Понятия «брак» и «семья».
Проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой специфическое, во многом уникальное образование: малая группа и социальный институт одновременно.
Семья – главная ячейка общества. Действительно, семья, где человек проводит большую часть своей жизни, играет важную роль в обществе. Семья существует повсеместно. Нет такого общественного устройства, в котором бы отсутствовала семья и семейно-родственные отношения.
В силу особой значимости семьи и брака для жизнедеятельности обществ социологи уделяют большое внимание их изучению. Специфика социологического изучения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из важных функций общества – воспроизводство ее членов и осуществляет их первичную социализацию.
Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную систему общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируются поведение членов семьи – родителей и детей определяются присущие им социальные роли и статус. Кроме того, каждое общество, проявляя заинтересованность в сохранении стабильной и прочной семьи, воспитании подрастающего поколения, осуществляет как формальный, так и неформальный контроль над поведением членов семьи, в первую очередь мужа и жены. Общество в лице государственно-правовых учреждений регулирует и контролирует две основные стороны семейной жизни:
1. Супружество – взаимные отношения супругов;
2. Родительство – связанное с процессом воспитания детей.
Семья – основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
В социологической литературе довольно часто проводят разграничения между понятиями «брак» и «семья». Браком принято обозначать социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений. В любом обществе брак носит социальный характер, что проявляется в публичной форме его заключения, социально-контролируемом подборе брачных партнеров, в факте наследования семейного имущества. Понятие «семьи» характеризует ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как малая первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и интересов.
Семья в социологии рассматривается не только как социальный институт, но как малая группа. Обратим внимание на отличительные признаки семьи в качестве малой группы. Во-первых, семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью. Во-вторых, в семье, в отличие от других малых групп, преобладают неформальные доверительные отношения между супругами и детьми. Поэтому семья может быть названа первичной типичной группой. В-третьих, можно отметить такую особенность семьи как способ ее формирования: люди вступают в брак на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви друг к другу.
Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей).
Типология браков.
Семьи бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.
Изменения в составе и структуре семьи нередко служат поводом для пессимистических выводов об ослаблении семейно-родственных связей. В «нормальных» условиях, по О. Конту, семья должна обеспечить подчинение детей родителям по признаку возраста и женщин мужчинам по признаку пола. В настоящее время оба параметра существенно меняются. Молодежь все раньше покидает родительский дом, стремится жить самостоятельно и все чаще выбирает другую профессию, нежели профессия родителей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархической организации семьи.
Господствующие в обществе ценностные стандарты и морально-правовые нормы обуславливают прежде всего доминирующую форму брака, существенно различающиеся в разных социокультурных системах. Поэтому представляет интерес типология культурно-исторических типов брака.
Рассмотрим наиболее распространенные формы брака:
1. Эндогамный брак преобладал в доиндустриальных обществах. В соответствии с его нормами и предписаниями заключить брак могли только мужчины и женщины принадлежащие к одной и той же социальной группе или общности. Этот тип брака получил распространение в сословных и кастовых обществах. В Древней Индии, например, насчитывалось более 200 различных каст, и господствующая религиозная традиция запрещала браки между представителями различных каст. Многие элементы эндогамного брака сохранились и в феодальном обществе: выходцы из дворянских семей могли сочетаться браком только с представителями своего сословия.
2. Экзогамный брак. Его нормы требовали выбирать брачных партеров за пределами своей общности. Социологи указывают на позитивные аспекты, присущие этой форме брака, т.к. он разрушает границы между различными социальными группами, способствует социальной солидарности общества, представляет индивиду самому выбирать себе будущего супруга.
Другим критерием типологии браков и супружества может служить численность партеров, вступающих в семейно-родственные отношения:
1. Моногамный брак, заключаемый между одним мужчиной и одной женщиной.
2. Полигамный брак, состоящий из нескольких партеров.
Последний подразделяется на два отдельных вида:
1. Полигиния - брак одного мужчины с двумя и более женщинами.
2. Полиандрия – брак нескольких мужчин с одной женщиной.
В большинстве известных обществ преобладают моногамные браки: полигамный брак нарушает естественную, примерно одинаковую пропорцию мужчин и женщин в обществе. Отрицательной стороной полигамного брака является то, что он порождает соревнование между мужчинами за женщин и тем самым вызывает социальные конфликты и напряженность.
Возможны другие варианты типологии браков. Например, по критериям престижа и власти в семье ученые выделяют такие типы семей, как:
1. Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж — кормилец, жена — хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.
2. Матриархальная, где власть принадлежит жене-матери.
3. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны; а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.
Можно также выделить нетрадиционную семью, в которой сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.
Существуют переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.
Таким образом, в современной семье не только трансформируются традиционные роли женщин в связи с их массовым участием в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчин. Например, в западноевропейских странах уже не являются аномальными и из ряда вон выходящими случаями, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от чего зависит лидерство в семье.
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 388;