и др., в которых содержатся самые различные сведения о событиях V—IV вв. до н. э. Особенно интересно «Описание Эллады» Павсания (II в. н. э.) – своеобразный путеводитель по Южной и Средней Греции, в котором, рассказывая о достопримечательностях, святынях и памятниках культуры греческих городов и областей, автор часто совершает экскурсы в историю, упоминает о давних событиях.

Немаловажным источником являются так называемые схолии – позднеантичные комментарии к произведениям древнегреческой литературы – комедиям Аристофана, речам Демосфена, диалогам Платона и т. д. Авторы этих комментариев, хотя и были отделены многими веками от эпохи классической Греции, тем не менее нередко доносят до нас ценную информацию, почерпнутую у «более ранних» писателей (например, о некоторых деталях политического устройства полисов, о нюансах тех или иных исторических событий).

Много ценных сведений сохранили лексикографические памятники – различного рода словари, составленные в античную (Гарпократион, II в.; Гесихий, V в.) и византийскую (словарь анонимного автора Х в. «Суда») эпохи. Хотя в трудах лексикографов много путаницы, искажений фактов, непонимания реалий более ранних эпох, тем не менее достоверные и интересные данные можно почерпнуть даже из них.

АФИНСКАЯ МОРСКАЯ ДЕРЖАВА

 

Безусловно значительными были успехи Афин в укреплении созданного ими Делосского (Первого афинского морского) союза. Дальнейшее разрастание этого объединения полисов, превращение главенства Афин в нем во все более полное и бесконтрольное господство постепенно привели к превращению союза в структуру совершенно нового типа – Афинскую морскую державу, или Афинскую архе. Условно считается, что это случилось в 454 г. до н. э., когда союзная казна после поражения афинского флота от персов была под предлогом персидской опасности перенесена с острова Делос в Афины. Отныне афиняне стали самовластно распоряжаться огромными денежными суммами, поступавшими от союзников, зачастую лишь в собственных интересах. Официальной целью объединения полисов была борьба с Персией, однако и после окончания греко-персидских войн Афинская архе не прекратила существования. Теперь на нее была возложена задача обеспечить противостояние Пелопоннесскому союзу и в конечном счете утвердить гегемонию Афин в Греции. В период наивысшего расширения Афинской архе в нее входило до 300 полисов, расположенных на восточном и северном побережьях Эгейского моря, на его многочисленных островах и в зоне черноморских проливов. В 437 г. до н. э. в результате экспедиции афинского флота в Черное море, которой командовал Перикл, в состав державы вошли также многие полисы понтийского региона (Сшгопа, Ольвия, Нимфей и др.). Столь колоссального военно-политического объединения полисов Эллада еще никогда не знала. Входившие в Афинскую архе полисы формально считались независимыми союзниками Афин, но фактически они были полностью лишены политической самостоятельности. В частности, им был запрещен выход из союза: пытавшиеся обрести независимость жестоко карались с применением военной силы. Когда в 440 г. до н. э. против афинского владычества восстало население Самоса, к острову тут же направился мощный афинский флот во главе с Периклом. После почти годичной осады самосский полис был насильственно возвращен в число союзников.



Дата добавления: 2016-08-06; просмотров: 1517;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.018 сек.