Методы самовоспитания
Каждая личность, рожденная в этом мире, представляет собой нечто особенное, никогда не существовавшее прежде, новое, оригинальное, уникальное. Каждый обязан все время помнить, что никогда прежде на свете не жил никто, подобный ему, и каждый поэтому призван осуществить свою особенную миссию в этом мире.
Мартин Бубер
Нет ничего более сложного и более важного, чем трезвая, объективная самооценка. Сложно беспристрастно анализировать собственное поведение, последствия своих поступков, еще более сложно трезво оценить свое место в обществе, свои возможности, так как психофизиологический потенциал человека определяется врожденными, генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Ведь каждому человеку кажется, что весь мир — для него и человек не крошечная песчинка, не капелька в океане жизни, а ее центр, удивительный и неповторимый. И можно сколь угодно долго говорить о бренности человеческой жизни, об искре, вспыхнувшей лишь на короткое мгновение, о тщетности всего земного, но человек воспринимает мир только благодаря своим чувствам и разуму, мир существует для человека и благодаря человеку. Человек обязан достойно выполнять свою высокую миссию, должен постоянно изучать Вселенную, заключенную в нем, и совершенствовать ее. Каждый человек обладает суммой определенных свойств, своим интеллектуальным, творческим и психофизиологическим потенциалом (рис. 37).
Рис. 37.Индивидуальный потенциал человека
К сожалению, высокие потенциальные возможности личности не всегда удается развить и реализовать. Детская одаренность может быть загублена неправильным воспитанием, способность генерировать нестандартные решения, отклонения от привычных стереотипов мышления (креативные способности) часто расцениваются обществом как оригинальничание, желание выделиться.
Необходимость и желательность физического развития и совершенствования ясна каждому, интеллектуального — большинству, нравственного — немногим. Утреннюю зарядку делают многие (что, правда, не мешает опять-таки многим вечером "выкушать поллитру" и этим свести на нет все утренние усилия по укреплению здоровья). Некоторые пенсионеры наполняют свою жизнь неустанными заботами о собственном здоровье, внимательно следят за новыми достижениями медицины и фармакологии, но заставить себя погулять с собачкой и подышать свежим воздухом способен не каждый. Над своим умственным развитием человек трудится с рождения до того времени, когда осознает, что он все познал и жизнь уже не может удивить его ничем. И тогда он превращается в обычное млекопитающее, так как человека от животного отличает не только система культурных, этических и религиозных норм, но и способность удивляться. Такой человекоподобный биологический робот, андроид, продолжает тянуть лямку жизни без радости, без интереса к чему-либо, разнообразя свои будни надоевшими всем поучениями и наставлениями. Социологи с тревогой отмечают, что подобное умственное старение, духовный консерватизм охватывает все более молодые слои населения. Все чаще встречаются молодые, но уже "утомленные жизнью" (особенно среди добившихся некоторого материального благополучия) люди, овладевшие нехитрыми жизненными догмами и модным лексиконом, которые довольствуются не истинными интеллектуальными и духовными ценностями, а их подделками, суррогатом.
Нравственные проблемы волнуют людей еще меньше, ведь так удобно прикрывать свои неблаговидные поступки сентенциями типа "с волками жить, по-волчьи выть", "в чужой монастырь со своим уставом не лезь", "моя хата с краю". Незаурядная личность учится всю жизнь, до глубокой старости. С годами этические, нравственные вопросы начинают оттеснять все другие, более приземленные, хотя и этические проблемы становятся особенно важными именно в личном, индивидуальном плане, так как зависимость человека от окружающего мира в старости постоянно усиливается. Тонко и удивительно мудро заметил великий Сократ, что человек не только поступает в соответствии с тем, кем он является, но и становится в соответствии с тем, как он поступает.
Проблемы взаимодействия, взаимовлияния и самовоспитания давно волнуют человечество и нашли отражение в многочисленных теориях и практических рекомендациях. Самое распространенное направление этих поисков получило в психологии название бихевиоризм(от англ. behavior — поведение), предложенное в 1913 г. профессором Чикагского университета Дж. Уотсоном (1878— 1958). Философские основы этой теории — прагматизм и позитивизм, а экспериментально-практическая база — в исследованиях поведения животных", впервые выполненных Э. Торндайком (1874— 1931).
