ПОДВОДНЫЙ СПОРТ В АНГЛИИ
Мистер Н. О. Гуген, председатель Британского Субакваклуба, являющийся также директором одной из фирм, торгующих снаряжением для подводной охоты, считает, что к 1955 году в Англии будет четверть миллиона человек, владеющим тем или иным оборудованием для подводного спорта.
В то же время мистер Е. Л- Холден, директор фирмы "Когсвелл и Харрисоыы", выражает сомнение в том, что ему удастся за год продавать больше ста гарпунных ружей для подводной охоты, хотя он уже продает ежегодно значительное количество аквалангов.
Это ясно свидетельствует о том, что акваланговый спорт пользуется большей популярностью в стране, нежели подводная охота.
В настоящее время подводной охотой успешно занимаются на побережье Англии, в районе Брайтона и в других местах. Однако из четверти миллиона англичан, владеющих тем или иным снаряжением для подводного спорта, охотятся, на мой взгляд, не более 200 человек как в самой Англии, так и за ее пределами. За все годы, проведенные мной на южном побережье Франции, я не встречал ни одного англичанина, который охотился бы под водой.
С другой стороны, англичан-аквалангистов насчитывается, пожалуй, больше, чем даже среди французов. Однако по количеству аквалангистов на первом месте, по всей вероятности, стоят США. Этот вид спорта весьма популярен у англичан, и поэтому не удивительно, что в Англии ежегодно продается около тысячи аквалангов; к этому можно добавить аппараты, приобретаемые англичанами за границей, а также аппараты собственного изготовления.
Причины, почему многие отдают предпочтение подводному спорту с аквалангом, очевидны- прибрежные воды Англии слишком холодны и климатические условия очень неустойчивы для занятий подводной охотой с маской и дыхательной трубкой. Если еще учесть приливы и отливы, а также другие трудности, то станут понятны основные причины малого распространения подводной охоты в Англии. С другой стороны, имея акваланг, можно заниматься подводным спортом всюду, где есть достаточно глубокая вода, не только в море, но и в озерах, в реках, в таких местах, например, как Уотер, где, кстати говоря, имеется школа плавания и ныряния и с аквалангом. Пользуясь "сухой" резиновой одеждой, аквалангисты могут погружаться в самую холодную воду.
В Англии подводный спорт с аквалангом, благодаря энтузиастам этого спорта, постепенно принимает организованные формы. Об этом свидетельствует, например, учреждение специального Субакваклуба. Клуб этот хорошо организован и насчитывает более тысячи членов. Основная цель и назначение клуба - "сделать доступным для всех желающих занятия подводным спортом с тем, чтобы наглядно познать подводный мир".
Клуб устраивает специальные семинары для начинающих заниматься акваланговым спортом, организует для них практику в особых бассейнах и на приморских курортах. При клубе существуют и курсы, повышенного типа. Кроме того, клуб организует для аквалангистов всех степеней экскурсии и экспедиции. Как говорится в брошюре, изданной клубом: "Каждые две недели в течение всего лета группы членов клуба совершают путешествия к берегам Средиземного моря для исследования подводных глубин и для занятий подводным спортом. Участники поездок обеспечиваются всем необходимым оборудованием. Их сопровождает опытный инструктор. Аналогичные экскурсии, по более дешевым ценам, организуются также и в самой Англии".
Журнал "Нептун", издаваемый клубом, продается в большинстве магазинов, торгующих оборудованием для подводного спорта. Знакомство с материалами этого журнала может за один вечер привлечь ваши симпатии к акваланговому спорту. На страницах "Нептуна" уже появляются, критические замечания против подводной охоты, и обозреватель журнала идет даже так далеко, что высказывается "против подводной охоты в рамках деятельности клуба". Он считает подводную охоту только ступенью, через которую проходит большинство спортсменов для того, чтобы найти нечто более "удовлетворяющее и полезное". Обозреватель идет даже дальше, заявляя, что, так как подводная охота вызывает оппозицию со стороны тех людей, у которых "необычайное умение идти своими путями", она должна быть отвергнута Британским Субакваклубом, у которого более важные цели.
Подобный взгляд на подводного охотника очень неверен. Это похоже на фотографа, снимающего диких животных и презирающего охотника на крупную дичь, который стоит позади него и страхует его от носорога, могущего растоптать фотографа и его камеру. Аналогия несколько преувеличенная, но правдоподобная.
Нельзя забывать, что огромная популярность подводного спорта, рост производства подводного снаряжения, начались с подводной охоты и развиваются вместе с ней. И до сегодняшнего дня лучшие ныряльщики и наиболее выдающиеся аквалангисты, такие, например, как Диди Дюма и вызывающий удивление юный Альберт Фалько, начали именно как подводные охотники.
Да, эти люди больше не охотятся, они служат у капитана 3-го ранга Кусто, а Кусто хотел бы, чтобы всякая охота под водой была запрещена; во всяком случае, ходят слухи о его высказываниях подобного рода. И, действительно, на борту его судна "Калипсо" подводная охота запрещена, но возможно, что это происходит исключительно потому, что они ныряют теперь с аквалангами. Ныряние с маской уже больше не в их вкусе, хотя начинали они именно с этого.
