Вторичные и дополнительные поля
Вторичные и дополнительные поля показаны частично на рис. 10. Вся передняя центральная извилина (6 так же, как и 4 поля Бродмана, см. рис. 5) называется первичной в нашем обсуждении; вся задняя центральная извилина также первичной, несмотря на то, что могут быть предприняты попытки разделить каждую извилину на первичные и вторичные поля.
До сих пор у человека мы еще не имеем данных, указывающих на разделение первичной от вторичной слуховой коры, несмотря на то, что это предположительно установлено у лабораторных животных.
Рис. 10. Первичные передаточные поля (сенсорные отмечены точками, моторные — линиями; и некоторые вторичные сенсорные и моторные поля в коре левого полушария. Показаны части медиальной поверхности. Височная доля срезана и отвернута книзу, чтобы показать ее верхнюю поверхность (которая обычно спрятана в сильвиевой борозде) и первичное слуховое поле в поперечных извилинах Гешля. Вторичное слуховое поле не изображено. так как наши данные по стимуляции недостаточны для установления его границ у человека.
Распространение вторичного сенсорного (соматического) поля, возможно, больше, чем это показано на верхнем краю сильвиевой борозды. Сенсорные ответы задней части дополнительных соматических полей до сих пор имелись в небольшом числе случаев, однако моторные ответы были многочисленными и легко вызывались
Как пример различия между первичными и вторичными полями возьмем затылочную долю: стимуляция 17-го поля Бродмана, расположенного по краям шпорной борозды, вызывает у больного ощущения света, тени, цвета, обычно двигающихся и мерцающих в противоположном поле зрения. Остальная затылочная доля состоит из 18 и 19-го поля Бродмана, и ее стимуляция вызывает тот же тип зрительных явлений, но ощущения света и цвета могут возникать у больного в обоих зрительных полях. Удаление вторичного зрительного поля коры не вызывает гомонимной гемианопсии.
Стимуляция вторичного соматического сенсорного поля (рис. 10) вызывает обычно у больного ощущения, не всегда напоминающие те, которые вызываются при стимуляции задней центральной извилины, он чувствует колющие боли, онемение, ощущение движения, желание двигаться.
Однако в то время как приложение электродов к задней центральной извилине в полях руки или ноги продуцирует ощущения только на контралатеральной стороне, приложение электродов ко вторичному сенсорному полю в сильвиевой борозде часто вызывает ощущения ипсилатеральные и билатеральные, а не контралатеральные. Удаление вторичных сенсорных полей коры не вызывает отчетливых сенсорных или моторных дефектов.
Наконец, удаление дополнительного моторного поля, по-видимому, не вызывает функциональных дефектов больших, чем уменьшение скорости осуществления быстрых чередующихся движений ноги и руки. Стимуляция дополнительного поля вызывает у больного движения поворота и постуральные движения, в которых участвуют обе стороны тела,— движения, которым больной, находящийся в сознании, не может сопротивляться.
Взаимоотношения между первичными полями передаточной коры и вторичными полями могут быть проиллюстрированы рассмотрением нервной структуры зрения, гипотетически показанной на рис. 9. Здесь предполагается, что вторичные поля получают импульсы от обоих полей зрения. Таким образом, вторичное поле может почти мгновенно воспринять информацию, которая поступает в мозг через передающие аппараты обеих сторон.
Какова бы ни была истинная функция вторичных и дополнительных сенсорных и моторных полей коры, очевидно, что для этих широких полей серого вещества нет места в старом мозговом стволе. Пространство, занимаемое каждой из этих функциональных систем, увеличивается вследствие кортикальных обходных путей. Это приложимо вообще к млекопитающим и особенно к человеку.
Дата добавления: 2023-03-24; просмотров: 497;