Известны также теории модификации поведения, подкрепления, оперантного обусловливания, психологии поведения. Общим для всех этих теорий является связь (корреляция) между стимулом и формированием условных реакций на стимул. Теория линейного программирования обучения, как и основы ситуативного менеджмента, разработана профессором Гарвардского университета Берресом Фредериком Скиннером, их анализу и критике были посвящены работы А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др. Теоретической базой различных теорий поведения всегда служило известное учение И. П. Павлова об условных и безусловных рефлексах, хотя именно Павлов счел необходимым ответить на изыскания психологов статьей с примечательным названием "Ответ физиолога психологам".
Можно весьма условно изобразить духовную сущность личности в виде ядра (истинная интеллектуальная и психическая основа человека), окруженного многими внешними оболочками (рис. 38).
Рис. 38.Графическое изображение ядра и
оболочек личности
Ядро человеческой души — его сущность, его "эго". Внешние оболочки — периферия личности, в которой от духовной сущности остается мало, а больше приобретенного, наносного, скопированного.
Каждый человек старается надежно спрятать от вторжения посторонних свою глубинную духовную сущность и защитить свое "Я" многочисленными внешними оболочками, количество которых и их проницаемость -у различных людей весьма различны (можно столь же условно эти оболочки называть масками). Эти оболочки (маски) лишь отдаленно отражают сущность человеческого ядра, в них больше приобретенного в результате общения с другими людьми или временного, "взятого напрокат" для выполнения определенных ролевых функций. Конформисты легко идут на деформацию внешних оболочек, так как именно так легче приспособиться к меняющимся алгоритмам поведения в обществе. Индивидуалисты или легко ранимые люди особенно тщательно оберегают себя от попыток установить с ними близкие духовные контакты и соприкасаются с обществом лишь на уровне внешних оболочек, на определенной дистанции. Ф. М. Достоевский в повести "Двойник" одним из первых отметил особый тип человеческой психики, когда практически никому и никогда не удается пробиться через внешние оболочки к сердцевине замкнутого эгоцентричного "Я" — такая личность обречена на духовное одиночество, на своеобразный солипсизм, отрицающий объективный мир вне своего сознания. Внутренние диалоги ("когда хочется поговорить с умным человеком"), а точнее, монологи не могут, конечно, полноценно заменить бесконечную многогранность непосредственного человеческого общения.
Некоторые люди ведут себя продуманно открыто, легко и непринужденно вступают в контакты со всеми членами общества, одинаково приветливо и вежливо общаясь с уборщицей и министром, с крестьянином и ученым, но отгораживая от мира ядро своей души особо мощной оболочкой. Эта манера общения характерна для глубоко воспитанных людей и часто ассоциируется с аристократичностью.
Чаще встречается тип людей, предельно открытых для контактов ("свой парень", "душа нараспашку"), готовых выслушать любого и поделиться всем, даже самым сокровенным, составляющим ядро такой личности. Когда попытки установить подобные контакты начинают граничить с хамоватой навязчивостью и камуфлироваться якобы природным простодушием, то обычно вызывают отторжение ("мой друг Рю" — это о японском аристократе, премьер-министре!). Резко, но мудро заметил о таких людях С. Есенин: "Ходить с распахнутой душой так же неприлично, как и с расстегнутой ширинкой". Такие псевдоблизкие контакты бывают чаще всего кратковременными, но не из-за отгороженности внешними оболочками, а из-за духовной скудности самого ядра (рис. 39).
Особо ценными, но весьма редкими бывают личные контакты, когда пересекаются не только оболочки, но сливаются и сами ядра человеческих душ. К такой духовной близости стремятся влюбленные (но такую духовную близость никогда не дает примитивная животная страсть, именуемая теперь сексом), родители и дети, настоящие давние друзья, единомышленники, люди, которых объединяют духовные и интеллектуальные интересы. Духовная близость не может быть односторонней, собеседники способны понять друг друга с полуслова, им понятны глубинные чувства и мысли, их доверительность и взаимопонимание приносят большое удовлетворение и высокую радость.