Во всяком случае, тот, кто начинает заниматься подводным спортом как охотник, всегда будет лучшим ныряльщиком, и, следовательно, лучшим аквалангистом, чем тот, кто сразу начинает, заниматься с аквалангом.
Но имеется и существенный довод против хаотической охоты под водой, и к этому доводу следует прислушаться. Речь идет об истощении рыбных запасов во всех районах, в которых подводная охота проводится безжалостно. Это требует определенных мероприятий, и в Южной Африке, в Америке, в Австралии и позже во Франции приняты законы, контролирующие подводную охоту.
Я считаю что противники подводной охоты слишком перегибают палку, настаивая на запрещении вообще этого вида спорта. Там, где есть море, всегда будет и рыба, и если будут существовать законы (которыми будут строго руководствоваться), регламентирующие размеры убиваемой рыбы и оружие, каким для этого можно пользоваться, время и места охоты, тогда, где бы то ни было, отпадет всякая причина запрещать подводную охоту тем, кто любит этот спорт.
Лишено всякого смысла, когда неохотники говорят о том, что охотники не должны существовать или что этот спорт-"пустое ребячество". Если вы охотник, вам попросту не о чем разговаривать с такими людьми, потому что они игнорируют вас вообще. Их антагонизм становится предрассудком.
Единственно справедливое решение заключается в том, что охотник вы или нет, но вы должны дать возможность существовать другому, так как оба эти направления являются ветвями одного и того же спорта, точно также, как существуют рыболовы-удильщики и люди, не занимающиеся этим спортом, как существуют охотники на крупную дичь и люди, любящие фотографировать животных в их естественном состоянии. Такие противоположности не должны исключать друг друга.
Если будут приняты разумные законы, контролирующие подводную охоту, тогда подводная охота должна быть разрешена, потому что спорт этот уникальный, значительно более трудный и более интересный, чем ныряние с аквалангом. Действительно, принимая во внимание, что рыба с каждым днем становится все осторожнее, что попасть в нее стрелой становится все труднее и труднее, этот спорт требует большого искусства, вырабатывает наблюдательность, требует куда больших познаний подводной жизни, чем необходимо аквалангисту для его прогулок под водой.
Интересно отметить, что подводные охотники, которые ближе наблюдают рыбу, чем простые наблюдатели, зачастую поправляют ихтиологов, которые положили так много трудов для классификации рыб Средиземного моря и написали о них десятки книг.
Одна из последних книг, пришедших к нам из Франции-"Подводный натуралист", написанная Пьером де Латилем, еще раз доказывает, что подводный охотник вносит исправления в труды ученых и расширяет подлинное познание (а зачастую открывает и новые, доселе неизвестные факты) жизни многих, если не большинства средиземноморских рыб.
Хороший охотник всегда является натуралистом, хотя бы по необходимости, и его вклад в познание подводной жизни только еще начинается. И помощь его в этом важном деле весьма нужна.
И все же, беря под защиту подводную охоту, я признаю, что акваланговый спорт является логическим шагом вперед по сравнению с подводной охотой, хотя и не исключает ее.
С аквалангом вы можете нырнуть более глубоко и продержаться под водой длительное время, что в значительной степени расширяет ваши возможности под водой. Возможности акваланга безграничны, и я хочу дать совет: если вы можете вступить в Британский Субакваклуб, - сделайте это и вы получите большое удовольствие, куда большее, чем вам может предоставить подводная охота.
У меня есть только одно критическое замечание по отношению к аквалангу как к спорту. Многие люди, занимающиеся акваланговым спортом, являются энтузиастами акваланга без всяких существенных на то поводов. Они еще не поняли всех возможностей подводной деятельности. В большинстве случаев они увлечены самим процессом ныряния или, если ощущение новизны уже прошло, с пустым любопытством рассматривают разнообразные проявления подводного мира.
Подводный клуб должен выработать у своих членов глубокий интерес к овладению техникой, что требует этот спорт. Но раньше или позже энтузиасты подводного спорта будут нуждаться не в клубе, а в обществе, да, в сообществе людей, интересующихся жизнью под водой, которое включит в себя ихтиолога и биолога моря, геолога и археолога - единый коллектив специалистов, объединяющих свои усилия, познания и опыт в одно целое.
жизни моря известно так мало, что с самого начала есть возможность объединить практику с теорией - отвагу исследователя с упрямством и старательностью ученого. И, будучи охотником, я подчеркиваю тот вклад, который может внести охотник в подлинное изучение подводной жизни, аналогично тому, как обычный охотник обогатил познания зоологов своим знанием привычек и жизни животных.
Для подводной деятельности мало одного энтузиазма и увлечения этим спортом. Отрицательно скажется па нем и снобизм науки. Все мы должны встречаться под водой, как равные с равными, объединенные объективным пониманием того вклада, который каждый из нас может внести в науку. Это и будет подлинным подводным сообществом.
В настоящее время, пока такое идеальное общество находится на пути к созданию (Британский Субакваклуб делает первые шаги к этому), я хочу повторить: хороши обе ветви подводного спорта - и ныряние в маске с целью охоты на рыбу, и ныряние с аквалангом для исследования моря. Объединение обеих ветвей представляется мне идеалом.
Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 1517;