(а) (б)
Рис. 39. Схема "аристократических" (а) и
открытых (б) контактов личности с обществом
Совсем не так часто, как принято думать, встречается настоящая любовь, готовность сделать для любимого больше добра, чем самому себе. Именно о такой "девочке-друге" мечтал Джек Лондон и считал, что можно выстоять в жизненной борьбе "спина спиною к мачте против тысячи вдвоем". Редко выдерживает испытание на прочность и мужская дружба, духовное родство незаурядных личностей (кроме, пожалуй, Великой Дружбы товарища Ленина и товарища Сталина, в честь которой были сооружены тысячи бетонных скамеек с сидящими на них верными друзьями). Духовное единение демонстрируют люди одной расы, национальности, религиозной конфессии, родственники, социальные группы, объединенные по самым разным, иногда и удивительным признакам (футбольные и хоккейные болельщики, коллекционеры, панки, металлисты, фанаты эстрадных звезд и т.п.) (рис. 40).
(а) (б)
Рис. 40.Духовная близость, взаимопонимание, любовь,
дружба (а), расовые, национальные, родственные и социально-групповые контакты (б)
Важность осознания своего "Я" подчеркивается работами многих ученых. Полезно напомнить известное в психологии "окно Джогарри" (название это составлено из аббревиатуры имен и фамилий авторов). Сложный внутренний мир человека состоит из нескольких неравных частей, из которых только некоторые открыты для самого человека и окружающих его людей. Условно личность можно представить совокупностью четырех зон: открытой, скрытой, "слепой" и неведомой.
1 Открытая зона | 2 "Слепая" зона |
3 Скрытая зона | 4 Неведомая зона |
Рис. 41.Окно Джогарри
Открытая зона — та часть внутреннего мира человека, которая видна всем и хорошо известна самому человеку. Это та открытая миру часть информации о личности, по которой можно судить о свойствах, индивидуальных особенностях человека. Именно эта зона составляет "имидж", репутацию, по ней судят о человеке, и всегда эта зона находится под особым контролем личности. Вторая, "слепая" зона закрыта для человека, но открыта окружающим. Всегда мы удивляемся своему голосу, если слышим его в записи, — разве этот чужой голос мой? Именно поэтому с таким вниманием мы рассматриваем свои фотографии и слушаем отзывы о себе. Третья зона представляет ту часть внутреннего мира человека, которая хорошо известна ему (с ее слабостями и даже пороками), но закрыта для других людей. И четвертая зона неведома никому, это фрейдистский мир подсознательного, инстинктивного. Люди по-разному относятся к попыткам окружающих "вскрыть сейф" их внутреннего мира: кто стремится помочь этому, кто отвергает любое вмешательство в свое "Я".
Из всех этих теорий и бесчисленных экспериментов следует подробнее остановиться на методах самовоспитания и стимуляции собственной деятельности, так как методы искусства воздействия на коллектив и личность будут рассмотрены ниже, а методы самоусовершенствования обычно интересуют человека прежде всего. "Обязанности по отношению к нам самим суть самые важнейшие и должны занять необходимо первое место, — пишет широко известный в прошлом немецкий писатель и педагог барон Адольф фон Книгге (1752—1796) [52], — посему не надобно огорчать и унижать себя в собственных глазах своих; не надобно презирать себя или излишней лестью уклоняться от своего усовершенствования". Очевидно, что развитие любой системы возможно лишь в результате глубокого анализа ее функциональных особенностей и определения целей, направлений ее совершенствования. Для личности — постоянный, объективный самоанализ, целенаправленное сравнение своего поведения с критериями совести, чести, достоинства, самооценка адекватности поступков своим целям и возможностям, создание собственной системы ценностей, определение понятий добро — зло, хорошо — плохо. Самовоспитание — целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическое запрещение самому себе дурных поступков и даже помыслов.
Пожалуй, наиболее простым, но весьма эффективным способом стимуляции деятельности личности является метод положительного подкрепления. Этот метод неосознанно применяется в повседневной жизни постоянно: мать, радуясь хорошему поступку ребенка, говорит ему "Ах, ты мой молодец", начальник, желая подчеркнуть достижение сотрудника, благодарит его, уступившему место в автобусе говорят "спасибо" и т.д. И каждый раз слова благодарности, пожатие руки, улыбка, ласка, премия, орден являются реакцией на хороший поступок, особо отмечают его, подкрепляют и этим стимулируют деятельность человека. Часто человек сам подбадривает, хвалит себя в самых неожиданных формах ("Ай да Пушкин, ай да сукин сын!", "Ах, какой же я молодец!"). Но обычно положительное подкрепление хорошего и отрицательная, осуждающая реакция на плохое совершаются неосознанно, почти рефлекторно. Иное дело, когда положительное подкрепление как метод, направленный на достижение определенной цели, применяется глубоко продуманно и становится тактикой поведения человека. Например, огорчительно, когда приятный (или нужный!) знакомый редко выбирает время для телефонного разговора с девушкой, но если при очередном звонке девушка будет продуманно заинтересованной, любезной, интересной собеседницей, то вероятность нового желанного разговора значительно возрастет — сработает механизм положительного подкрепления. Если дочь без напоминания и просьб вымыла посуду и мать за это приласкает и поблагодарит ее, то можно с большим основанием надеяться на очередной "подвиг" дочери. Метод положительного подкрепления некоторые возводят в ранг жизненной стратегии. Всегда удачи и неудачи сменяют друг друга, и очень многие весьма бурно реагируют на срывы и ошибки. Можно злиться, ругать себя и других, можно даже всплакнуть или излить свою горечь на окружающих, но полезнее понять, что "слезы горю не помогут", что осознанная ошибка уже не страшна и разумнее радоваться удаче и снисходительнее относиться к своим и чужим промахам. Лучший способ положительного подкрепления при удаче, верном решении, творческой находке — сделать то, что понравится самому себе и другим, подкрепить радость свершения своим одобрением. Мелочь, самообман? О, нет! Попробуйте сами и убедитесь, что в вашу жизнь войдет еще немного счастья. Только следует помнить, что далеко не всегда подкрепление должно быть регулярным, эпизодическое (вариабельное) подкрепление более эффективно (кстати, именно на вариабельном подкреплении основаны счастливые любовные отношения).
Значительно упрощает трудовой ритм жизни, делает его более четким и емким метод разумного самопринуждения. Действенность этого метода хорошо подтверждается примерами из обыденной жизни. Например, чтоб быть на работе вовремя, необходимо встать в 7 утра и именно на это время разумно поставить свой будильник. Однако многие ставят будильник на полчаса раньше, чтобы несколько минут понежиться в постели. Эти странные полчаса жизни трудно назвать сном, скорее это бодрствование на фоне тревожных опасений, что можно вновь уснуть и опоздать на работу. Не разумно ли эти полчаса отдать полноценному сну и заставить себя встать сразу, в 7 часов? Солдат в казармах будят отвратительным, ненавистным воплем "Па-а-адъем!", эта команда выполняется немедленно, и никому в голову не придет будить солдат немного раньше, чтобы дать им возможность подремать в постели. ...Женщина хочет завтра одеть на работу свежую кофточку, но ее нужно погладить, а делать это вечером не хочется. Утром, встав в обычное время, приходится в спешке включать утюг, жертвовать завтраком, сломя голову мчаться на работу — не разумнее ли заставить себя выполнить неизбежную работу в разумное, логически обоснованное время? Есть много неизбежных, хотя и неприятных дел. Можно их откладывать, переносить выполнение на различные сроки, надеясь, что вдруг эти дела как-то сами по себе будут выполнены. Наверное, каждый смеялся, замечая, как в воскресное утро, когда можно всласть поспать, ваш сын лежит в постели и мучается от неизбежной необходимости сходить в туалет! Или наблюдая, как топчется на берегу моря купальщик, страшась войти в прохладную воду. Метод разумного самопринуждения вырабатывает у человека привычку, а потом и потребность выполнять неизбежное сразу, в разумные и продуманные, оптимальные сроки (относится это и к работе над корреспонденцией, и к составлению ежемесячного отчета, и ко многим другим неизбежным, рутинным, часто обременительным делам).
Сложно без подготовки и глубокого, всестороннего обдумывания реализовать метод самоанализа (самонаблюдения), часто считают этот метод утомительным, а потому и малоэффективным. А ведь как важно вести постоянный контроль за своим поведением не только в обществе, но и наедине с собой! Присмотритесь внимательнее к поведению большинства окружающих вас людей, к их мимике, выражению лица, жестам, манерам, и вам станет ясной неотложная актуальность самовоспитания и самоконтроля. Этот слушает товарища, широко раскрыв рот, другой самозабвенно чистит пальцем нос — не хочется перечислять то, что делают люди, потеряв контроль за своим поведением! Особенно если они считают, что никто не смотрит на них, а ведь фактически человек всегда под непрестанным наблюдением (почитайте классические детективы!).
Метод самоанализа позволяет провести достоверную инвентаризацию своих физиологических данных, учет субъективных особенностей интеллектуального и морального потенциала, избежать идеализации, "эффекта ореола". Думающий, анализирующий человек имеет чувствительные внутренние весы, называемые совестью и измеряющие правомерность и этичность не только его поступков, но и даже тайных помыслов. Совершив дурной поступок, не следует скорее изгонять его из своей памяти, нет, пусть угрызения совести будут мучительны, пусть сожаление и раскаяние будут глубоко прочувствованы, только таким путем можно запретить себе делать дурное. Владеющие этим методом самовоспитания никогда не позволят себе упиваться собственным красноречием, хамить окружающим, глумиться над подчиненным, помыкать слабым и зависимым. С годами самоанализ становится неотъемлемой частью личности, и его постоянное применение не будет создавать каких-либо неудобств.
Мир постоянно вторгается в жизнь человека, и днем и ночью работают все пять его органов чувств: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Всю поступающую информацию, основной объем которой, около 90%, поступает через зрение, мозг должен обработать и оценить в кратчайшие сроки, и все чаще люди не справляются с этой лавиной чувств, важных и второстепенных сведений, с эмоциональным напряжением. Природа мудро выработала сложную систему ограничений, защиту от избыточной информации, которая помогает человеку не только отделить важное от несущественного, но и спасти психику от перенапряжений. Однако большинство людей не могут быстро освободиться от негативных впечатлений, остро и долго переживают и выискивают причины жизненных неудач. Бессонница, неврозы, стрессовые состояния могут привести к нарушениям психического здоровья и вызвать функциональные сдвиги в организме.
Дополнительно к природной системе ограничений (сон, небольшая емкость памяти, кратковременное хранение в ней информации и т.п.) разработаны различные методики, позволяющие защитить психику человека от негативных воздействий окружающей среды. Методы защитных блокировок психики человека от перегрузок выбираются и осваиваются человеком индивидуально. Чаще всего в результате тренировок достигается способность переключать свои мысли на отвлеченные темы, на радостные события прошлого, вновь переживать светлые, мажорные сюжеты книг или рассказов друзей. Можно уверенно заявить, что алкоголь и даже самые легкие наркотические средства (курение, кофе и т.п.) создают лишь иллюзию снятия стресса и не способствуют выведению из него.
В периоды тяжелых потрясений и переживаний многим людям заметное облегчение приносит молитва, обращение верующего к божеству за поддержкой и помощью. Несправедливость, тяжелое материальное и семейное положение, отсутствие духовной поддержки и взаимопонимания, безысходность, разочарование в окружающих людях заставляют обращаться к высшим силам и просить у них покровительства, поддержки, а иногда и чуда. Несомненно, что искренний, объективный и честный анализ ситуации, обдумывание и сопоставление фактов, поведения окружающих, всегда сопровождающие молитву, и, главное, вера в помощь Творца приносят заметное облегчение, самоочищение и помощь страждущему. Молитва действительно облегчает душевные страдания, если она имеет в своей основе глубокую веру в Господа, но производит отталкивающее впечатление, если носит характер торгашеской сделки: "Помоги мне, Господи, а я тогда тебе поставлю в церкви самую большую свечку!"
В конце XIX — начале XX века во многих странах возник и стал бурно развиваться интерес к оккультизму, к мистическому и магическому мировоззрению, к астрологии, кабале и спиритизму, к герметическим наукам средневековья. Герметизм (алхимия, астрология, кабала) как традиция тайного знания восходит якобы через Платона, Пифагора к легендарному Гермесу Трижды Величайшему (Трисмегисту), имя которого у древних греков было связано с богом Гермесом, покровителем торговли (кстати, также плутовства и обмана!), у римлян — с культом Меркурия, а также отождествлялся с египетским богом мудрости и покровителем магии Тотом. Адепты эзотерических, тайных знаний комментировали их с позиций самых последних достижений современной науки; например, исследования алхимии в области трансмутации (т.е. превращения с помощью "философского камня" неблагородных металлов в благородные) интерпретировались с позиций открытия радиоактивности Анри Беккерелем и т.п.
Значительный интерес вызывала мистическая составляющая пифагорейской школы, считающей целые числа сущностью вещей и первоосновой мира (когда Пифагор обнаружил существование несоизмеримых отрезков, то он, потрясенный, принес в жертву богам сто быков!), знаменитый стихотворный труд "Предсказания" врача и астролога из Сен-Реми провидца Мишеля Нострадамуса. Об удивительных возможностях человеческого духа говорилось в трудах Елены Петровны Блаватской, получившей тайные знания и посвящение непосредственно от святых лам Тибета.
* * *
XX век принес много удивительных, иногда даже фантастических открытий в области исследований личности, комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Хочется в первую очередь назвать крупнейшего русского ученого Владимира Михайловича Бехтерева (1857— 1927), основателя школы рефлексологии, организатора и руководителя Психоневрологического института (1908 г., ныне имени Бехтерева) и в 1918 году (!) — Института по изучению мозга и психической деятельности. Именно В. М. Бехтерев одним из первых применил гипноз при лечении алкоголизма, много внимания уделял проблемам полового воспитания и социальной психологии.
Большую известность приобрели исследования американца Джейкобсона (методы "последовательного расслабления"), француза Эмиля Куэ, изучавшего способы самовнушения, и работы немца Иоганна Шульца, создавшего оригинальную теорию психической саморегуляции с широким использованием еще недостаточно изученных резервов человеческого организма. Изучая психотерапевтическое воздействие гипноза, И. Шульц обратил внимание, что многие пациенты сами себе могут внушить состояние расслабления, покоя, сна, его работой "Тренировочной дорогой к самогипнозу" были заложены основы современной концепции аутогенной тренировки.
В Советском Союзе интерес к аутотренингу возник в 70—80-х годах благодаря научной и публицистической деятельности психотерапевта В. Л. Леви. Путь к нравственному психологическому самосовершенствованию, к сознательному управлению бессознательным проходит через пять основных этапов, пять принципов, как называет их Леви: чего человек хочет добиться (принцип цели), полная уверенность в том, что поставленные цели будут достигнуты ("дозированный фанатизм"), спокойная уверенность в своих возможностях, далее — успех обязательно придет через какое-то время и убежденность в том, что все необходимое для успеха заложено в самом человеке.
Аутогенная тренировка состоит из комплекса упражнений, мысленного повторения ряда формул самовнушения, что позволяет достигнуть состояния внутреннего психического успокоения и расслабления опорно-двигательного аппарата. Ежедневные десятиминутные упражнения — надежное средство борьбы с нервными расстройствами, утомлением, бессонницей. Перечень и правила выполнения упражнений можно легко найти в обширной литературе по аутотренингу.
С особой осторожностью следует рассмотреть еще один путь самосовершенствования личности, которому посвящены сотни исследований и по поводу которого не прекращается острая полемика до настоящего времени, — идею формирования "сверхчеловека". Начало современной полемике о праве человека на свободу воли и его ответственности за совершенные поступки, об относительности добра и зла, о путях гармонизации и совершенствования общества было положено шедеврами Ф. М. Достоевского (1821— 1881). Кому и почему "все дозволено", как изжить нравственный кризис общества, как вступить на путь единения людей во Христе, достичь идеала богочеловечества? — мучительно вопрошает Достоевский.
Идею "сверхчеловека" выдвинул Фридрих Ницше (1844—1900), считая, что главное в жизни — воля к власти, подтвержденная силой и могуществом. Все зло — от слабости, а добро — "все то, что укрепляет сознание власти, желание власти и саму власть человека". Ницше отстаивает право на "мораль господ" в отличие от "рабской морали", отрицает догматы христианства, основанные на равенстве людей перед Богом и подавляющие "волю к власти". Идеи "сверхчеловека" и "морали господ" были приняты немецким национал-социализмом и существенно развиты его идеологами. Принципиально не хотелось бы цитировать "Mein Kampf" А. Гитлера и труды его соратников, но именно в них идея "сверх-Я" получила дальнейшее развитие и была практически реализована в годы фашизма. Именно Гитлер сразу же после своего прихода к власти дал задание о создании целой сети лабораторий и институтов по изучению потенциальных возможностей человека с проведением бесчеловечных психофизиологических экспериментов над тысячами узников концлагерей.
Но помня мудрого Екклесиаста: "Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас", немецкие ученые глубоко изучили тайны древних и современных школ психофизиологической феноменологии Индии, Китая и Тибета. Были исследованы древнейшие священные Веды, созданные в XII—VII веках до н. э., комментарии к ним (Упанишады), религиозно-философское учение Веданты, разработанное одним из основоположников индуизма Шанкарой, о психических состояниях (авастха) человека, наследие классиков брахмано-буддийского направления индийской философии, учение великого китайского теоретика и практика Бодхидхармы, настоятеля Шаолиньского монастыря, создателя концепции "Абсолютного предела психофизических возможностей человека", современные школы санкхьи, йоги, Махатмы Ганди (1869—1948), Ауробиндо Гхоша (1872—1950) и т.п. Ведь и сегодня система воспитания личности в тибетских монастырях, методика упражнений хатха-йоги и раджа-йоги демонстрируют удивительное владение духом и телом! Целью этих исследований были разработки методики поведения человека и воспитание таких психических и физиологических свойств личности, которые могли бы обеспечить выживание и достижение цели в экстремальных ситуациях. И в итоге — создание психотропного оружия. Несомненно, что возможности человеческого организма, его психики исследованы далеко не полностью и следует ожидать много удивительных открытий на этом пути. Тем более что имеются сведения о наличии секретных немецких документов в Центральном архиве ВМФ России [45] об исследованиях и психофизиологических опытах в годы последней войны. Компетентное изучение этих уникальных архивов может дать много интересных материалов по развитию сверхвозможностей человека, если отбросить нацистские лозунги о сверхчеловеке — "носителе великого Духа арийской Империи".
Значительный интерес к эзотерическим знаниям тибетских лам проявляли также правительства Англии, Франции, Китая, не отставало от них и советское ГПУ. По распоряжению Ф. Дзержинского была выделена значительная сумма (около 600 тыс. долларов!) на секретную экспедицию в таинственную Шамбалу, страну махатм. Ближе всех приблизился к загадочной Шамбале Яков Григорьевич Блюмкин, сотрудник ГПУ, полиглот и мастер восточного рукопашного боя. В сентябре 1925 года он присоединился в обличьи монгольского ламы к экспедиции Николая Константиновича Рериха, которая исследовала пути в Шамбалу, но достичь цели им не удалось. До мая 1937 года в Московском энергетическом институте работала секретная нейроэнергетическая лаборатория, финансируемая спецотделом ГПУ, которая занималась широким спектром проблем — от гипноза, "снежного человека" до НЛО, телепатического чтения мыслей оппонента и средств радиошпионажа. Тайны трансцендентных свойств человеческого мозга волнуют ученых и исследователей и в настоящее время.
Принципиально иной подход к развитию возможностей интеллекта и психической деятельности личности наметился в самое последнее время. Один из крупнейших теоретиков мира, американский ученый Стив Хокинг, настаивает на неотвратимой неизбежности симбиоза человека и компьютера, о начале новой эры в истории человечества — эры техногенной цивилизации. Его выводы о неизбежности создания новой концепции будущей культуры доказываются не только математически, но и его собственным опытом: С. Хокинг, парализованный и прикованный к своему инвалидному креслу, с помощью компьютера и сети Интернет давно уже эффективно работает в своем виртуальном мире и демонстрирует удивительные возможности "искусственного суперчеловека".
Завершая раздел о методах самовоспитания, следует отметить, что существует еще великое множество школ, теорий, практических рекомендаций по духовному развитию личности, выявлению и использованию колоссальных, до конца еще не раскрытых возможностей человека. Имеется необозримая литература о йоге, о тибетской медитации, псевдонаучные и откровенно жульнические книги об экстрасенсорике, телепатии, черной и белой магии и т.п.
Метод Сократа
Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.
Сократ
Неоценимый вклад в мировую цивилизацию внесли великие мыслители Древней Греции, среди которых не меркнет имя Сократа (ок. 469—399 гг. до н. э.) — Учителя и Гражданина, создателя знаменитой афинской школы философии и риторики. Основы учения Сократа, который принципиально ничего не писал, известны лишь из сочинений его многочисленных учеников: Платона, Аристиппа, Антисфена, Евклида и позже — Аристотеля. Платон так высоко чтил своего учителя, что вывел его главным персонажем всех своих философских диалогов. Сократ сформулировал сверхсложные задачи познания — познай самого себя и научись искусству жить, дал определения таким этическим понятиям, как мужество, доблесть, справедливость, свою методику обучения сравнивал с "искусством повивальной бабки", обосновал критическое отношение к догматическим утверждениям, получившим название "сократовской иронии". Сократовский императив, что никто не бывает злым по доброй воле и что все дурные поступки объясняются только незнанием, широко известен из диалога Иешуа с Понтием Пилатом в великом романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Знание, по Сократу, — синоним добродетели.
Исследуя проблемы человеческого общения, Сократ особое внимание уделял диалогу. Платон, рассказывая в "Федре" о мастерстве ведения диалога своего великого учителя, подчеркивает, что книга никогда не может заменить беседы, разговора, книга лишь подражание диалогу. Диалог развивается в непосредственном словесном контакте, в общении и является интерактивным поиском истины, искусством рассуждений и доказательств. Античные мастера риторики всегда учитывали особенности аудитории и рекомендовали два метода повышения эффективности речевых коммуникаций — аристотелевский и сократовский. Если оратор уверен, что его оппонент не имеет принципиальных возражений против обсуждаемого тезиса, то для принятия единого решения следует сразу же четко сформулировать сам тезис и аргументировать доказательства (аристотелевский метод). Иное дело, когда аудитория настроена враждебно к оратору, когда оппонент намерен опровергать аргументы и отстаивать свою точку зрения. В этом случае применяется иной метод, когда оратор не спешит с четкой формулировкой своего тезиса и подводит к нему оппонента медленно, незаметно, построив нерушимую логическую цепочку на каждом этапе своих рассуждений. Следует остановиться на этом методе ведения диспута более подробно, тем более что этот метод перешел к нам из глубокой древности, практически не изменив своей сущности, и выдержал многовековую проверку.
В современной риторике, в искусстве убеждать заслуженной известностью пользуется один из способов ведения диалога, получивший название метода Сократа, который неоднократно демонстрировал свое мастерство ведения диспутов, споров. Его метод ведения диалога строился на блестящем умении так строить логическую цепь умозаключений, что его оппонент был вынужден соглашаться с каждым доводом на любом этапе диалога, т. е. отвечать "да, да, да" на каждой позиции логического построения Сократа. На этих диспутах Сократ, убедив своего оппонента, мог шутя доказать правильность рассуждений как своих, так и противоположной стороны, хотя постоянно подчеркивал, что всякое умение, если оно не опирается на справедливость и добродетель, является плутовством, а не мудростью.
Любопытное подтверждение разумности приемов Сократа и учеников его школы нашла современная физиология. Оказывается, оппонент, подготовленный к спору и настроен<
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 427;